Характеристика системы управления рисками в сфере таможенного дела, сравнительный анализ российского и зарубежного опыта.
Цель СУР – создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации: · имеющих устойчивый характер; · связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; · подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей; · затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы. Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование СУР, закреплены в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации. Объекты анализа: · товары, находящиеся под таможенным контролем или выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации; · транспортные средства, используемые в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров; · сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих и таможенных документах; · сведения, содержащиеся в договорах международной купли-продажи внешнеторговой сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок – иных документов, выражающих содержание таких сделок; · деятельность лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;
· деятельность таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных; · результаты применения форм таможенного контроля; · таможенные органы. Основные задачи системы управления рисками: · создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование СУР; · разработка методик (программ) по выявлению рисков; · определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков; · выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений; · оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках; · определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению; · разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер; · разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков; · контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков; · оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений; · накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля3. Принципы построения системы управления рисками: · СУР основывается на следующих базовых принципах, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:
· принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решений в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации; · принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями ФТС России функциональных подсистем управления рисками, как элементов единой системы таможенной службы Российской Федерации; · принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования (ФТС России, РТУ, таможня, таможенный пост). · принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Российской Федерации; · принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков4. · Основываясь на указанных принципах, СУР обеспечит организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе выборочности. СУР должна стать одной из основных составляющих в работе по приведению процедур таможенного контроля в Российской Федерации в соответствие критериям качества таможенного администрирования, предусмотренными стандартами Всемирной торговой организации ВТО: · 1) сокращение времени таможенного оформления; · 2) прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности; · 3) партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности. Источники информации, используемые для выявления рисков: различные базы данных таможенных органов, оперативная информация, обращения и жалобы граждан и юридических лиц, информация других государственных органов, СМИ, результаты служебных проверок, оперативно-розыскной деятельности, информация, предоставляемая участниками внешнеторговой деятельности на добровольной основе, акты законодательства и правовые акты, Интернет5.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|