Основные положения законодательства Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС
В соответствии с правилами принятыми в государствах-членах таможенного союза Таможенный кодекс состоит из двух частей - общей и специальной. Он включает в себя 8 разделов, 50 глав, 373 Статьи, 375 страниц. Первый раздел кодекса включает в себя основные положения, второй – таможенные платежи, третий раздел – таможенный контроль, четвертый – таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации. Пятый раздел – это таможенные операции, связанные с помещением товара под таможенную процедуру, шестой – таможенные процедуры, седьмой – особенности перемещения через таможенную границу и совершение таможенных операций в отношении денег и категории товаров. Приходное положение – это раздел 8 – определение особенностей в применении отдельных норм кодекса в отношении юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного регулирования. А также товаров, ранее помещенных в отдельные таможенные режимы, и ситуаций, возникающих в сфере гидропользования. Также в кодексе на основе определения Е-21 Конвенции КИОТа разработана глава о взаимной административной помощи таможенных органов территории таможенного союза. Кроме того, в Кодексе содержится норма взаимного признания решений, принятых таможенными органами на таможенной территории таможенного союза. Это говорит о том, что таможенные органы будут действовать строго на своей территории. В случае возникновения каких-либо ситуаций на другой территории будут взаимно даваться поручения соответствующим таможенным службам и взаимно признаваться решения таможенных служб. Принятое положение кодекса позволяет значительно минимизировать вмешательство таможенных органов в деятельность участников внешней торговли, т.к. указанные нормы являются своеобразной формой взаимного таможенного доверия.
Если обратить внимание на то, какие упрощения представляют нормы Таможенного кодекса таможенного союза по сравнению с Таможенным кодексом РФ, то можно сказать следующее. В Таможенном кодексе объединены понятия – введено понятие таможенной территории таможенного союза, таможенной границы таможенного союза. Также введен институт уполномоченных экономических операторов, введено понятие таможенного представителя. Оно заменило понятие брокер. Также Таможенный кодекс не содержит понятие таможенного оформления и таможенного режима. А упрощение представляет собой следующее, по сравнению с Таможенным кодексом РФ: сокращен срок принятия решений таможенных органов по декларации от 3 дней до 2 дней. Срок уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливается равным сроку временного хранения, т.е. до 4 месяцев. Еще одна особенность: декларанту предоставлено право внесения изменений в таможенную декларацию, как до, так и после выпуска товаров. Нормой кодекса вводится институт уполномоченного экономического оператора, который пользуется специальными упрощениями, такими, как: временное хранение товаров в собственных помещениях и на собственных площадках, возможность выпускать товары до подачи таможенной декларации с уплатой таможенных платежей на момент декларации. Т.е. фактически участник внешнеэкономической деятельности получает отсрочку платежа до 40 дней. Появляется также возможность оформить транзит товаров без внесения и обеспечения уплаты таможенных платежей. При этом, естественно, предоставляются требования к уполномоченному экономическому оператору - обеспечение уплаты наложенных платежей не менее 1 млн. евро при включении в соответствующий реестр.
Следующее – это перевозка товаров под таможенным контролем. Перевозка открывается от внешней границы территории таможенного союза сразу до места нахождения получателя. Т.е. может открываться в Белоруссии и сразу до Казахстана, чтобы не зависеть от того места, где находится получатель товара. Перевозчики имеют право перемещаться по всей территории таможенного союза без применения к ним внутригосударственного контроля каждого члена таможенного союза. Также сокращена сумма обеспечения для таможенного перевозчика с 20 млн. рублей до 200 тыс. евро. (около 9 млн. рублей). А ж/д перевозчик вообще освобождается от необходимости внесения обеспечения доставки товара. Особенности в том, что контейнеры отнесены к транспортным средствам, что позволяет снять значительное количество проблем по контролю за временный ввоз контейнеров. Согласно вводимому институту таможенного представителя, сумма обеспечения снижена до 1 млн. евро (около 45 млн. рублей). Также в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей не будет использоваться договор страхования, который был предусмотрен в Кодексе РФ, но не функционировал. Что же касается таможенной процедуры экспорта, то учитывая, что экспортом признается процедура, в соответствии с которой товары таможенного союза вывозятся с его территории, то перемещение, например, товаров из России в Казахстан уже не будет являться экспортом, это будет являться взаимной торговлей. По истечении переходного периода участники внешнеторговой деятельности будут вправе осуществлять декларирование товаров в любом таможенном органе таможенного союза, исходя из интересов своей экономической деятельности. Пока же предусмотрено национальное резидентство, т.е. участники внешнеэкономической деятельности имеют право декларировать товары только по национальному признаку. Приведенные выше особенности правовых норм Таможенного кодекса свидетельствуют об их ориентации на содействие интеграционным процессам на единой таможенной территории. При этом основным критерием правовой эффективности норм кодекса будет являться политика их добросовестного исполнения и применения на таможенной территории таможенного союза, как участниками ВЭД, так и таможенными органами.
Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения. Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников. Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий. ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Евросоюза. Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений. Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО. Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции. Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|