Цель: выявить основные трудности и проблемы межкультурной адаптации
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Алгоритм работы: 1. Проведите интервью с человеком, долгое время прожившим за пределами России. Попросите его вспомнить, как проходил процесс его «вхождения» в чужую культуру. На этом примере опишите процесс адаптации к инокультурной среде и постройте соответствующую индивидуальную кривую. 2. Побеседуйте с представителями разных культур о способах невербального поведения, которые они используют, когда хотят выразить то, или иное отношение. Сопоставьте результаты с особенностями выражения тех же отношений в своей собственной или других культурах. Опишите «точки несовпадения», которые могут привести к непониманию и напряженности. 3. Создайте ситуацию из «культурного ассимилятора», предназначенного для гостя из «ближнего зарубежья», впервые прибывающего в нашу страну. 4. На основе интервью с представителями своей культуры (этноса) составьте перечень претензий к приезжающим «гостям из ближнего зарубежья», попытайтесь проанализировать их с точки зрения существующих стереотипов и предубеждений. 5. Представьте полученные результаты в виде развернутого описания, с интерпретациями и выводами. В качестве методического инструментария при выполнении этого задания могут быть использованы материалы гл. 5 работы Т.Г. Стефаненко «Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов» - С.154-201.
вопросы к Экзамену 1. Актуальность этнопсихологических знаний. Основные тенденции развития этнических общностей, этнический парадокс 2. Психологические причины роста этнической идентичности. 3. Место этнопсихологии среди других наук. Предмет, задачи, основные понятия. 4. Основные ветви, разделы этнопсихологии, -emic и -etic подходы и их реализация в психологической антропологии и сравнительно-культурной психологии.
5. Ранние историко-философские воззрения на природу психологических особенностей народов, культурно-политическую специфику их жизни. 6. Зарождение этнопсихологии как самостоятельной науки. Психология народов М.Лацаруса и Г.Штейнталя. 7. Вклад В.Вундта в развитие психологии народов. 8. Первые этнопсихологические исследования и теоретические подходы к созданию этнопсихологии в России в 40-е годы XIX века. 9. Попытка К.Д.Кавелина создать этнопсихологию. Дискуссия между Сеченовым и Кавелиным о возможностях изучения психики по продуктам духовной культуры. 10. А.А.Потебня о роли языка в жизни народа. 11. Г. Лебон о психологии народов и масс. 12. Г.Г.Шпет о необходимости создания этнической психологии. Основные понятия его концепции. 13. Этнопсихологическое исследование, осуществленное А.Р.Лурия в Узбекистане, цели, задачи, методы, результаты. 14. Теория «культура и личность». Предмет, задачи, методы культурной антропологии. 15.Теоретические построения и результаты конкретных исследований Р. Бенедикт. Понятие «конфигурация культур». 16. Психоаналитический подход (А.Кардинер и Р.Линтон). Теория базовой и модальной личности. 17. Сравнительно-культурный подход У.Риверса. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей представителей различных культур. 18. Основные направления этнопсихологических исследований. Релятивизм, абсолютизм, универсализм – сущность данных подходов, основные положения, задачи. 19. К.Леви-Строс об универсальности мышления людей из разных культур. 20. Леви-Брюль об особенностях дологического мышления 21. Этнопсихологические исследования личностных черт. Понятие о «национальном характере», проблемы исследования национального характера, примеры выделяемых черт. 22. Сравнительные исследования нормы и патологии в различных культурах
23. Сравнительные исследования конформности, индивидуализма, коллективизма. 24. Исследование социализации детей (этнография детства) 25. Межкультурные различия в экспрессивном поведении. Этнокультурные особенности вербальной коммуникации. 26. Этнопсихологические исследования невербальной коммуникации 27. Этнические предрассудки, их изучение. 28. Кросс-культурные исследования интеллекта, история и основные проблемы 29. Особенности межгруппового восприятия в ситуации межэтнического взаимодействия. Этноцентризм, стереотипизация, этностереотипы. 30. Этнические стереотипы, их содержание, функции. 31. Этнические предрассудки, их происхождение и функции, теоретические подходы и практические исследования. 32. Каузальная атрибуция как механизм межэтнического восприятия. 33. Понятие об этнической напряженности и конфликте. Возникновение, протекание, разрешение конфликта, модели, механизмы урегулирования. 34. Поиски причин этнических конфликтов в социальной психологии и смежных науках. 35. «Концепции заговора» и этнический конфликт. 36. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации. Факторы, влияющие на процесс адаптации 37. Изучение ценностей в этнопсихологии. 38. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию. 39. «Культурный ассимилятор» как техника повышения межкультурной сензитивности. 40. Методы этнопсихологического исследования.
Рекомендуемая литература (основная). 1. Андреев А. Очерки русской этнопсихологии. СПб: Тропа Троянова, 2006. - 376c. 2. Платонов Ю.П. Психология национального характера. М.: Академия, 2007. – 240с. 3. Почебут Л.Г. Взаимодействие культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб. Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007. – 281с. 4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М. Аспект-Пресс, 2007. – 368с. 5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Практикум. Аспект-Пресс, 2006. – 208с. 6. Сериков Г.В. Методические указания к спецкурсу «Этнопсихология» Ростов-на-Дону, 2007. – 24с. 7. Сериков Г.В. Методические указания к спецкурсу «Этнопсихология» Ростов-на-Дону, 2006. – 24с.
Рекомендуемая литература (дополнительная). 1. Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. М.: Академический проект, 2003. – 624с.
2. Мацумото Д. Психология и культура. СПб., Питер 2003. – 718с. На инкампусе преподавателя находятся в свободном доступе, постоянно обновляемые источники в электронном виде, в том числе и базовый для данного курса учебник Т.Г. Стефаненко «Этнопсихология», а также методические рекомендации и учебное пособие преподавателя.
Глоссарий Адаптация – процесс приспособления какой-либо этнической группы к новой этнической природной и социально-культурной среде для взаимного сосуществовования Аккультурация – процесс взаимного влияиния культур разных этносов, в результате которого происходит восприятие одной культурой элементов другой культуры. Ассимиляция – этнический процесс растворения ранее самостоятельного этноса (или его части) среди другого, сопровождающийся утратой своего языка, культуры, национального самосознания. аУТОСТЕРЕОТИПЫ – СТЕРЕОТИПЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К СВОЕЙ (ВНУТРЕННЕЙ ГРУППЕ0 ВНУТРИГРУППОВОЙ ФАВОРИТИЗМ – ТЕНДЕНЦИЯ БЛАГОПРЯТСТВОВАТЬ СВОЕЙ ГРУППЕ И ЕЕ ЧЛЕНАМ ПРИ СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ СОПОСТТАВИМЫМИ С НЕЙ ГРУППАМИ (ПРЕДПОЧТНЕНИЕ СВОЕЙ ГРУППЫ0 Геноцид – тип этнической политики, направленной на полное или чстичное уничтожение отдельныхических, расовых или религиозных групп. ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПЫ – СТЕРЕОТИПЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ЧУЖОЙ (ВНЕШНЕЙ ГРУППЕ) Глобализация культуры – процесс интеграции культур разных народов в мировую систему в связи с развитием современных средств транспорта, экономических связей мирового рынка и средств масовой коммуникации (термин появился в конце 80-х в связи с проблемой сближения наций и расширением культурных контактов между народами), имеет как положительные (взаимообогащение культур, сближение народов) так и отрицательные стороны (потеря культурной самобытности, культурное растворение – ассимиляция) ДЕЛЕГИТИМИЗАЦИЯ – КРАЙнЯЯ СТЕПНЬ ЭТНОЦЕНТРИЗМА, КОГДА ДРУГАЯ ГРУППА ОЦЕНИВАЕТСЯ НАСТОЛЬКО НЕГАТИВНО, ЧТО ИСКЛЮЧАЕТСЯ ИЗ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
Идентичность этническая – самоотождествление себя с определенной культурной средой, осознание своей этнической принадлежнгости инициации – система обрядов, связаных с переводом юношей и девушек в возрастнуЮ кактегории мужчин и женщин, хАРАКТЕРНЫЙ ДЛЯ ПЕРВОБЫТНЫХ КУЛЬТУР ИНСТТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ, ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА КОТОРОГО СОСТОЯЛА В ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ (В КАЫЧЕСТВЕ И ПОЛНОПРАВНЫХ ЧЛЕНОВ ПЛЕМЕНИ, РОДА ИЛИ МУЖСКОГО СОЮЗА культурная диффузия – стихийный процесс взаимного проникновени культурных черт и явлений из одного общества в другое при их контактах, в результате которого происходит взаимное обогащение культур. культурные универсалии – Совокупность норм, Ценностей правил, традиций любой этнической культуры, Которые носят всеобщий характер, присутствуют на всех этапах развития человеческого рода и не зависят от географического места или исторического устройства общества. Маргинальность этническая – одновременная принадлежность человека к двум этническим культурам, Порождающая двойственное этническое самосознание, дискомфорт и неудовлетворенность мЕНТАЛЬНОСТЬ – СИСТЕМА ОБРАЗОВ, КОТОРЫЕ ЛЕЖАТ В ОСНОВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ И О СВОЕМ МЕСТЕ ВМ ЭТОМ МИРЕ И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОСТУПКИ И ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – ВЕТВЬ ЭТНОПСИХОЛОГИИ, В ОСНОВЕ КОТОРОЙ ЛЕЖИТ EMIC ПОДХОД, И ПРЕДМЕТОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЮТСЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПЕРЕМЕНННЫМИ, Т. Е. ВНУТРЕННИМ МИРОМ ЧЕЛОВЕКА, И ЭТНОКУЛЬТУРНЫМИ ПЕРЕМЕННЫМИ НА УРОВНЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩЕНОСТИ сОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП – УПРОЩЕННЫЙ СХЕМАТИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ СОЦИАЛЬНОГО ОБЪЕКТА, КОТОРЫЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ВЫСОКОЙ СТЕПНЬЮ СОГЛАСОВАННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ сОЦИАЛЬНАЯ (ИЛИ ГРУППОВАЯ) каузальная атрибуция – это интерпретация поведения и результатов деятельности индивидов на основании их группового членства СРАВНИТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ВЕТВЬ ЭТНОПСИХОЛОГИИ, В ОСНОВЕ КОТОРОЙ ЛЕЖИТ «ETIC» ПОДХОД, И ПРЕДМЕТОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ИЗУЧЕНИЕ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕНЫХ В РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРАХ И ЭТНИЧЕСКИЪХ ОБЩНОСТЯХ этническая консолидация – процесс слияния относительно самостоятельных этносов или этнических групп, обычно родственных по культуре и языку в единую этническую общность. этническИЙ СТЕРЕОТИП – УПРОЩЕННЫЙ ОБРАЗ ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ, НОСИТ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ХАРАКТЕР, ОБЛАДАЕТ, УСТОЙЧИВОСТЬЮ, СОГЛАСОВАННОСТЬЮ, ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ НЕТОЧНОСТЬЮ Этносы – это реально существующие, функционирующие группы, которые сложились, обрпазовались, в ходе исторического развития, которые взаимодействуют друг с другом и существование которых ограниченно временными рамками.
Этнос (ПО Т.Г. сТЕФАНЕНКО) – ГРУППА ИЛЮДЕЙ, ОСОЗНАЮЩИХ СЕБЯ ЕЕ ЧЛЕНАМИ НА ОСНОВЕ ЛЮБЫХ ПРИЗНАКОВ, ВОСПРИНИМАЕМЫХ КАК ЕСТЕСТВЕННЫЕ И УСТОЙЧИВЫЕ ЭТНОДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЙЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭТНОЦЕНТРИЗМ – ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ВНУТРИ ГРУППОВОГО ФАВОРИТИЗМА ПРЕДПОЧТЕНИЕ СВОЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ, ТЕНДЕНЦИЯ ОЦЕНИВАТЬ МИР С ПОМОЩЬЮ СОБСТВЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ФИЛЬТРОВ ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАКТЕГОРИЯ, КОТОРАЯ ОТНОСИТСЯ К ОСОЗНАНИЮ СВОЕЙ ПРТИНАДЛЕЖНОСТИ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ – ЭТО ЛЮБАЯ КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ГРУППАМИ – ОТ РЕАЛЬНОГО ПРОТИВОБОРСТВА ЗА ОБЛАДАНИЕ ОГРАНИЧЕННЫМИ РЕСУРСАММИ ДО ПРЕДПОЛАГАЕМОГО РАСХОЖДЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ – ВО ВСЕХ ТЕХ СЛУЧАЯ, КОГДА В ВОСПРИЯТИИ ХОТЯ БЫ ОДНОЙ ИХ СТОРОН ПРОТИВОСТОЯЩАЯ СТОРОНА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ЕЕ ЧЛЕНОВ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|