Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Основы общественного производства




Содержание лекции

1. Человек и экономика.

2.Общественное производство и его структура.

3. Производство и воспроизводство.

4. Результаты общественного производства.

5. Факторы производства.

6.Типы экономических систем.

7.Модели экономических систем.

 

Цель лекции: Раскрыть общественный характер производства, взаимосвязь четырех стадий.

Показать различные подходы к определению экономических систем, классификацию типов экономических систем, сравнительный анализ экономических систем. Раскрыть необходимость и сущность переходной экономики, основные мероприятия, проводимые в переходный период. Раскрыть суть теории исторического развития общества. Критерии социально-экономического прогресса.

Ключевые слова: производство, воспроизводство, распределение, обмен, потребление.Взаимосвязь производства, распределение, обмен, потребление. Экономическая деятельность человека. Экономические ресурсы и факторы производства. Материальное и нематериальное производство. Производстство и воспроизводство. Простое и расширенное (экстенсивное и интенсивное) воспроизводство. Экономическая система, традиционная экономика, рыночная экономика, командная экономика, рыночная экономика. многоукладность экономики, сосуществование экономических систем, либерализация, шоковая терапия.

Производственные возможности общества. Экономическая эффективность

Потребности людей (в их развитии) в принципе безграничны. Возможности же для их удовлетворения ограничены. Проблема ограниченности ресурсов в экономике решается путём их рационального использования и может быть выражена понятием эффективность. Эффективность – это соотношение затрат и выгод при производстве материальных благ.

Эффективность означает, что при данном количестве ресурсов невозможно произвести большее количество товара А, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество товара В. Эффективность может быть выражена с помощью кривой производственных возможностей.

Рис1. График производственных возможностей страны

Кривая АВСВ, называемая границей производственных возможностей, характеризует максимально возможные объёмы производства средств производства и потребительских товаров при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов.

Экономические ресурсы – это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в создании товара, услуг и иных ценностей.

Наряду с понятием «ресурсы производства» экономическая теория также оперирует понятием «факторы производства». Это экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. В экономической теории выделяют четыре основных фактора производства:

1.Природные ресурсы (земля) — это все естественные ресурсы, применяемые человеком в процессе производства.

2. Капитал — так называют материальные (здания, сооружения, оборудование, машины, а также полуфабрикаты и материалы) и финансовые ресурсы в системе факторов производства.

3. Труд — это совокупность умственных (знаний, умений и навыков) и физических способностей человека, которую он использует при производстве товаров и услуг.

4. Предпринимательская способность — это способность людей принимать решения, в результате которых все остальные факторы производства соединяются в единую систему производства.

Факторы производства всегда кому-то принадлежат, и собственники этих факторов желают получить доход от их использования.

Производство является общественным, так как его конечным продуктом всегда выступает общество и человек. Количественная непрерывность общественного производства выступает как единство четырех процессов: производства, распределения, обмена и потребления.

Производство – это целесообразная деятельность человека для удовлетворения своих потребностей.

Потребление является заключительной фазой использования продукта в процессе удовлетворения экономических потребностей общества и отдельных его членов.

Распределение и обмен просто опосредствуют связь между производством и потреблением. Распределение – это распределение материальных, трудовых, финансовых ресурсов, а также результатов производства – разнообразных продуктов. Обмен – это сфера купли-продажи факторов и результатов производства.

 

Экономическая система - особым образом упорядоченная система связи между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ.

Это означает, что не существует хаотичного движения в хозяйственной деятельности людей, как это может показаться на первый взгляд. Процесс производства, обмена, распределения и потребления благ, осуществляющийся в разнообразных формах, всегда оказывается организованным тем или иным способом.

Классификация экономических систем может производиться на основе различных критериев. В основе этой множественности критериев лежит объективное многообразие свойств экономической системы. Наиболее роспрастраненными критериями являются социально-экономические критерии. Различают четыре социально-экономических критерия:

I критерий - координация экономической деятельности. С этой точки зрения выделяют три формы хозяйствования.

1) традиционное общество, характерной чертой которого является натуральное хозяйство, т.е. хозяйство в котором производят все необходимое для собственной жизни и практически нет товарного обмена.

2) рыночная система или товарное производство при котором товары и услуги производятся для продажи.

3) плановое хозяйство, при котором только государство является собственником производственных ресурсов и только оно принимает экономические решения.

II критерий - тип собственности. С точки зрения этого критерия выделяют общественно-экономические формации или способы производства. В основе такого деления лежит идея соответствия производственных отношений уровню и характеру производственных сил.

III критерий - социокультурный фактор. С точки зрения этого критерия выделяют отдельные цивилизации. Цивилизация - это совокупность социокультурных, социально-политических, природно-климатических, геополитических и т.д. факторов.

IV критерий - степень индустриализации общества. С этой точки зрения выделяют доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество.

Различные субъекты хозяйственных систем это различным образом устроенные информационные системы, которые и предопределяют способы решения задач хозяйственной жизни. Каким образом осуществляется координация выбора, реализуемого людьми в процессе их повседневной хозяйственной деятельности?

Экономическая теория рассматривает два различных способа координации: спонтанный или стихийный порядок и иерархию.

В спонтанных порядках информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов и произведенных с их помощью благ подсказывает экономическим агентам, в каком именно направлении нужно действовать, т.е. что, как и для кого производить. Спонтанный порядок возник естественным пктем, в ходе развития человеческой цивилизации. Рынок - это и есть спонтанный порядок.

Но есть и другой способ получения информации о том, что, как и для кого производить. Это - система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего Центра к непосредственному исполнителю (производителю). Такая система называется иерархией. Концепция иерархической структуры управления была сформулирована немецким социологом Максом Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии. Она содержала следующие принципиальные положения: четкое разделение труда, иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим, наличие формальных правил и норм, дух формальной обезличенности. Иерархия основана не на ценовых сигналах, а на власти которая выражается в лице руководителя фирмы или центрального управляющего государственного органа.

Различные варианты экономических систем зависят не только от способа координации, но и от формы кооординации, т.е. от формы передачи информации между экономическими агентами. К таким формам относятся: административно-командная система или плановое хозяйство, рыночная система и традиционное общество. Исторически первой экономической системой явилось традиционное общество.

Традиционная экономическая система базируется на отсталых технологиях, широко распространенном ручном труде, низкой производительности труда. В жизни традиционного общества приобладают освященные веками традиции, обычаи и ценности. Для традиционного общества характерно религиозное, кастовое и сословное деление. В традиционной экономике субъекты мало связаны друг с другом, каждый экономический субъект в таком хозяйстве функционирует в автономном режиме, т.е. производитель одновременно является и потребителем. Элементы традиционного общества присутствуют и в современной экономике. Например, в ряде стран сохраняется натуральное хозяйство, основанное на коллективном общинном ведении хозяйства. Традиционное общество сохраняется во многих развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Рыночная экономика сложилась в 18 веке и существует до сих пор в различных модификациях. Отличительными чертами этой системы являются: частная собственность на средства производства, ценовой механизм (спонтанный координационный механизм), наличие множества самостоятельных субъектов, которые производят продукты не для себя, а для продажи. Решающим условием развития рыночной экономики является свобода предпринимательства, когда каждый производитель самостоятельно решает проблему распределения ресурсов, проблему выбора выпуска товаров, ориентируясь на спрос потребителей, уровень и динамику цен. Современное рыночное хозяйство сильно отличается от рынка 18 -19 веков. Современный рынок представляет собой сплав планового и стихийного порядка. В современной рыночной экономике задача оптимального использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. Если первые рыночные системы базировались только на спонтанном механизме передачи информации, то современные системы сочетают иерархию со спонтанным порядком.

Характерными чертами административно-командной системы являются: общественная (государственная) собственность на средства производства, монополизация и бюрократизация экономики, централизованное экономическое планирование. Административно-командная система предполагает: во-первых управление всеми предприятиями из единого центра, во-вторых, государство в виде министерств и ведомствполностью контролирует производство и распределение созданного продукта, и в-третьих, государство руководит хозяйственной деятельностью только на основе административно-командных методов.

На основе выдвинутых критериев можно выделить четыре модели современной рыночной экономики.

1. Либеральная модель - имеет богатую историю, первоначально идея о свободной экономике принадлежала Адаму Смиту. Эта модель экономики основана на принципе невмешательства государства в экономическую жизнь. В современной либеральной экономике основную роль играет не государство, а частный капитал. Либеральной модели не нужен и социальный сектор, так как рынок сам по себе имеет социальное начало, давая возможность заработать всем членам общества. Этой модели придерживаются страны англо-саксонского направления: Великобритания, США, Канада, Ирландия. Такую модель еще называют американской. Капиталистические отношения в этих странах базируются прежде всего на ценностях, которые дает протестантская религия.

2. Моделью проповедующей рыночные отношения является социально-рыночное хозяйство. К странам с такой моделью экономики относятся ФРГ, Австрия, Бельгия, Голандия, Швейцария, частично Франция. В этих странах пенсионная система и трудовое законодательство имеют ярко выраженную социальную направленность. Отношения между государством, рабочими и предпринимателями характеризуются тесным сотрудничеством.

3. Регулируемый капитализм. Классическим примером страны с такой моделью экономики можно считать Японию. Японское правительство, тесно связаное с ведущими промышленными корпорациями, осуществляет распределение ресурсов в масштабах национальной экономики, а предприятия уже самостоятельно решают как распорядиться имеющимися ресурсами.

4. Социалистическая модель рынка (Китай) - большинство решений о распределении ресурсов принимаются на рыночной основе. Планирующий орган устанавливает цены, которые должны обеспечить желательное распределение ресурсов, а не отдает команды о том, что, как и для кого производить. В то же время производительным капиталом владеет государство.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Система производственных отношений.

2.Производство. Факторы производства. Эффективность использования факторов производства.

3.Граница производственных возможностей. Кривая трансформации.

4.Типы экономических систем. Стихийные отношения и координация в экономической системе.

5.Особенности подхода к анализу экономических систем.

6.Производственная функция. Закон убывающей производительности факторов.

7.Условия возникновения и основные черты товарного производства.

8.Особенности переходной экономики постсоциалистических стран.

9.Информация как фактор производства: значение, проблемы использования.

10.Экология как фактор производства.

11.Особенности анализа общественного производства.

12.Смешанная экономика: понятие, особенности.

1.Основные типы организации общества. (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество)

2..Исторические ступени цивилизационного развития.

3.Теория различных способов производства.

4.Периодизация развития общества.

5.Эволюция понятия «цивилизация».

6.Критерии социально-экономического прогресса.

7.Классификация экономических систем.

8. Различные подходы к экономической системе.

9.Модели экономических систем.

10.Закономерности переходной экономики.

11.Трансформация административно-командной системы в рыночную.

12.Смешанная экономика: понятие и особенности.

13.Социально-ориентированная рыночная экономика и проблемы ее формирования в РК.

14.Характерные черты переходной экономики.

15.Варианты перехода к рыночной экономике.

16.Теория переходного периода.

17.Социально-экономические последствия переходного этапа в РК.

 

 

Литература:

1.Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. - А., 1992.

2.Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т.1, гл. 2, с. 36-50.

3.Основы экономической теории и практики. Учебно-методическое пособие. - Волгоград, 1994, гл. 1, с. 11-30.

4.Хейне П. Экономический образ мышления. -М., 1991, с. 19-35.

5.Эклунд К. Эффективная экономика. М.,1991, с.22-27, 29-41, с.71-87.

6.Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории. -М., 1993.

7.Жатканбаев Е.Б. Проблемы формирования смешанной экономики. –Алматы, 1992.

  1. Жатканбаев Е.Б. Проблемы формирования смешанной экономики. –Алматы, 1992.
  2. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развитие Казахстана как суверенного государства. -А., 1992.

3. Пороховский А. Российская рыночная модель: путь реализации. //ВЭ, 2002, № 10, стр. 35-46. Маркс К. Капитал. -М., 1963, т. 1, кн. 1, отдел 1, гл. 1-2.

  1. Эклунд К. Эффективная экономика. М.,1991, с.22-27, 29-41, с.71-87.

5. Копбергенова Г. Этапы формирования самостоятельной экономики Казахстана. //Транзитная экономика, 2002, № 1.

6. Нурмаханова Л. основные этапы становления и развития антикризисного управления в Казахстане. //Транзитная экономика, 2003, № 4.

7. Дзарасов С. Российские реформы и экономическая теория. //Вопросы экономики, 2002, № 7., стр. 26-43.

  1. Кузнецов В.К. Теории переходной экономики. //МЭиМО, 1994, №12.
  2. Елемесов Р.Е. Переходная экономика: проблемы методологии и теории. -А., 1998.
  3. Кенжегузин М.Б. Экономика Казахстана на пути преобразований. -А., 2001.
  4. Иванов Ю, Рябушкин Б. Итоги развития экономики стран-членов СНГ в 2001 г., //ВЭ, 2002, № 3, стр. 124-137.
  5. Земляков Д., Петренко И. Экономическая безопасность России: денежный фактор. //РЭЖ, 2003, № 4.
  6. Пезников Л., Мелентьев А. Нынешняя реформа и НЭП: итоги и уроки аналитического сопоставления. //РЭЖ, 2003, № 4.
  7. Плышевский Б экономические условия, способствовавшие разрушению СССР. // Экономист, 2000, № 12.

 

 

Лекция №3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...