Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Основы теории спроса и предложения




Содержание лекции

1..Сущность конкуренции. Виды конкурентной борьбы.

2.Типы конкуренции.

3. Виды рыночных структур в зависимости от типа конкуренции.

4.Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на изменение спроса.

5.Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на изменение предложения.

6..Рыночное равновесие. Нарушения рыночного равновесия.

7.Эластичность спроса и предложения.

8.Теория потребительского поведения.

 

Цель лекции: Показать рыночный механизм функционирования экономики, его преимущества и недостатки, раскрыть сущность конкуренции, ее виды и последствия, выяснить сущность конкуренции и ее роль в экономике. Рассмотреть основные виды конкурентной борьбы

Раскрыть сущность законов спроса и предложения, взаимодействие между ними.Дать понятие эластичности и ее коэффициентов.

Ключевые слова: Инфраструктура рынка, спрос, предложения, рыночная цена, конкуренция, издержки альтернативного выбора, конкуренция, совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция, монополия, антимонопольное законодательство

Кривая спроса, факторы спроса, кривая предложения, факторы предложения, равновесная цена, равновесное количество, точка равновесия, дефицит, излишек. Эластичность спроса и эластичность предложения. Потребительское поведение.

Конкуренция [позднелат. concurentia - сталки­ваться] — элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осу­ществляется различными методами. Она может быть внутриот­раслевой и межотраслевой, ценовой и неценовой, среди продавцов и среди покупателей, совершенной и несовершенной.

Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между предпринимателями одной отрасли хозяйства за более выгод­ные условия выпуска и сбыта товаров. Внутриотраслевая кон­куренция ведет к установлению единой рыночной цены на дан­ный вид продукции. Межотраслевая конкуренция — вид конкуренции между производителями, действующими в разных отраслях экономики. Под действием межотраслевой конкуренции капитал устремляется в отрасли, характеризующиеся в данный момент наивысшей нормой прибыли.

На первых этапах развития рынка преобладала ценовая конкуренция, предполагающая соперничество между производителями с помощью манипулирования ценами. В современной рыночной эконо­мике наиболее распространена конкуренция качества, предполагающая соперничество товаропроизводителей на основе технического превосходства, параметров качества и надежности товаров и услуг.

Свободная конкуренция предполагает свободный, ничем не ограниченный вход на рынок.

Спрос характеризует готовность покупателей в данный отрезок времени приобретать продукт по каждой из предложенных на рынке цен.

На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы.

Зависимость объема спроса от цен фиксируется законом спроса и представ­лена кривой с отрицательным наклоном. Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки постоянной кривой спроса.

На спрос влияют и неценовые факторы: предпочтения и вкусы потребителей, размеры рынка, доход («эффект дохода»), цены на сопряженные товары (субституты и дополняющие), потребительские ожидания.

Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе и выражается смещением кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает).

Предложение характеризует разные количества продукта, которые производитель желает произвести и продать по данной цене в конкретный временной период.

Зависимость объема предложения от цен фиксируется законом предложения и описывается кривой с положительным наклоном. Изменение цен при­водит к изменению величины предложения и иллюстрируется движением его вдоль постоянной кривой предложения от одной комбинации «цена — объем предложения» к другой.

Действие неценовых факторов приводит к изменению в предложении, что выражается в смещении кривой предложения вправо (если оно растет) и влево (если оно сокращается). К неценовым факторам, оказывающим влия­ние на предложение, относятся: цены на производственные ресурсы, изме­нения в технологии производства, государственная политика в области на­логообложения и субсидирования, структура рынка.

Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляются на основе ценового механизма и конкуренции. Это взаимодействие приво­дит к формированию равновесной цены, при которой величины спроса и предложения сбалансированы. Равновесной цене присуща уравновешиваю­щая функция.

На рисунке представлен график равновесия. При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а также желание и готовность продавцов его продать совпадают.

 

Вопросы самоконтроля:

1. Конкуренция - элемент рынка. Преимущества и недостатки конкуренции.

2. Причины перехода от совершенной конкуренции к монополистической конкуренции.

3. Формы и виды соперничества в условиях монополистической конкуренции.

4. Естественные монополии.

5. Научно-техническое соперничество как форма конкуренции.

6. Антимонопольная политика государства.

1. Спрос, предложение, цена: взаимосвязь и взаимодействие элементов рынка.

2. Экономические законы рыночного ценообразования.

3. Понятие эластичности. Коэффициенты эластичности.

4. Задачи на рыночное равновесие.

5. Теория потребительского поведения.

6. Функция полезности и кривая безразличия.

7. Бюджетное ограничение. Основная проблема потребления.

8. Эффект замещения и эффект дохода.

 

Литература:

1. Семенов В. Сущность и структура рынка. Необходимость перехода к рыночной экономике. //Экономические науки, 1991, № 8.

2. Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. -М., 1991, Ч. 1, с. 71-89.

3. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. -М., 1992, с. 69-85.

4. Нефедов А. Некоторые категории рыночного механизма. //Транзитная экономика, 2002, № 2.

5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. -М., 1992, гл. 25-26, с. 27, 28, 34.

6. Хейне П. Экономический образ мышления. -М., 1992, гл. 8, 9, 10.

7. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. -М., 1992, Ч. 2, гл. 11, с. 31-53.

8. Жилкибаев. Антимонопольное законодательство РК. –Алматы, 1999.

9. Сагиева Р. некоторые проблемы теории естественных монополий. // Транзитная экономика, 2002, № 4-5.

1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. «Экономикс». Т. 1, гл. 4, с. 61-74.

2. Хейне П. Экономический образ мышления. -М., 1992, гл. 4, с. 101-134.

 

Лекция № 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...