Методические указания студентам
Зачеты, установленные утвержденным учебным планом, служат формой проверки усвоения студентом знаний по изучаемым дисциплинам (теоретические зачеты), контроля выполнения практических и контрольных работ. Теоретические зачеты оцениваются отметкой "зачет", "незачет". По некоторым дисциплинам, а также контрольным работам, и всем видам практик предусмотрены зачеты с оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" (так называемые дифференцированные зачеты). Теоретический зачет проводится по окончании чтения семестрового курса лекций, до начала экзаменационной сессии, путем опроса или в иной форме, устанавливаемой кафедрой; принимается преподавателем, читающим лекционный курс, и при положительных результатах оценивается отметкой "зачет", проставляемой в зачетную книжку студента и зачетную ведомость, а при отрицательных результатах - отметкой "незачет", проставляемой только в зачетную ведомость. Преподавателю предоставляется право поставить зачет без опроса тем студентам, которые в процессе занятий и по результатам промежуточного контроля и текущей аттестации показали успешное овладение учебным материалом. Неявка студента на зачет проставляется преподавателем в зачетной ведомости отметкой "неявка". Студент имеет право до окончания экзаменационной сессии на пересдачу каждого зачета (контрольной работы и т.д.) не более двух раз. Дата, время и аудитория проведения теоретического зачета и проведения двух его пересдач назначаются преподавателем и согласовываются с учебным отделом института (деканатом). Студенты, не выполнившие без уважительных причин до начала зачетной сессии всех установленных учебным планом практических, контрольных работ, домашних заданий не допускаются к экзамену по данной дисциплине. К экзаменам по другим дисциплинам они могут быть допущены по разрешению директора (заместителя директора мо учебной работе) института. При наличии уважительных причин (болезнь, семейные обстоятельства и др.) невыполнения в полном объеме учебного плана семестра студенту по его заявлению на имя директора института (декана факультета) может быть предоставлена возможность сдачи зачетной сессии по индивидуальному графику.
Критерии оценки
Аттестация установлена по завершению курса в форме дифференцированного зачета или зачета по дисциплине русский язык и культура речи.
Отметка «отлично» или «зачтено» ставится, если:
- раскрыты и точно употреблены основные понятия;
- сущность вопросов раскрыта полно, развернуто, логично;
- использованы при ответе примеры, иллюстрирующие теоретические положения;
- представлены разные точки зрения на проблему;
- выводы обоснованы и последовательны;
- свободно формулирует свою точку зрения и может аргументировать её.
- не затрудняется с ответом на нестандартные вопросы
- Отметка «хорошо» или «зачтено» ставится, если:
- студент твердо знает программный материал, в целом материал излагается полно, по сути билета;
- использованы при ответе примеры, иллюстрирующие теоретические положения;
- выводы обоснованы и последовательны;
- не допускает существенных неточностей в ответе на вопросы,
- ответил на большую часть дополнительных вопросов.
- Отметка «удовлетворительно» или «зачтено» ставится, если:
- раскрыта только меньшая часть основных понятий;
- не достаточно точно употреблял основные категории и понятия;
- не достаточно полно и не логично отвечал по содержанию вопросов;
- не использовал примеры, иллюстрирующие теоретические положения;
- не рассматривал разные точки зрения на проблему;
- возникли проблемы в обосновании выводов, аргументаций;
- Отметка «неудовлетворительно» или «незачет» ставится в случае, если:
- не знает значительной части программного материала, не раскрыто ни одно из основных понятий;
- не знает основные определения категорий и понятий дисциплины;
- допущены существенные неточности и ошибки при изложении материала;
- не может достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы.
Требования преподавателя
Форма контроля учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» - дифференцированный зачет или зачет, установленный и утвержденный учебным планом, преследуют цель оценить полученные студентом теоретические знания, их уровень, развитие творческого мышления, степень приобретения навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач. Дифференцированный зачет сдается по расписанию в периоды экзаменационных сессий, предусмотренных учебными планами. Расписание для всех форм обучения составляется учебным управлением, подписывается руководителем учебного заведения и доводится до сведения преподавателей и студентов не позднее, чем за 15 дней до начала сдачи зачета. Декан факультета может разрешить хорошо успевающим студентам досрочную сдачу зачета при согласии преподавателя (лектора). Пересдача зачета в период сессии с неудовлетворительной оценки или сдача зачета при неявке допускается с разрешения директора. Повторная сдача дифференцированного зачета (защиты контрольной работы, практической) с целью повышения положительной оценки разрешается в исключительных случаях директором филиала. Сдача зачета проводится на основе билетов, утвержденных на кафедре, в устной или письменной формах. Экзаменатору предоставляется право задавать вопросы сверх вопросов билета, а также помимо теоретических вопросов, давать задания и примеры по программе данного курса. Зачеты принимаются преподавателями, читающими курс лекций в данном потоке. Когда отдельные разделы лекционного курса, по которым установлен один зачет, читаются несколькими преподавателями, - зачет может проводиться с их участием, но с простановкой одной оценки. Во время зачета студенты могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения экзаменатора справочной литературой и другими подсобными материалами. При использовании студентами других, неразрешенных материалов и технических средств, преподаватель вправе прекратить контрольное испытание. Успеваемость студентов оценивается следующими отметками: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" или зачет - незачет. Положительные оценки проставляются в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента, неудовлетворительная оценка проставляется только в экзаменационную ведомость. Экзаменатору предоставляется право оценить успеваемость и поставить, по согласованию со студентами, оценку без опроса тем студентам, которые в процессе обучения показали успешное овладение учебным материалом по результатам текущей аттестации или промежуточного контроля, позволяющим оценить знания студента по сдаваемому предмету. При несогласии студента с выставляемой оценкой дифференцированного зачёта или зачета ему предоставляется право его сдачи в установленном порядке. Неявка студента на зачет проставляется экзаменатором в экзаменационную ведомость отметкой "неявка".
Вопросы к зачету
- Язык и речь. Функции языка.
- Фонетика как наука. Основные фонетические единицы.
- Гласные и согласные звуки. Принципы их классификации и характеристика. Орфоэпические нормы. Акцентологические нормы.
- Морфемика как наука. Виды морфем. Морфемный анализ слова.
- Словообразование разных частей речи. Словообразовательный анализ слов. Способы словообразования.
- Лексикология как наука. Слово как центральная единица языка.
- Лексическое значение слова. Многозначность (полисемия). Системность лексики (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, парономазы).
- Фразеология русского языка. Источники происхождения фразеологизмов.
- Фразеологические речевые ошибки их исправление в тексте.
- Морфология как наука. Структура частей речи. Принципы классификации. Характеристика.
- Имя существительное как часть речи. Правописание суффиксов имен существительных.
- Имя прилагательное как часть речи. Правописание суффиксов имен прилагательных.
- Имя числительное как часть речи. Склонение имен числительных.
- Семантико-грамматические свойства местоимений. Правописание отрицательных местоимений.
- Глагол как часть речи. Правописание глаголов.
- Деепричастие как особая форма глагола.
- Наречие как часть речи. Правописание наречий.
- Слова категории состояния. Сравнительная характеристика с наречием, простой сравнительной степенью имени прилагательного.
- Морфологические ошибки в речи и их исправление в тексте.
- Служебные части речи. Общие сведения. Правописание производных предлогов. Частицы НЕ и НИ. Междометие. Звукоподражание.
- Синтаксис. Синтаксические единицы. Словосочетание. Виды синтаксической связи.
- Простое предложение.
- Сложные предложения с разными видами связи.
- Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
- Строение предложения: члены предложения, способы их морфологического выражения.
- Орфография. Правописание корней: безударные гласные, чередующиеся гласные, гласные Е, Е, О после шипящих и Ц.
- Орфография. Правописание корней: согласные в корне слова, двойные согласные. Прописанная буква. Сложные слова.
- Орфография. Правописание приставок.
- Стилистика. Функциональные стили речи. Стилистические ошибки в речи.
- Пунктуация. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
- Пунктуация. Оформление прямой речи. Простые предложения с однородными членами.
- Разговорный стиль речи: жанры, языковые средства выражения, сфера употребления
- Научный стиль речи: жанры, языковые средства выражения, сфера употребления.
- Официально-деловой стиль речи: жанры, языковые средства выражения, сфера употребления.
- Публицистический стиль речи: жанры, языковые средства выражения, сфера употребления.
- Художественный стиль речи: жанры, языковые средства выражения, сфера употребления.
- Текст как произведение речи. Признаки, структура текста.
- Функционально-смысловые типы речи. Соединение в тексте различных типов речи.
- Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление.
- Русская лексика с точки зрения ее происхождения.
- Лексика с точки зрения ее употребления. Нормативная и ненормативная лексика.
- Активный и пассивный словарный запас.
- Особенности русского речевого этикета.
- Особенности словообразования профессиональной лексики.
- Речевые ошибки: причины возникновения в речи, типы речевых ошибок.
- Способы образования сложных слов. Аббревиатура. Правописание сложных слов.
- Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.
- Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание «не» с глаголами.
- Употребление форм глагола в речи.
- Правописание суффиксов и окончаний причастий. «НЕ» с причастиями.
- Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом.
- Деепричастный оборот и знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом.
- Правописание предлогов. Отличие производных предлогов.
- Союзы как средство связи предложений в тексте.
- Правописание союзов. Союзы и союзные слова.
- Грамматическая основа предложения, второстепенные члены предложения.
ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения» (МГУПС МИИТ)
Российская открытая академия транспорта
Кафедра «Иностранные языки»
Дисциплина «Русский язык и культура речи»
Контрольная работа №1
Студент: ____________________________________
Шифр: _______________________
Курс: 1
Специальность: _______________________________
Факультет: ____________________________________
Дата сдачи работы: __________________
Работу проверил: преподаватель кафедры "Иностранные языки" __________________________
201__ -201__ учебный год
Образец выполнения работы
Вариант ________ Соответствует последней цифре номера зачетной книжки.
Задание 1
Какова роль русского языка в современном мире?
Я считаю, что роль русского языка определяется тем великим значением, которое имел и имеет в истории человечества русский народ — творец и носитель этого языка.
Русский язык — единый язык русской нации, но одновременно это и язык международного общения в современном мире. Русский язык приобретает всё большее международное значение. Он стал языком международных съездов и конференций, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения.
Российская Федерация — многонациональное государство. Все народы, населяющие её, развивают свою национальную культуру и язык. Русский язык используется народами Российской Федерации как язык межнационального общения. Знание русского языка облегчает общение людей различных национальностей, населяющих нашу страну, облегчает их взаимопонимание.
Русский язык обогащает языки народов РФ такими словами и оборотами как: школа, книга, газета. В свою очередь, и некоторые элементы из национальных языков входят в словарь русского литературного языка (например, аул, акын, арык, кишлак, шаман и др.).
В современных условиях русский язык приобретает всё большее международное значение. Его изучают многие люди в разных странах мира.
Русский язык, несомненно, — это язык богатейшей художественной литературы, мировое значение которой исключительно велико.
Русский язык — один из замечательных языков мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря. Он всегда был предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою родину. «Народ, у которого такой язык,— народ великий»,— говорил один из прекрасных знатоков русского слова И. С. Тургенев. М. В. Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского» и, кроме того, «богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
А.С. Пушкин характеризовал русский язык как язык «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах...», «переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам...» Великий русский писатель высоко ценил народную русскую речь, её «свежесть, простоту и, так сказать, чистосердечность выражений» и главное преимущество русского литературного языка видел в его близости к языку народному.
«Великий, могучий, правдивый и свободный» — такими словами характеризовал русский язык И. С. Тургенев.
Таким образом, огромная роль русского языка в современном мире определяется его культурной ценностью, его мощью и величием.
Задание 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: