Характеристика раннего возраста и его особенности.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ Зав. кафедрой педагогики и психологии ИИГСО
(подпись) ___ _____________ 2017 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА «Социально – педагогические методы работы с родителями по адаптации детей к ДОУ».
Выполнил студент группы 503 Екатерина Игоревна Чикаева _________________
Направление подготовки / специальность: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Специализация / профиль: Психология и социальная педагогика Форма обучения: заочная
Научный руководитель: старший преподаватель кафедры психологии и педагогики ИИГСО Эльвира Салаватовна Тимербулатова ________________
Новосибирск 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3 Глава 1. Теоретические проблемы изучения феномена адаптации детей раннего возраста к ДОУ.. 12 1.1 Характеристика раннего возраста и его особенности. 12 1.2 Роль семьи как главный фактор развития дошкольника. 25 Глава 2. Социально – педагогические методы работы с родителями способствующие адаптации детей раннего возраста к ДОУ.. 54 2.1 Анализ исследования адаптации детей раннего возраста к новым условиям ДОУ 54 2.2 Анализ системы мероприятий по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ д/с № 389. 82 Глава 3. Мероприятия рекомендуемые для подготовки детей к поступлению в ДОУ........................................................................................................................65 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 95 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 99 Приложение. Бланк анкеты для родителей. 112
Введение
Дошкольное детство - это уникальное время, наступает процесс формирования здоровья, становление личности. Ранний возраст – это время, когда необходимо своевременно и правильно осуществить воспитание детей, для их полноценного воспитания. Процесс развития, в раннем возрасте, происходит на специфическом уровне, повешенная ранимость, неустойчивое эмоциональное состояние способствует уменьшению сопротивляемости организма и впоследствии частая заболеваемость, в период адаптационного периода. Каждое перенесенное заболевание сказывается и на микроклимате семьи воспитанника.
Нельзя сказать, что посещение детского сада только для ребенка, т.к. это социальная ступень всей семьи. Посещение дошкольного учреждения вызывает серьезную тревогу у родителей, поэтому необходимо уделить особое внимание данному аспекту. А.С. Белкин считает, что дошкольное детство определяется максимальной потребностью ребенка в помощи взрослых, родителей и сотрудников детского сада, для удовлетворения главных жизненных потребностей, особенно в период привыкания к новым условиям и окружению. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Сотрудкам детского сада необходимо уделять особое внимание родителям воспитанников, путем методов и способов ознакомления с, возможными, изменениями поведения ребенка на новую для него среду. Гипотеза – социально – педагогическая работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к ДОУ будет эффективна при условии: 1. Изучение влияния родительского отношения на адаптацию ребенка раннего возраста в ДОУ. 2. Организация совместного взаимодействия воспитатель – родитель – ребенок.
Объект исследования – родители воспитанников детского сада группы раннего возраста. Предмет исследования - адаптация детей раннего дошкольного возраста в ДОУ.
Цель работы – изучить взаимодействие детско - родительских отношений, выяснить влияние родительского отношения на адаптацию ребенка группы раннего возраста в детском саду. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого – педагогическую и социально – педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Охарактеризовать феномен адаптации как социально – психологический феномен. 3. Выявить социально – педагогические методы работы, способствующие адаптации детей раннего возраста к ДОУ. 4. Осуществить практическую социально – педагогическую деятельность по адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Исследование проводилось совместно с 20-ю родителями воспитанников группы раннего возраста детского сада № 389 г. Новосибирска.
.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ. Характеристика раннего возраста и его особенности.
С момента рождения человек проходит ряд возрастных периодов своего развития. Отечественные педагоги – психологи такие как, Л.С. Выготский, Д.В. Эльконин, В.В. Давыдов, выявили возрастную периодизацию, в которой нас интересует раннее детство. Развитие – процесс закономерных, количественных и качественных изменений психики и поведения. Количественные изменения – возрастные границы. Качественные изменения – содержание возраста. Существуют закономерности развития: 1. Необратимость (обусловлено возрастными границами: детство, юность, зрелость, старость). 2. Стадиальность (характеризуется возрастными периодами, стадиями). 3. Неравномерность (характеризуется возрастными кризисами). 4. Интеграция психики (по мере развития психика становится более устойчивой и целостной, происходят процессы соединения, слияния). Факторы развития: 1. Биологический – обуславливает фактор наследственности. Индивиду присущий богатый комплекс генов. В основе биологических процессов лежат качественные наследственные факторы, а внешняя среда обеспечивает растущего ребенка всем необходимым для реализации наследственного начала. Приобретенные в течение всей жизни свойства и навыки не передаются из поколения в поколение. Учеными не доказан факт одаренности генов, однако каждый родившейся ребенок обладает большим потенциалом. Социальная культура общества, условия воспитания и обучения, забота родителей и усилия воспитателей влияют на полноценное развитие ребенка.
2. Социальный – предполагает, постепенное усвоение требований общества, приобретение социальных навыков, значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют взаимоотношения с обществом. Отмечается процесс становления и развития личности в социальной среде. Социализация личности начинается с первых лет жизни, с момента первого социального института. Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы сознания и поведения. В социологии отмечен тот факт, что признание семьи как социального института долгое время не признавалось. Большой вклад в развитие семейной педагогики внесла Н.К. Крупская. Ей удалось повысить ценность общей культуры рабочей и крестьянской семьи, путем создания правильных внутрисемейных отношений. Семья – дружный коллектив, в котором сочетаются личные и общественные интересы. 3. Обучение и воспитание – под обучением подразумевается становление и развитие речи ребенка. В раннем детстве речь ребенка, выступая как средство общения с взрослыми и окружением, детьми. Непосредственно связано с практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой происходит общение. Воспитание рассматривается как действие, направленное на получение определенного результата на каждом возрастном этапе. Воспитательный процесс не остается неизменным, он находится в процессе движения и изменения. 4. Собственное «Я» - на основании выделения себя, своего индивидуального начала, происходит формирование «Я» концепции. В возрасте от полутора до 3-х лет ребенок стремится освободиться от полной зависимости взрослых и обрести некую самостоятельность. Раннее детство или дошкольное детство – это период с момента осознания себя, попытки познания окружающего мира, от одного до 3-х лет ранний возраст. В период раннего детства происходит формирование основных индивидуально – психологических особенностей ребенка, семья выступает первой ступенью для предпосылки формирования социально – нравственных качеств личности.
Для этой стадии детства А.С. Белкин выделяет некоторые характеристики: - максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей; - максимально высокая роль семьи в удовлетворении всех основных видов потребностей (материальных, духовных, познавательных); - минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний среды. Важно принимать во внимание особенности психофизического развития, которые определяющим образом сказываются на возможности, готовности ребенка стать частью социального общества. В этот период складываются такие ключевые качества как, познавательная активность, речь, уверенность в себе, доверие к миру, нравственное и доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, продуктивная игровая деятельность и многое другое. Однако выше перечисленные качества и способности не возникнут автоматически, как результат физиологического созревания. Для их становления необходимо верное воздействие со стороны взрослых, совместной деятельности с ребенком и определенных форм общения. В каждой семье, где воспитываются дети, происходит смена периодов развития ребенка, и как следствие - отражается на всех членах семьи. От рождения до года происходит активное физическое развитие – держание головки, сидение, ползание, ходьба. Это то, что родители видят и наблюдают не вооруженным взглядом. Так же идет развитие потребностей физиологических – питание, защита, эмоциональный контакт, признание, эмоциональное самоопределение. На протяжении всего детства вопросы питания детей должны привлекать к себе постоянной внимание воспитателей и родителей. Медицинские работники проводят контрольное взвешивание детей после адаптационного периода. Данные показателей сверяются с предыдущими. На основании прибавки веса, делаются следующие выводы: 1. Показатель веса остался на прежнем уровне – состояние ребенка не стабильно. 2. Показатель веса изменился в сторону потери веса – состояние ребенка в активной адаптации. 3. Показатель веса изменился в сторону прибавки веса – состояние ребенка адаптированного к условиям ДОУ. Большое значение имеет обеспечение правильного состава пищи в соответствии с потребностями растущего организма. У детей наблюдается повышенная жизнедеятельность организма, большая подвижность, более интенсивная, чем у взрослого человека, отдачи тепла, ребенок нуждается в относительно большем количестве пищи на килограмм своего веса, чем взрослый. В пище должно быть правильное соотношение белков, жиров. Углеводов, а также кальция, фосфора, разнообразных витаминов. (Табл. 1).
Табл. 1.1 – Возрастные нормы белкового минимума (по Ефимову)
Помимо элементарных навыков произвольного движения и самоконтроля, вербальных и не вербальных средств выражения, ребенок от рождения до 3- х лет должен научиться доверять миру взрослых, приобретение этого навыка происходит в семье, в первом социальном институте. С рождения формируется эмоциональное общение с матерью, в большей степени, чем с отцом. Общепринятый факт привязанности малыша к близким людям, в первую очередь к матери, необходим для полноценного психического развития ребенка. Она дает ему чувство безопасности, доверия, способствует развитию личности и успешной социализации. К особенностям детей раннего возраста можно отнести то, что жизнь малыша проходит преимущественно в настоящем времени. Сознание не имеет временной направленности, прошлого или будущего, все действия происходят «здесь и сейчас». Поведение маленького ребенка целиком и полностью определяется воспринимаемой ситуацией, тем, что он слышит и видит – является ситуативным. Каждый предмет просит внимания малыша, «просит» потрогать, поиграть, совершить любое действие. Либо наоборот, не прикасаться и отойти по дальше. Предметная среда поглощает внимание ребенка, и дает познать себя со всех сторон. В раннем возрасте у детей не бывает равнодушного или отстраненного отношения к предметам, вещам. Каждый предмет двигает маленького исследователя на действие. Е.О. Смирнова характеризует данную фиксированность ребенка на окружающих предметах своеобразным «предметным фетишизмом». Особенности развития психических процессов индивидуальны для каждого ребенка, но есть нормы развития и отклонение от нормы. Родители обеспечивают все условия для полноценного и всестороннего развития ребенка. Мамы часто делятся успехами своих детей, и как бы сравнивая их развитие, делают выводы и накладывают ярлыки: мальчику 2 года, а еще не говорит; девочке 1,5 года не хочет играть в «ладушки» и т.д. Это говорит о том, что родители забывают, либо не знают, что ребенок идет в своем собственном темпе развития. Обычно, принято считать развитие речи основой развития мышления. Однако, необходимо учитывать и взаимообусловленность этих процессов. Взаимосвязь мышления и интеллектуального развития так же может быть различной. Ребенок может внезапно начать говорить, или, наоборот не быть многословным, не смотря на то, что процесс интеллектуальной деятельности у него идет достаточно активно. К.Д. Ушинский считает, «слово служит целям всей жизни, как обыденным и повседневным, так и наиболее высоким». Ребенок черпает свои первые, основные, конкретные представления из окружающей его материальной среды. Слово закрепляет представление, добытое сенсорным путем. Лингвистическое развитие неразрывно связано с сенсорным. При активном процессе мышления, в раннем возрасте, не менее активно, овладевают речью. Слова, которыми овладевает ребенок, являются для него опорой для общения, ему становится проще выражать свои желания, эмоции. В значении первых слов нередко входят только отдельные признаки предметов и явлений. Познание слов через окружающие предметы и явления происходят путем сравнения. Сравнение – одна из логических операций мышления, суть, которой заключается в сопоставлении одинаковых по модальности признаков и свойств различных предметов между собой. А.А. Реан. В свою очередь, развитие таких процессов как, внимание и память в дошкольный период переходят от произвольного к непроизвольному. Память в раннем возрасте проявляется благодаря рядам факторов: в узнавании знакомых, предметов или явлений; от каждодневного повторения действия, к примеру: ежедневное посещение детского сада ведет к ряду запоминающихся действий ребенком, от одевания до промежуточных остановок, и конечного маршрута. В возрасте 2 лет ребенок ориентируется в собственном дворе, т.к. прогулки совершаются регулярно, четко знает свой подъезд и этаж. Ребенок устанавливает связи между предметами в наглядной ситуации, происходит процесс мышления. Мыслить для маленького ребенка – не означает «действовать и вспоминать», а значит «действовать здесь и сейчас», с конкретными воспринимаемыми предметами. В период активного воспитания ребенка, наступает формирование произвольного внимания. Предполагаем, что это связано с тем, что родители и воспитатели, постепенно приучают ребёнка к тому, что нужно делать и как, а не то, что хочется ему самому. Произвольное внимание – психический процесс, заключающийся в сознательном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком – либо реальном или идеальном объекте. Большое значение в развитии непроизвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения, принимать и изменять правила игры, подражать поведению взрослых или известных сказочных персонажей. Знакомство с окружающими предметами и явлениями, манипулирование с игрушками, простейшие отношения с окружающими ребенка людьми – все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание. Следовательно, игры, особенно с участием взрослого, являются важнейшим условием развития внимания ребенка. С момента рождения ребенок зависит от эмоций окружающих, от эмоционального состояния матери. Первые проявления эмоций у ребенка это плач, улыбка, смех. Л, С. Выготский, А.С.Белкин, Е.О. Смирнова, З.Фрейд и другие ученые педагоги – психологи отмечают, важность развития эмоционально – волевой сферы ребенка раннего возраста. В воспитании должен быть баланс негативных и позитивных эмоций, для того чтобы ребенок учился владеть и управлять своим внутренним психическим и эмоциональным состоянием. Эмоции в раннем возрасте ситуативны, то есть происходят здесь и сейчас. Ярко выраженная ситуативность ребенка объясняется тем, что восприятие и эмоции не отделимы, друг от друга и вызывают непосредственное действие в ситуации. В период адаптации ребенка к детскому саду эмоциональный фон ребенка не спокоен, что отражается на общении в детском обществе, отношении с взрослыми: может провоцировать патологическую робость, застенчивость, либо наоборот, агрессивность, гипервозбужденность, неадекватность реакции. Ребенка притягивает эмоциональная заряженность каждого предмета, этим можно объяснить впечатлительность и заинтересованность малышей. Так же присутствует быстрый переход от смеха к слезам и обратно – типичная черта раннего возраста В раннем возрасте любовь к близким проявляется следующим образом: ребенок жалеет маму, если та обожгла палец, старается не шуметь если, кто, то отдыхает или работает. Таким образом, ребенок, сочувствует и сопереживает, проявляя эмпатию. В развитии эмпатии у ребенка серьезная роль принадлежит семье. Для формирования подобных эмоций взрослый переживает различные жизненные ситуации вместе с ребенком. Члены семьи показывают на примере как нужно сопереживать, заботиться, сочувствовать, побуждая к таким чувствам ребенка. Важное место для формирования эмоционального поведения детей занимают окружающие дети. Первым постоянным и стабильным обществом детей становится детский сад. Именно в окружении детей, стоит одному ребенку улыбнуться другому, как тут же ответ будет улыбкой. Контакт устанавливается не осознанно, а произвольно «здесь и сейчас». Отрицательные эмоции – переживания, связанные с неудовлетворением или невозможностью удовлетворить те или иные потребности. А.А. Реан. В раннем возрасте закладываются предпосылки для возникновения отрицательных эмоций. Связано это с тем, что ребенок не осознает свое эмоциональное состояние в полной мере, что словарный запас не позволяет объяснить и выразить свое недовольство. Отрицательные эмоциональные состояния могут выражаться уже не только в плаче и крике. Находясь в состоянии недовольства чем – либо, ребенок топает ногами, дерется, а иногда и кусается. Поведение, когда ребенок кусает других детей, свойственны в детском саду, именно в раннем возрасте и часто наблюдается воспитателями и родителями в период адаптации. Именно не стабильный эмоциональный фон, провоцирует ребенка к проявлению отрицательных эмоций к окружающим. Формирование волевой сферы в условиях детского сада происходит в более быстром темпе, когда ребенок освоится к новым условиям среды. Проявление и выработка волевых качеств ребенка будет формироваться быстрее при устойчивом эмоциональном состоянии. У ребенка возникает желание достичь ситуации успеха, в игровой деятельности, познавательной, образовательной, речевой, художественно – эстетической. Стремление избежать ситуации неуспеха, связано с мобилизацией усилий, воли. Чем чаще возникает ситуация преодоления, чем больше вероятность и надежда на успех, тем интенсивнее идет процесс формирования воли. Решающее значение в формировании воли является, осознание ребенком противоречия между желанием достичь цели и реальными возможностями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|