Анализ исследования адаптации детей раннего возраста к новым условиям ДОУ
Гипотеза – социально – педагогическая работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к ДОУ Цель работы – изучить взаимодействие детско - родительских отношений, выяснить влияние родительского отношения на адаптацию ребенка группы раннего возраста в детском саду. Задачи исследования: 1. Охарактеризовать феномен адаптации как социально – психологический феномен. 2. Выявить социально – педагогические методы работы, способствующие адаптации детей раннего возраста к ДОУ. 3. Осуществить практическую социально – педагогическую деятельность по адаптации детей раннего возраста к ДОУ. 4. Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Исследование проводилось с 20-ю родителями воспитанников группы раннего возраста детского сада № 389 г. Новосибирска. Задачи экспериментальной работы: Использовались следующие методы исследования: - беседа с воспитателями; - наблюдение за детьми; - анкетирование родителей. Встреча с родителями проходила непосредственно во время посещения детей детского сада. Родителям предлагалось ответить на вопросы анкеты «Адаптация ребенка в детском саду» (Приложение Б). По результатам обработки анкетных данных было выявлено состояние адоптации детей данной группы при посещении дошкольного образовательного учреждения, что отражено в таблицах 2.1-2.7. Таблица 2.1. С каким настроением ребенок ходит в ДОУ
Как видно из таблицы 2.1, по мнению родителей, большинство детей посещает детское образовательное учреждение с удовольствием -10 человек-50,6%. Таблица 2.2 Что в большей степени влияет на нежелание ребенка посещать ДОУ
По опросу родителей, как видно из таблицы 2.2, в большей степени влияет на нежелание ребенка посещать ДОУ ранний подъем (8 чел.) 38,4%, близкие взаимоотношения родителя и ребенка (6 чел.) 30%, а так же некаждодневное посещение (5 чел.) 24,7%. Таблица 2.3 Кто, по вашему мнению, может помочь успешно адаптироваться вашему ребенку в ДОУ
Как видно из таблицы 2.3, успешно адаптироваться ребенку в ДОУ могут помочь совместные усилия воспитателей и родителя. На этот вопрос положительно ответили 19 родителей - 93,1 %. Таблица 2.4 Что вы думаете о ДОУ
Как видно из таблицы 2.4, по мнению родителей, на ребенка в большей мере влияет подготовка ребенка к общению с другими детьми и социализации в целом (15 чел.) 93,1%.
Таблица 2.5 Подготавливали ли вы своего ребенка к поступлению в ДОУ
По данным таблицы 2.5, мнение родителей явно разделились. Занимались подготовкой ребенка к детскому саду – 10 чел.(45,2%), 16 чел. Не акцентрировали на этом внимание – 49,6%. На вопрос: «Как повлияет на привыкание ребенка к детскому саду его отсутствие по причине болезни?» был допустим свободный вариант ответа. Перечень ответов: - Каждый раз как первый раз. - Лучше не болеть. - Сложно ребенку привыкнуть к режиму детского сада. - Никак не повлияет. - Отвыкает, потом не очень хочет идти в детский сад. - Пока болеет хочет в детский сад. - За период болезни отвыкает и капризничает. - Увеличивается желание идти в дс при условии не раннего подъема утром. - Отличается более агрессивное поведение в группе, отбирание игрушек, ссоры с детьми. - Уже привык, скучает и просится в детский сад. - Возвращаемся к периоду привыкания заново. - Ребенок отвыкает от детского сада. - Адаптация начинается с нуля. - Не возникло проблем, наоборот скучает по дс. Таблица 2.6 Как относитесь к тому. Если родитель привел ребенка в детский сад с признаками простуды или гриппа
По данным таблицы 2.6 мнения родителей разделились. 8 человек относится с пониманием т.к. многие дети болеют в период адаптации, в детском саду есть медицинский работник (48,9%). 7 человек относятся категорически отрицательно (35,2%). На вопрос: «Как может помочь своему ребенку родитель, что бы легче и быстрее ребенок привык ходить в детский сад?» был допустим свободный вариант ответа. Перечень ответов: - Настраивать ребенка на детский сад. - Получение положительных эмоций, узнавание чего-то нового. - Уделять максимум внимания ребенку по возвращению из детского сада домой. - Настраивать ребенка на положительные эмоции.
- Подбадривать, успокаивать, поддерживать. - Организовать режим как в детском саду. - Прогуливаться возле детского сада. - Находиться вместе с ребенком в группе первое время и обыгрывать день детского сада дома. - Общаться с ребенком на тему детского сада. Говорить что там хорошо, много детей, много игрушек и то что мама обязательно вернется за ребенком. - Проводить позитивные беседы в дружественной манере о детском саде, о воспитателях и детях, соблюдать режим дс дома. - Акцентировать внимание ребенка на положительных моментах детского сада, вкусная еда, детское окружение и т.д. - Поощрять первые успехи во всем, рисование, лепка и прочее. - Говорить ребенку, что его ждуть дети и воспитатели, без него будет скучно играть и они скучают. - Разговаривать с ребенком, рассказывать, как другие дети ходят в дс, сколько нового они там узнают, как там интересно и т.д. - Не пропускать детскй сад не по причине болезни. - Говорить только хорошее о детском саде. Проводить беседы, игры в дс. - Дать понять ребенку что угрозы безопасности без мамы у него нет, положительно настраивать на детский сад. Таблица 2.7 Испытываете ли вы тревогу оставляя ребенка в ДОУ
Как видно из табицы 2.7 первое время, родители испытывают тревогу за ребенка-14 человек (78,4%).
По мнению родителей, готовы к поступлению в детский сад 26,3% детей, условно готовы - 52,6%, не готовы - 21,1%. Таким образом, у большинства детей отмечается не достаточный уровень готовности к условиям ДОУ. Уровень подготовки детей к дошкольному учреждению, выявленный на основе анкетирования родителей и наблюдений за детьми, можно охарактеризовать, как средний, так как преобладает оценка «условно готов». Беседа с воспитателями показала, что при поступлении ребенка в детский сад педагоги использовали формы организации общения как индивидуальные, так и фронтальные.
В индивидуальных беседах с родителями выясняли условия жизни ребенка в семье, состояние его здоровья, привычки, особенности характера, режим, взаимоотношения между взрослыми членами семьи; знакомили с сотрудниками детского сада, которые будут работать с детьми; рассказывали о режиме дня детей в детском саду. Достаточно полно использовалась наглядная информация для родителей. В нее включалось следующее: - Визитная карточка учреждения с указанием направления его деятельности и программы работы, дополнительных услуг. - Информация о достижениях (дипломы, грамоты как сотрудников учреждения, так и детей). - Стенд о правах и обязанностях родителей, который содержит краткие выдержки из нормативно-правовых документов от международного до локального уровня (Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Закон об образовании и другие). - График работы сотрудников с детьми и родителями (с указанием фамилии, имени, отчества сотрудника). Стенд наглядной информации для родителей оформлен в едином стиле, не перегружен материалом, отличается хорошим оформлением, простотой и логичностью изложенного материала. Период адаптации детей в присутствии родителей длится до двух недель, постепенно снижая интенсивность их участия в деятельности ребенка, одновременно прослеживая адекватность и компетентность действий воспитателя. Результат констатирующего эксперимента показал, что в дошкольном учреждении созданы условия для организации процесса адаптации детей к детскому саду, но их следует обновлять и расширять при помощи новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения. В детском саду попытки решения проблемы адаптации в основном сводятся к рекомендациям родителям максимально приблизить режим дня ребенка к режиму дошкольного учреждения. Кроме того, у некоторых воспитателей сложилось упрощенное представление об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших в детский сад. Они считают, что плач и капризы - результат избалованности и изнеженности в семье. Такое мнение может стать следствием негативного отношения ребенка у детскому саду. На длительность и характер адаптации особое влияние оказывают такие факторы, как социальный и эмоционально-психологический. При прохождении острой фазы адаптационного периода в дошкольном учреждении у детей преобладает уровень адаптации средней тяжести, уровень адаптации также средний. Для определения успешности адаптации детей мы использовали методику, предложенную А. Остроуховой. Наблюдая за процессом адаптации и внося данные своих наблюдений в специальный протокол, воспитатель делает вывод о результате адаптации каждого ребенка.
Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит. Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования даются краткие характеристики разных оценок (+1, +2, +3, 0, -1, -2, -3). Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации. Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в дошкольном образовательном учреждении) или быть сколько угодно долгим. Уровень адаптации выводится из взаимодействия продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П). Таблица 2.8 Уровень адаптации детей к дошкольному учреждению
Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации. 1) Эмоциональное состояние ребенка. +3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен. +2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен. +1 Иногда задумчив, замкнут. Легкая плаксивость, хныканье. Плачет за компанию; плач приступообразный. Сильный, профилактический плач; подавленное настроение. 2) Социальные контакты ребенка. +3 Много друзей, охотно играет с детьми. +2 Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми. +1 Безучастен к играм; отстранен, замкнут. Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру. Проявляет тревогу, бросает начатые игры. Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть. 3) Сон ребенка. +3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро. +2 Сон спокойный. +1 Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго. Засыпает с хныканьем, тревожен во сне. Засыпает с плачем, долго беспокоен во сне. Отсутствие сна, плач. 4) Аппетит ребенка. +3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием. +2 Нормальный аппетит, ест до насыщения. Сон спокойный. +1 Аппетит выборочный, но насыщенный., но недолго. Отвергает некоторые блюда, капризничает. Приходится следить за тем, чтобы он ел, ест долго, неохотно. Отвращение к еде, кормление мучительно. Первые признаки того, что ребенок адаптировался: - хороший аппетит, - охотное общение с другими детьми, - адекватная реакция на любое предложение воспитателя, - нормальное эмоциональное состояние. Результаты анализ адаптационной карты детей представлены в таблице 2.9. Результаты показали, что высокий уровень адаптации выявлен у 36,8% детей, средний - у 47,4%, сложный - 10,5%, дезадаптация наблюдается у одного ребенка, что составляет 5,3%.
Таблица 2.9 Уровень адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению
Таким образом, результаты диагностики адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ показали, что выявлена группа детей, которые не адаптировались к детскому саду, период адаптации превысил 4 недели. С этими детьми необходимо проводить работу с учетом индивидуальных особенностей с привлечением родителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|