Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Предпосылки формирования политики «просвещенного абсолютизма» в России




Содержание

Введение.............................................................................................................3

Глава 1. Предпосылки формирования политики «просвещенного абсолютизма» в России…………………………………………………….....5

Глава 2. Законодательная сфера деятельности Екатерины II……………..14

Глава 3. Историческое значение Екатерины II…………………………….18

Заключение……………………………………………………………….…..22

Список использованной литературы……………………………………….24

Введение

В Российском государстве эпоха культурного абсолютизма прошла несколько этапов своего развития. Если ее возникновение и становление имеет непосредственную связь с такими именами как Петр I и Феофан Прокопович, то расцвет приходится на царствование Екатерины II, то есть на вторую половину XVIII в. Необходимо заметить, что именно это время вошло в историю отечества под названием эпохи «просвещенного абсолютизма».

Стремление императрицы достигнуть одного уровня, а возможно и выше, с лучшими умами Западной Европы и художественными достижениями века привело Екатерину Великую к необходимости стимулировать и поощрять определенным образом развитие образования, науки, техники и искусства в российском государстве.

Необходимо сказать, что разные исследователи по-разному оценивают эпоху правления Екатерины II. И это не случайно. С одной стороны, данный период времени характеризуется, например, ужесточением крепостного права, с другой – это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства, значительных внутриполитических преобразований и небывалого расцвета культурной жизни.

Таким образом, все вышеизложенное позволяет говорить об актуальности темы данной работы.

В историографии, в первую очередь, отечественной личность Екатерины II рассматривалась как в специальных монографиях и статьях, посвященных исключительно преобразованиям ее царствования или ее биографии, так и в работах общего характера, касающихся истории XVIII в., истории дипломатии, культуры, литературы, педагогики или в трудах, посвященных деятелям ее царствования или фаворитам.
Политическая деятельность Екатерины Великой наилучшим образом рассмотрена в работах К. Ф. Валишевского[1].

Что касается просветительской деятельности императрицы, то она наиболее подробно освещена в работах В.О.Ключевского[2], И.А.Заичкина[3], П. Борзаковского[4].

Источниковая база работы основывается на изучении данной проблемы известных историковедов, различных документов, писем Вольтера и Екатерины II, трактата философско-юридического характера, написанного Екатериной Великой[5].

Целью данной работы является рассмотрение главных аспектов становления политики «просвещенного абсолютизма» в России.

Основными задачами выступают:

1. Анализ предпосылок формирования политики «просвещенного абсолютизма» в России

2. Рассмотрение аспектов законодательной сферы деятельности Екатерины II

3. Оценка роли Екатерины II в истории государства

Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

Глава 1. Предпосылки формирования политики «просвещенного абсолютизма» в России

Французская культура оказывала непосредственное влияние на развитие просвещенного абсолютизма в России не только на уровне императрицы и ее ближайшего окружения, но и на состояние духовного климата общества, в котором тенденция украшать себя новомодными французскими платьями, прическами, шляпами сменилось украшением ума, главным средством которого стало изящное чтение.

Необходимо заметить, что проводниками высокой французской культуры просвещения являлись французские республиканцы. За долгий период времени, а именно от царствования Петра I и вплоть до Екатерины II дворянская среда сменила, в общей сложности, три направления образовании и воспитании.

Так, Петр I принуждал учиться дворян новым техническим знаниям и специальностям, при его дочери Елизавете Петровне дворяне ориентировались более на усвоение французского великосветского этикета, Екатерина же создала условия для достаточно широкого знакомства русской сословной знати и богатых торговых и купеческих людей с гуманитарной культурой: философией, историей, литературой и искусством. Однако не смотря на старания императрицы оказать сопротивление процессу внедрения в сознание людей прогрессивных революционных идей, они все-таки постепенно пускали свои корни в российской почве. Необходимо сказать, что данному процессу содействовали не только привозимые из Европы в Россию книги, но и иностранцы-гувернеры, и путешественники, а также наши соотечественники, побывавшие в различных странах мира. Более того, в XVIII в. путешествие стало рассматриваться многими в качестве особого инструмента познания, который представлял взаимосвязь эмоционального и рационального начала. Путешествие дало возможность составить собственное мнение о жизни и нравах других народов.

Появление прогрессивных революционных идей в сознание передовых представителей общественно-политической мысли России привело к тому, что она раскололась на официальную и альтернативно-критическую.

Однако на данном этапе имел место быть вопрос, касающийся самодержавия. Под влиянием французского рационализма и идей Просвещения крепла критика феодальных форм государственного правления, появлялись и обосновывались идеи необходимости ограничения самодержавной власти императора. Наряду с господством идеи «мудреца на троне» возникает и противоположная: «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому существу состояние». Данное утверждение принадлежало Радищеву, автору оды «Вольность» – первого революционного стихотворения России, которого после выхода книги «Путешествие из Петербурга в Москву»[6] императрица назвала «бунтовщиком хуже Пугачева». По ее личному приказу Радищев был заточен в Петропавловскую крепость и приговорен к смертной казни, но под напором общественного мнения помилован и сослан на 10 лет в далекий сибирский острог Илимск. Следует сказать, что Радищев был одним из первых политических диссидентов и узником совести в Российском государстве.

Кроме того, в вопросе критики крепостничества и феодального абсолютизма смыкались прогрессивные представители просвещенных дворян и русского крестьянства. После подавления пугачевского бунта сатирические журналы Н.И. Новикова («Трутень», «Кошелек», «Живописец») активно критиковали крепостничество как социальное зло, но призыва к свержению еще не было. Новиков ждал преобразований сверху. В 1792 г. он был арестован, заключен в Шлиссельбургской крепости и вышел оттуда через 4 года совершенно сломленный духовно и физически.

Таким образом, крепла традиция преследования политического инакомыслия, начатая в России Иваном Грозным, поддержанная патриархом Никоном, Петром I и последующими российскими самодержцами. Одновременно с этим в общественном сознании и духовной культуре передовой дворянской интеллигенции проникают и получают распространение идеи масонства, окрашенные просветительским утопизмом[7].

В рамках культуры просвещенного абсолютизма происходит осознание необходимости упорядоченности лексических норм русского литературного языка. Ломоносов пишет сочинение «О пользе книг церковных в российском языке». Позднее в 1783 г. в Петербурге была создана Российская Академия, целью которой стало изучение языка и словесности, а впоследствии создание толкового словаря и грамматики. На этом же этапе происходило формирование русской научной терминологии. Наука впервые заговорила на родном языке – это стало историческим событием в духовной культуре страны. В дальнейшем процесс шлифования языковой национальной культуры происходил в творчестве русских писателей-сентименталистов и прежде всего Н.М. Карамзина, который выдвинул принцип: «Писать, как говорят, говорить, как пишут, чтобы совершенно уничтожить язык книжный».

Вторую половину XVIII в. можно охарактеризовать как время создания сети закрытых сословных учебных заведений для детей дворян, духовенства, купечества, разночинства и солдат. Так, каждое из сословий получило свой тип учебных заведений. Как и прежде, особым преимуществом пользовались дворяне, ранее открытый для юношей-дворян шляхетский корпус был преобразован в следующие: сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный и пажеский.

Дети духовенства имели право обучаться в духовной семинарии и академии, купеческие наследники могли получить образование в коммерческих школах и, наряду с выходцами из разночинства и солдатскими детьми, в Академиях художеств, горных, медицинских, штурманских, ремесленных школах. Кроме того, солдатские дети имели возможность поступать в специальные солдатские школы, где готовили унтер-офицеров. Эти школы практически были единственным каналом получения образования представителей этой социальной группы.

Если говорить о характеристики положения отечественной науки, следует заметить, что особое развитие продолжают получать естественные области знания, основы которых были заложены еще М.В. Ломоносовым и поддержаны его последователями.

Рассматривая гуманитарные науки, необходимо отметить сложность их положения, поскольку, с одной стороны, их сдерживала внутренняя политика Академии наук с откровенным креном в область естествознания, с другой стороны, гуманитарные науки в Академии наук были отданы на откуп иностранцам, плохо знающим специфику русской истории и культуры, в частности Шлецеру. И, наконец, с третьей стороны, прогрессивные идеи, высказываемые российскими гуманистами-просветителями, стали входить в противоречие с официальной идеологией. Все эти факторы привели к тому, что развитие гуманитарных наук не имело столько простора и свободы, сколько было характерно для естествознания[8]. Несмотря на все вышесказанное, в российской гуманитарной науке выделялись приоритетные области развития – изучение отечественной истории, начиная с Ломоносова, Татищева, попыток Екатерины II, капитальных трудов курского купца И.И. Голикова («Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России» в 30 томах), экономиста и историка М.Д. Чулкова («Историческое описание российской коммерции»), а также семитомной «Истории российской» М.М. Щербатова – идеолога дворянской аристократии – и исторических работ И.Н. Болтина, направленных на критику исторической концепции Щербатова за возвеличивание заслуг дворянства в развитии страны.

Кроме развития отечественной истории, крупных успехов в XVIII в. добилась русская материалистическая философия (Я.П. Козельский, Д.С. Аничков, С.Е. Десницкий), для которой была характерна резкая критика религии, господства церкви, утверждение веры в разум и справедливость.

В целом, следует отметить, что совершенно особую роль в развитии науки и просвещения в истории отечественной культуры сыграл Московский государственный университет, основанный в 1755 г. по инициативе и проекту М.В. Ломоносова. Московский университет отличался прогрессивностью и демократичностью.

Все достижения в области науки и просвещения естественным образом сказались на дальнейшем развитии отечественной техники. Характеризуя ее уровень, важно остановиться на открытиях, сделанных в этой области [9]. Российский самородок И.И. Ползунов создал проект и построил первую паровую машину; И.П. Кулибин стал изобретателем различных механизмов, машин, часов, оптических приборов, прожектора, повозки-самоката, лифта, механического протеза ног, сеялки, судно-водохода, идущего против течения, автором проекта деревянного и металлического одноарочного моста через Неву и т.д.; мастер К.Д. Фролов изобрел гидравлическую машину; купец Р.А. Глинков – многоверетенную прядильную машину, гребнечесальное приспособление для льна; купец Т.И. Волосников стал пионером русской автоматики, приняв эстафету из рук А.К. Нартова[10].

Безусловно, общая духовная атмосфера нашла свое отражение в художественной жизни, культуре, практике искусства второй половины XVIII в. Основным направлением в духовной культуре времени просвещенного абсолютизма продолжал оставаться классицизм с его призывами верного служения царю и отечеству, воспеванию побед и героев, в проповедовании высоких нравственных добродетелей – долга, чести, патриотизма. В литературе продолжали господствовать торжественные оды, похвальные слова, трагедии, обращенные к монаршим особам и служащие их восхвалению.

В русской литературе вместе с классицизмом существовали и демократические тенденции. Расширение круга образованных людей, включение в него купечества, разночинства, рекрутских детей привело к возникновению романа и мещанской драмы, обращению к фольклору – сказкам, легендам, песням, пословицам и поговоркам.

Вместе с тем социально-сословные противоречия, царившие в обществе, стали основанием для дальнейшего развития сатирико-обличительной литературы, берущей начало в сатирах А. Кантимира и нашедших свое продолжение в творчестве Фонвизина (комедии «Бригадир» и «Недоросль»), Капниста (комедия «Ябеда»), Крылова (басни и пьесы).

В конце XVIII в. в русской литературе появляются черты сентиментализма, присущие страницам Радищева, но в большей степени характерные творчеству Карамзина («Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»). Карамзин, следуя Руссо, утверждал, что воспитание чувств – это дело благое. По его мнению, человек, который плачет над судьбой героя, чувствительнее к чужому горю.

Сентиментализм сыграл важную социокультурную роль в установлении новой духовной атмосферы в обществе, растопив лед официально-торжественного климата классицизма. В 70-е годы стремление к естеству отношений, природе оказывает влияние на изменение семейных взаимоотношений. Женщины с журфисов, маскарадов, ассамблей, балов и фейерверков вернулись в лоно семьи. Они стали уделять больше времени воспитанию детей, аристократки стали сами кормить своих новорожденных. Дети стали осознаваться непреходящей ценностью. Руссо утверждал: «Мир погиб, если бы мы раз в жизни не были детьми». Возникла проблема устройства детского мира: появляется детская комната с особым интерьером, игрушками, новым духовным климатом, в котором царили забота, любовь и ласка, детская мода (до этого детей одевали как взрослых), наконец, детская библиотека. Интерес к детству как важной составной части в жизни человека все более укоренял гуманистическую тенденцию в общественном мнении, и на этом фоне происходило осознание женщиной своего главного предназначения – хранительницы семьи.

Принцип естественности, провозглашенный французскими просветителями и подхваченный русскими, проявился и в моде. Она существенно опрощается, происходит отказ от париков, большого количества косметики, женская одежда напоминает некую смесь крестьянского сарафана и античного хитона, в моду входит бледность.

Русское искусство XVIII в. Приобрело светский характер. Направления развития живописи, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства определялись запросами и потребностями царского двора. В архитектуре укоренились три типа светских дворцовых построек: городская, усадебная, загородная. Архитектура классицизма, ориентированная на сочетание красоты и простоты, монументальности и изящности, наибольшее распространение получила в Москве. Типичным для нее является величественный портик с колоннами, фронтонами и скульптурным фризом за колоннами портика.

Как и в других европейских странах в России, переходная эпоха от
феодализма к капитализму породила идеологию просвещения. К периоду
просвещенного абсолютизма относятся 60-е гг. – время правления
императрицы Екатерины II.

Просвещенный абсолютизм в России характеризуется такими мероприятиями, в которых были заинтересованы само государство и дворяне, но которые в то же время способствовали развитию нового капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма, на которую указывают исследователи, было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий в своих странах путём совершенствования политической надстройки [11].

Вступив на престол, Екатерина предприняла в первые годы царствования ряд поездок по стране: в 1763 г. ездила в Ростов и Ярославль, в 1764 г. посетила прибалтийские губернии, в 1765 г. проехала по Ладожскому каналу, в 1767 г. по Волге на барке о Твери до Симбирска, а затем по суше вернулась в Москву.

Императрицу всюду встречали с великим восторгом. В Казани
готовы были, как пишет В.О. Ключевский, себя постелить вместо ковра под
ноги императрицы. Беглые путевые наблюдения могли внушить Екатерине
немало правительственных соображений. Она встречала по пути города,
«ситуацией прекрасные, а строением мерзкие». Народ по своей культуре был
ниже окружающей его природы. «Вот я и в Азии», – писала Екатерина
Вольтеру из Казани. Этот город особенно поразил её пестротой населения.
«Это – особое царство, – писала она, – столько разных объектов,
достойных внимания, а идей на 10 лет здесь набрать можно». Пока
накоплявшиеся наблюдения ещё не успели сложиться в целый
преобразовательский план, Екатерина, по выражению Ключевского, «спешила заштопать наиболее резкие прорехи управления».

На основе идей европейских просветителей у Екатерины сложилось
определённое представление о том, что необходимо делать для процветания
государства. «Я желаю, я хочу лишь добра стране, куда бог меня привёл,
– писала она ещё до воцарения, – слава страны – моя собственная слава».

Скульптура как вид искусства эпохи просвещенного абсолютизма развиваясь в монументальных (памятник Минину и Пожарскому И.П. Мартоса, А.В. Суворову в аллегорическом образе бога войны Марса М.И. Козловского, его же статуя знаменитого золотого Самсона в Петергофе, памятник Петру I работы Э.М. Фальконе под названием «Медный всадник»), парковых, украшающих парки и сады усадеб и дворцов царствующих особ и высшей знати, а также портретных формах (работы земляка М.В. Ломоносова помора Ф.И. Шубина – «Екатерина II – законодательница», портрет А.М. Голицына, Павла I и других). Искусство скульптуры в России развивалось стремительно, хотя не имело фундаментальных традиций в предшествующее время[12].

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...