Формальные каналы коммуникации
Формальные каналы коммуникации пронизывают организацию в соответствии с действующей в ней командной цепочкой или распределением ответственности за выполнение рабочих задач. Формальные каналы и типы передаваемой через каждый из них информации представлены на рис. 17.5. НИСХОДЯЩИЕ КОММУНИКАЦИИ. Знакомый каждому из нас наиболее очевидный поток формальных коммуникаций, нисходящие коммуникации, состоит из сообщений и информации, отправляемых высшим руководством фирмы подчиненным. Например, Майк Олсон, управляющий заводом компании Ryerson Midwest Coil Processing, ежемесячно проводит собрания с участием всех сотрудников предпри тия, на которых рассматриваются текущие финансовые показатели и результаты деятельности. Кроме подобных встреч, он использует и другие формы коммуникаций Поскольку работники нередко небрежно обращались с дорогими электроинструментами, М. Олсон распорядился прикрепить к ним этикетки с ценой, чтобы каждый видел, во что обходится замена. Проблема была решена: сотрудники нашли способ такого размещения инструментов, который позволил резко сократить потери. осуществляемые исполнительным директором коммуникации продемонстрировали сотрудникам влияние, которое оказывают их действия на всю компанию, и создали благоприятный климат для совместной работы над решениями проблем. Коммуникации «сверху вниз» могут принимать форму речей, сообщений в корпоративных изданиях, по электронной почте, вкладываемых в конверты с зари Рис. 17.5. Организационные коммуникации той информационных листков, сообщений на досках объявлений, руководств по выполнению процедур. Джеральд Либерман, старший менеджер по человеческим ресурсам компании Citicorp, был назначен ответственным за внедрение новой гибкой системы заработной платы. Его основная задача состояла в донесении информации о новой системе до каждого из 56 тыс. сотрудников. Поэтому Дж. Либерман использовал всевозможные информационные каналы: рабочие пособия, видеозаписи, семинары, программное обеспечение и телефонную «горячую линию». Он прекрасно понимал, что сотрудники разных профессий различным образом реагируют на специфические способы коммуникаций: компьютерщик предпочтет буклету информационную программу, на секретаршу, возможно, произведет впечатление атмосфера взаимного общения на семинаре. Реализованная стратегия нисходящих коммуникаций позволила всем работникам компании изучить новые правила и выбрать наиболее подходящий для них вариант системы оплаты труда. Как правило, нисходящие коммуникации охватывают следующие темы:
1. Внедрение целей и стратегий. Разъяснение менеджментом новых стратегий и целей 2. Должностные инструкции и приказы. Это директивы, описывающие выполнение оп Часть 5. Лидерство Глава 17. Коммуникации
мер: «Отдел закупок должен обеспчить поставки кирпича, так как через две недели к работе на объекте приступает бригада каменщиков». 3. Процедуры и различные правила. В такого рода сообщениях описываются политика
4. Обратная связь по результатам деятельности. В сообщениях содержится информа 5. Внушение идей. Данные сообщения призваны мотивировать работников на принятие Основная проблема нисходящих коммуникационных потоков — рассеивание, а то и полное искажение или исчезновение исходного смысла сообщений. Да, формальные коммуникации — один из самых действенных способов доведения информации до сотрудников компании, но при этом только при передаче от одного человека к другому утрачивается до 25 % сообщений. Вот один трагический пример времен войны во Вьетнаме: Репортер присутствовал при расследовании уничтожения воинской частью армии США в 1967 г. одной из южновьетнамских деревень. Следствие выявило, что вышедший из штаба дивизии приказ гласил: «Ни при каких обстоятельствах не допустить уничтожения деревни». Из бригады радировали в батальон: «Не уничтожайте деревень до тех пор, пока не будете абсолютно уверены, что там нет вьетконговцев». Рота получила из штаба батальона приказ: «Если вы считаете, что в деревне есть вьетконговцы, уничтожайте ее». Командиры взводов получили четкий приказ: «Сжечь деревню»12. Избежать рассеивания информации невозможно, однако с помощью методов, о которых мы рассказали в предыдущих разделах, потери могут быть значительно уменьшены. Для этого следует выбрать наиболее адекватный коммуникативный канал, добиваться соответствия словесных и невербальных сообщений, активно слушать, составляя сообщения учитывать восприятие получателей. ВОСХОДЯЩИЕ КОММУНИКАЦИИ. Идущий снизу вверх поток формальных коммуникаций формируют сообщения, передаваемые с низших уровней организации на высшие уровни иерархии. Работникам необходимо высказывать жалобы, рапортовать о достигнутом прогрессе, отвечать на инициативы руководства. К восходящим коммуникациям относятся следующие пять типов сообщений.
1. Проблемы и вопросы. Сообщения, информирующие руководство о рабочих проблемах 2. Предложения по улучшению. Новые идеи относительно улучшения различных проШ
3. Отчеты о результатах деятельности. Высшие менеджеры периодически получают 4. Жалобы и споры. Жалобы и конфликты между работниками должны быть услыша 5. Финансовая и бухгалтерская информация. Имеются в виду сообщения об издержках, Итак, менеджмент компаний весьма заинтересован в бесперебойных восходящих коммуникациях и использует самые разные их каналы: ящики для записок с предложениями, опросы, политика открытых дверей, управленческие информационные системы и прямые диалоги между руководителями и рабочими. Уильям О'Брайан, директор компании Hanover Insurance делает такой прогноз: «Основная тенденция развития мира состоит в рассеивании власти, когда наделение сотрудников дополнительными полномочиями способствует не хаосу и беспорядку, а упорядочению структур». Разделение «пирога» власти на большее число «кусочков» предполагает интенсификацию обратных коммуникаций. Так, стремящийся к развитию коммуникативных связей с сотрудниками исполнительный директор компании Pacific Gas &Electric Ричард Кларк жестко контролирует проводимые опросы, в организации дважды в год проводятся видеопрезентации, в ходе ежемесячных совместных ланчей руководитель внимательно выслушивает все просьбы и жалобы сотрудников.
Однако несмотря даже на такие титанические усилия, на пути открытого общения остаются барьеры. Менеджеры далеко не всегда готовы вникнуть в проблемы рабочих, да и сами сотрудники не горят желанием добровольно делиться имеющейся у них информацией. С другой стороны, менеджменту компании Hyatt Hotels удалось разработать уникальную информационную систему, позволяющую высшему руководству оперативно получать достоверную информацию о положении дел в организации. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОМПАНИИ HYATTHOTELS В компании Hyatt Hotels под руководством вице-президента по человеческим ресурсам [рны Хеллерман разработаны уникальные способы «извлечения» информации из ра-отников низшего уровня и доставки ее менеджерам. Стратегия коммуникаций организации включает в себя следующие программы: 1. Конфиденциальные опросы, позволяющие работникам свободно и конфиденциально прокомментировать любой аспект деятельности Hyatt. 2. Рабочие форумы — раз в год каждый сотрудник имеет возможность поговорить со своим генеральным менеджером в расслабленной атмосфере гостиничного номера. Во время личного общения разговор может идти о чем угодно. 3. «Хайат»-беседы — ежемесячные «посиделки» менеджеров гостиницы с работниками, во время которых обсуждаются потребности сотрудников и методы улучшения обслуживания. Ь4Ь Часть 5. Лидерство Глава 17. Коммуникации
4. День контакта — наиболее инновационная программа. В День контакта менеджеры имеют возможность поработать на «передовой»: заняться складыванием салфеток, выпечкой кулинарии, чисткой туалетов. Такого рода «стажировка» позволяет им лучше понять своих работников и клиентов. Когда высокий руководитель погружается в рутину работы коридорных, официантов, завхозов и поваров, он осознает, как их действия сказываются на других. М. Хеллерман рассматривает усилия по укреплению коммуникаций между работниками и менеджерами как связующее звено между теми и другими. Участвующие в коммуникативных программах менеджеры осознают, что успех компании в значительной мере определяется работниками низших уровней 13.
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ. Горизонтальные коммуникации представляют собой обмен сообщениями между коллегами по работе, как внутри отделов организации, так и между ними. Как правило горизонтальные коммуникации преследуют не только цель проинформировать кого-то о чем-то, но содержат просьбы о поддержке или координации действия. Горизонтальные коммуникации подразделяются на три категории. 1. Разрешение проблем внутри отделов. Такие сообщения, как правило, связаны с выполнением поставленных задач. Пример: «Бетти, ты нам не поможешь заполнить 2. Координация деятельности отделов. Сообщения, которыми обмениваются отделы, 3. Консультации линейным отделам. Такие сообщения обычно исходят от специалистов по операциям, финансам или компьютерам и предназначаются линейным менеджерам, которые нуждаются в соответствующей помощи. Пример: «Пойдем, поговорим с мастером, а то он не может разобраться в компьютерном отчете». Вспомните (см. гл. 10 и 11), что для того, чтобы улучшить координацию видов деятельности, многие организации активно используют горизонтальные коммуникации: создают рабочие группы, комитеты, матричные структуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|