Преодоление коммуникативных барьеров
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Менеджмент должен создать такую организационную структуру, которая будет стимулировать позитивные, эффективные коммуникации, что требует как индивидуальных навыков, так и организационных действий. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ НАВЫКИ. Пожалуй, наиболее важным индивидуальным коммуникативным навыком является умение слушать. Слушать активно — значит задавать вопросы, проявлять интерес и время от времени перефразировать то, что сказал собеседник, дабы убедиться, что вы правильно его поняли. Слушать активно — значит, обеспечивать обратную связь с отправителем сообщения. Во-вторых, для передачи собственных сообщений необходимо выбирать подходящие каналы. Сложное сообщение требует использования емкого коммуникативного канала (телефон, личная беседа), рутинные послания и данные могут передаваться в виде записок, писем или по электронной почте. В-третьих, и отправитель, и получатель должны стараться понять точку зрения другой стороны. При получении информации менеджеры должны проявлять особое внимание, что позволит им распознать наличие у собеседника каких-либо предубеждений, уточнить то, что было понято неправильно, скорректировать собственное сообщение. Когда мы правильно оцениваем взгляды собеседников, мы более точно истолковываем семантический смысл передаваемых слов, ощущений и вообще относимся к ним более объективно. И, наконец, управление основанное на выходах в народ. Менеджер должен периодически покидать свой офис и самостоятельно проверять состояние коммуникативных каналов в фирме. Когда менеджер видит все своими глазами, встречается с людьми, он получает гораздо более полное представление об организации, получает возможность напрямую донести до сотрудников важные идеи и ценности.
Часть 5. Лидерство Глава 17. Коммуникации
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Атмосфера доверия и открытости в организации побуждает сотрудников к честному общению друг с другом, когда сотрудники безбоязненно передают наверх как хорошие, так и плохие новости. Для создания такой атмосферы необходимы усилия по развитию межличностных качеств работников. Во-вторых, менеджеры обязаны разработать и использовать формальные каналы коммуникации, причем во всех направлениях. В компании Scandinavian Design для контакта с работниками используются два разных информационных письма. На заводе Packard Electric, принадлежащем General Motors, работники имеют доступ ко всей информации о компании: финансовым сведениям, планам на будущее, оценкам качества, показателям деятельности. В Bank of America используются специальные программы по привлечению работников к высказыванию идей и обратной связи. Могут применяться и другие методы: прямая почтовая рассылка, доски объявлений, опросы. В-третьих, менеджеры должны стимулировать одновременное использование нескольких каналов коммуникации, формальных и неформальных. К числу таких множественных каналов относятся письменные директивы, дискуссии лицом к лицу, «выходы в народ» и «виноградная лоза». Например, на том же заводе GM ежемесячно издается газета, менеджеры регулярно проводят встречи с рабочими командами, для передачи новостей используется электронный дисплей в кафетерии. Отправка сообщений через несколько каналов одновременно повышает шансы на то, что они будут получены и правильно поняты. В-четвертых, структура организации должна соответствовать потребностям в коммуникациях. К примеру, в Casino/Holiday Inn (Лас-Вегас) функционирует специальная команда по коммуникациям (как часть организационной структуры). В ее состав входят представители каждого отдела. Команда занимается самыми срочными проблемами компании, призвана помочь менеджерам оценивать проблемы не только в рамках интересов их отделов. К решению проблем команда привлекает всех, кто способен помочь. Если в организации существует дефицит горизонтальных каналов коммуникаций, в ней могут быть созданы подобные команды, другие группы «быстрого реагирования», введены должности менеджеров-интеграторов, матричные структуры. Организационная структура, помимо всего прочего, должна отражать и потребности в информации. Если отдел или команда выполняют сложные нестандартные задачи, необходима децентрализация структур, что позволяет интенсифицировать дискуссии и вовлечь сотрудников в процесс управления.
Вопросы 1. В компании ATIMedical принято правило «работы без записок». Все 300 рабо такая политика на организацию? ст\'ДеН" 2. Опишите элементы коммуникативного процесса на примере общения тами и преподавателем на занятии. ^ ваЖ_ 3. Как влияет восприятие на точность коммуникаций? Для каких сообще
4. Насколько целесообразно «выкорчевывать виноградную лозу»? Имеет ли менедж 5. Как вы думаете, какие барьеры возникают на пути восходящих коммуникаций? 6. Как связаны между собой коммуникации в группе и задачи группы? Например, чем 7. Некоторые старшие менеджеры отдают предпочтение информации в письменном 8. Почему «выходы в народ» оцениваются как эффективный коммуникативный канал? 9. Что важнее для менеджеров: умение корректно выражать свои мысли или навыки
УМЕЕТЕ Л И ВЫ СЛУШАТЬ? Правила выполнения теста: если вы разделяете утверждение, отвечайте на вопрос «да», если не разделяете — «нет». Старайтесь отвечать как можно правдивее (вспомните свое поведение на последней встрече или собрании).
1. Я часто пытаюсь слушать речь нескольких человек одновременно. 2. Я люблю, когда мне сообщают только факты, а потом дают возможность разобраться 3. Иногда я притворяюсь, что уделяю кому-то внимание. ' 4. Я считаю, что у меня хорошие способности к невербальному общению. 5. Обычно я знаю, что хочет сказать мой собеседник, еще до того, как он это произнесет. 6. Обычно я заканчиваю неинтересный мне разговор тем, что перестаю обращать вни 7. Я часто киваю головой, хмурю брови и делаю тому подобные вещи, чтобы собеседник 8. Обычно я отвечаю сразу же после того, как собеседник заканчивает говорить. 9. Я оцениваю то, что сказал собеседник, пока он это говорит. 10. Пока другой человек говорит, я обычно размышляю над ответом. 11. Стиль общения другого человека часто мешает мне прислушаться к его словам. 12. Я обычно прошу людей уточнить высказываемую мысль. 3. Я стараюсь понять точку зрения другого человека, если он пытается понять мою. 14. Часто я слышу то, что ожидаю услышать, а не то, что говорят на самом деле. 15. Если я не соглашаюсь с кем-то, собеседник обычно чувствует, что я осознаю его В соответствии с теорией коммуникаций правильные ответы таковы: «нет» на Утверждения 1,2,3,5,6,7,8,9,10,11,14; «да» на утверждения 4,12,13,15. Если вы Дали неправильные ответы на один-два вопроса, то ваше умение слушать действительно сильно развито. Если вы дали неправильные ответы на три-четыре утверждения, значит, в вашем умении слушать собеседников или знании о том, как слушать есть пробелы. Если неверных ответов пять и более, вы, скорее всего, сами Часть 5. Лидерство Глава 17. Коммуникации
недовольны тем, как вы слушаете других людей. Вполне возможно, что того же мнения о вас придерживаются друзья и коллеги по работе. Поработайте над собой! Источник: Ethel С. Glenn and Elliott A. Pood, «Listening Self-Inventory», Supervisory
Management, January 1989, 12-15.
3. Создать в фирме новую должность, на которой Г. Рейзинг занимался бы составлением отчетов и ведением счетов сразу для нескольких бухгалтеров, а другие помощники занимались общением с клиентами. Но такое решение уменьшает возможности Г. Рейзинга на продвижение в должности.
ЧТО СКАЖЕТ ГОЛОС ВЛАСТИ? Когда Гехана Рейзинга приняли на работу в качестве помощника бухгалтера в фирму Werner and Thompson, специализирующуюся на услугах по финансовому менеджменту, он наконец-то почувствовал облегчение. Гехан — дипломированный специалист по бухучету, чего с лихвой хватало для должности, на которую он претендовал, но его слабости — немецкий акцент и тихий характер. На Беатрис Вернер, одну из партнеров и менеджеров фирмы, его диплом и галантные манеры произвели сильное впечатление. Она уверила Гехана, что у него есть большой потенциал для продвижения по служебной лестнице, но в данный момент вакантной является только одна должность —должность помощника бухгалтера. Гехан, который искал работу уже много месяцев, согласился. Он готов был любой ценой проявить себя на новой работе. Непосредственным начальником Гехана стала Катти Путман, бухгалтер фирмы. Она говорила с сильным бостонским акцентом и к тому же очень быстро, что вполне соответствовало ее огромной нагрузке. Она сказала Г. Рейзингу, что ему придется привыкнуть к ее скорости работы, и чем быстрее, тем лучше. Вскоре стало очевидно, что Катти и Гехан не ладят. Менеджеру не хотелось повторять указания более одного раза, а подчиненный как бухгалтер был безупречен, но совершенно не умел поддерживать контакты с внешним миром (выполнение заданий требовало множества телефонных звонков клиентам). Катти был неприятен даже его ответ «нет проблем» на любые ее просьбы. Когда она пришла составлять отчет о работе Гехана за три месяца, то сперва обратилась за помощью к Беатрис Вернер. Проблемы в общении были налицо, а что делать, Катти не знала. Б. Вагнер уже знала о существовании проблемы. Да, по ведению банковских счетов и составлению финансовых отчетов получалось, что к Г. Рейзингу не было претензий, но в то же время умение разговаривать по телефону и общаться с клиентами — обязанность любого работника фирмы. И в то же время Беатрис, которая сама была дочерью немецких эмигрантов, знала, что языковые и культурные барьеры можно преодолеть, необходимо лишь проявить настойчивость и терпение. Она давно подумывала о необходимости привлечения в рабочий коллектив выходцев из других стран, вот только сделать это никак не удавалось. Она была уверена, что Г. Рейзинг в будущем может стать ценным работником. Но сколько на это уйдет времени?
ЧТО ДЕЛАТЬ? 1. Предупредить Г. Рейзинга о предстоящем увольнении, выразив понимание, что 2. Перевести Г. Рейзинга под руководство другого бухгалтера, у которого имеется бо. ВОСХОДЯЩИЕ КОММУНИКАЦИИ В КОМПАНИИ ATLANTA TOOL AND DIE Президент компании Atlanta Tool and Die Рич Ленгстон во что бы то ни стало хотел улучшить восходящие коммуникации. Начинать, по его мнению, следовало с введения политики открытых дверей. Он объявил, что дверь его кабинета всегда открыта для рабочих и порекомендовал всем старшим менеджерам поступить точно так же. Это, считал президент, даст ему возможность своевременно получать тревожные сигналы, которые к тому же не будут отфильтрованы или перенаправлены формальными каналами. Он знал, что многие сотрудники вполне уверенно чувствуют себя в разговоре с высшими менеджерами. Иногда президенту поступали сообщения о том, что такая-то и такая-то процедуры неверны и требуют корректировки. В таком случае Р. Ленгстон поднимал эти вопросы на ближайшем совещании руководителей фирмы. Сложнее всего было разбираться с жалобами от людей, которые не могли ужиться со своими руководителями. Один из работников, У. Лерой, горько сетовал, что его менеджер берет на отдел чрезмерные обязательства и что все они испытывают большое давление с его стороны. Самое плохое, по словам У. Лероя, то, что приходилось работать сверхурочно. Он, однако, не поддержал предложение президента пригласить менеджера на дискуссию, равно как был против того, чтобы и другие работники его отдела подтверждали его жалобу. Р. Ленгстон, понимая, что У. Лерой может быть прав, не мог позволить ему вот так сидеть и жаловаться на судьбу. «Вы не думали об уходе из компании?». У. Лерой понял, что встречи с непосредственным начальником ему не избежать. Перед проведением трехсторонней встречи президент связался с менеджером У. Лероя и объяснил ему ситуацию. Он настаивал, чтобы менеджер пришел на встречу с желанием выслушать другую сторону, безо всякой враждебности. И действительно, во время встречи менеджер У. Лероя слушал очень активно и не проявлял никаких предубеждений. Он взглянул на проблему глазами подчиненного, осознал, что сам испытывает громадные перегрузки. После встречи менеджер сказал, что ему стало гораздо легче. Его назначили на должность из технического отдела всего несколько месяцев назад, у него не было необходимого опыта управления и планирования. И он с радостью воспринял предложение Р. Ленгстона помочь ему в работе. ВОПРОСЫ 1. С помощью каких методов Р. Ленгстон сумел повысить эффективность коммуника 2. Как вы оцениваете эффективность политики открытых дверей для стимулирования 3. Какие проблемы создает политика открытых дверей? Как, по-вашему, охотно ли Источник: Everett T. Suters, «Hazards of an Open-Door Policy», Inc., January 1987,99-102. Часть 5. Лидерство Литература 1 Elizabeth В. Drew, «Profile: Robert Strauss», The New Yorker, May 7,1979,55-70. 2 Henry Mintzberg, The Nature of Managerial Work, New York: Harper & Row, 1973. 3 D. K. Berlo, The Process of Communication, New York: Holt, Rinehart and Winston, 4 James R. Wilcox, EthelM. Wilcox, Karen M. Cowan, «Communicating Creatively in Conflict Situations», Management Solutions, October 1986, 18-24. 5 Robert H. Lengel and Richard L. Daft, «The Selection of Communication Media as an 6 Ford S. Worthy, «How CEOs Manage Their Time», Fortune, January 18,1988, 88-97. 7 Harold Geneen with Alvin Moscow, Managing, New York: Doubleday, 1984,46-47. 8 Albert Mehrabian, Silent Messages, Belmont, Calif.: Wadsworth, 1971; Albert Mehrabian, 9 Gerald M. Goldhaber, Organizational Communication, 4th ed., Dubuque, Iowa: Win. 10 Moncijo Williams, «America s Best Salesman», Fortune, October 26,1987,122-134. 'V- G- Miller, «Living Systems: The Organization», Behavioral Science 17,1972, 69. 13 Myma Hellerman, «How I Did It Giving Executives a Field Day», Working Woman, 14 ThomasJ. Peters and Robert H. Watermanjr., In Search of Excellence, New York Harper & 15 Donald B. Simmons, «The Nature of the Organizational Grapevine», Supervisory Ma 16 D. Keith Denton, «Open Communication», Business Horizons, September-October 1993,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|