Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории




Формирование гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории

 


 

Введение

гражданский ученик история урок

В условиях переоценки ценностей и смены идеалов формирование гражданской позиции обучающихся является одной из приоритетных. Социальный заказ государства в образовании направлен на формирование человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего гражданской позицией современного человека. Это находит подтверждение в нормативно-правовых документах: «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Президентской программе «Дети России» и др., а также в письме Министерства образования РФ «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации». Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование гражданского пространства, создание условий для проявления гражданской позиции, взаимодействия всех институтов воспитания составляют основу политики в области образования. Все вышеизложенное подтверждает необходимость рассмотрения проблемы на методическомуровне.

Проблема формирования гражданской позиции занимает одно из важных мест в общей тематике педагогических исследований. В работах Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, А.Г. Асмолова, Б.З. Вульфова, Н.Д. Никандрова, Г.Н. Филонова, И.Д. Фрумина, А.В. Беляева, А.С. Гаязова, Г.Я. Гревцевой, Б.Т. Лихачева и других уделяется внимание становлению гражданина. Психолого-педагогический аспект становления позиции личностирассматривают в своих работах как отечественные педагоги и психологи (Л.С. Выготский, Э.Ф. Зеер, В.В. Игнатова, Т.Н. Мальковская, В.И. Слободчиков и др.), так и зарубежные (К. Роджерс, Дж. Патрик, С. Шехтер, Э. Фромм и др.). Различные аспекты гражданской позицииобсуждаются в исследованиях Л.Н. Боголюбова, Н.М. Воскресенской, Б.Ф. Горелик, А.Ю. Лазебниковой, Я.В. Соколова, Р.И. Хмелюк, Л.К. Фомичевой, Ю.А. Маринкиной, А.Ф. Шалич и др.

Эти исследования внесли существенный вклад в теорию и практику формирования гражданской позиции школьников. Однако, аспекту формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории уделяется пока недостаточно внимания, и этим объясняется новизна и актуальность проблемы нашей дипломной работы.

Следуя логике новых образовательных стандартов, страна нуждается в информированных, компетентных людях, имеющих гражданскую позицию, принимающих самостоятельные решения и способных нести ответственность за свои поступки. Суть гражданского образования посредством истории заключается в том, чтобы сформировать у человека гражданскую позицию, которая выражает стремление личности к достижению высоких нравственных идеалов, патриотической и интернациональной сознательности, обеспечивает наиболее полную реализацию творческих возможностей. Значение образовательных учреждений в этом процессе переоценить трудно.

Таким образом, проблема формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории объясняется состоянием и тенденциями развития общества и государства.

Актуальность и представленные проблемы современной социо-культурной ситуации обусловили выбор темы дипломной работы:

«Формирование гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории».

Цель работы состоит в выявлении педагогических условий формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории.

Объект дипломного исследования - система внеклассной работы по истории с обучающимися в общеобразовательных учреждениях.

Предметом представленной работы является процесс формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории деятельности молодежных общественных объединений.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть теоретические основы формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории.

. Проанализировать психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста контексте формирования гражданской позиции.

. Уточнить сущность понятия «гражданской позиции» в психолого-педагогической, философской литературе.

. Определить педагогические условия формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории.

Для решения задач исследования использовались следующие методы: теоретический анализ (изучение философской, педагогической, исторической и социально-психологической литературы, документов и материалов по проблеме исследования); устные и письменные опросы; педагогический эксперимент, включающий методы целенаправленного наблюдения, анкетирования, интервьюирования, коллективные рейтинги; анализ учебно-методического комплекса и документации, а также результов творческой деятельности обучающихся с последующим обобщением и систематизацией полученных результатов.


Теоретические основы формирования гражданской позиции обучающихся

Особенности формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории

гражданский ученик история урок

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача формирование социально-активного гражданина: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…». В новом ФЗ «Об образовании в РФ» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.

Для анализа этимологии понятия «гражданская позиция», обратимся к определениям дефиниций «патриот» и «гражданин». В толковом словаре В.И. Даля значение слова «патриот» объясняется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб.

Исследователи предполагают, что впервые слово «патриот» употреблено Петром I. Однако до самого конца ХVIII века более распространенным был его синоним - словосочетание «сын отечества». «Патриот - говорится в другом словаре, - человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины». Более четко дано моральное содержание этого понятия в философском словаре: «Патриотизм (греч. Patris - отечество), - говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».

Патриотизм - качество нравственное. В нравственный кодекс патриота включаются такие критерии: любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм - это чувство нравственное и природа его, как и любого чувства, иррациональна. «Прививая это чувство молодому поколению, мы даем ему возможность прикоснуться к самым памятным страницам истории Отечества, своего края, рода, семьи». Именно с семейного альбома, с рассказов отцов и дедов прививается интерес к истории, прошлому. Патриотизм - сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе человека. О патриотизме и гражданственности судят не по словам, а по делам человека.

Таким образом, настоящим (идеальным) гражданином можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направлены на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.

Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

В философских работах понятие «гражданин» определяется через комплекс нравственных качеств. «Гражданин (греч. Polities, лат. Civis, англ. Citiztn) - лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их».

Следовательно, гражданин - это лицо, имеющее полную субъективную самостоятельность, имеющее право как быть партнером государства и общества, так и находиться к ним в определенной оппозиции.

Гражданин - это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы. В отечественной педагогической литературе к числу основных нравственных свойств гражданина относили гражданскую ответственность и гражданский долг, которые являются идейными, ценностными детерминантами гражданской позиции.

«Гражданская позиция - одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданская позиция «подпитывается» гражданственностью, патриотизмом, своей интеллектуальной ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей», - отмечают А.Н. Вырщиков, Г.Я. Гревцева. Гражданин чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней. Согласно этому гражданская позиция можно определить как качество нравственно-политическое, важной составляющей частью которого является гражданственность.

В такой трактовке гражданская позиция интегрирует общечеловеческие правовые и духовные ценности: высокий строй души и чувств, социально-историческую направленность мыслей. «Содержание понятия «гражданская позиция» (социальное, юридическое, политическое, нравственное) существенно изменяется от одной исторической эпохи к другой». В научной литературе это качество рассматривается в трех основных аспектах.

Первый разрабатывается в юридических исследованиях, регламентирующих роль гражданина в государстве перечнем особых функций. К их числу относятся: «подданный государства», «участие гражданина в политической и правовой жизни общества», «несение обязанностей, предусмотренных конституцией, законами», «знание прав и свобод» и т.д.

Гражданская ответственность как фундамент гражданской позиции «представляет собой сознательный акт, в котором личность действует как существо, способное оказать активное воздействие на окружающую действительность. «Она проявляется в способности гражданина в различных ситуациях самостоятельно принимать правильные с точки зрения общественных правил и норм морали решения и отвечать перед обществом за последствия своих поступков». Это связующее звено между обязанностями и гражданским долгом, так как именно ответственность выражает степень понимания гражданином своего долга перед обществом» (Г.Н. Филонов 2004).

По определению Г.Н. Филонова, «гражданственность - это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций - осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений».

Таким образом, понятие «гражданская позиция» привлекает внимание педагогов, философов, социологов в той или иной степени через такие явления как «гражданственность» и «патриотизм» в рамках гражданского долга и ответственности.

Такие термины как «гражданско-патриотическое», «гражданско-нравственное», «гражданско-правовое» образование и воспитание можно все чаще слышать в педагогической среде. Однако очевидно, что вышеприведенное определение сводит воедино смысл гражданской позиции - это патриотизм, гражданственность, гражданский долг и гражданская ответственность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...