Методика формирования патриотизма и гражданственности школьников среднего звена
На основании полученных данных была организована и проведена работа, направленная на формирование патриотизма и гражданственности школьников 6 класса. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в разных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей целью, интегрирующей не только социальной, но и духовно - нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечить свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путём обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Младший подростковый возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Целью работы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Рассмотрим направления работы с шестиклассниками:. Направление «Я и Я» (формирование гражданского отношения к себе) Содержание деятельности. В содержание деятельности по этому направлению программы входит осмысление ребенком себя как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости. Задачи. Формировать у школьников правосознание и воспитывать в них гражданскую ответственность. Воспитывать эстетическую культуру и развивать художественные способности учащихся. Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах. Формировать у школьников потребности к самообразованию, воспитанию морально-волевых качеств, умений проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей. Предполагаемые мероприятия. Формировать представление учащихся об индивидуальности и особенностях своего «я» через беседы на классных часах и консультациях: «Кто я? Какой я», «Я и сотни других», «Хочу и надо», «Мое хобби»; Формировать положительную Я - концепцию через аутотренинги, тренинги общения (» Я горжусь собой»), различные тесты (Я - реальное, я- идеальное», «Познай себя» и другие); ведение личного дневника; Формировать половое самосознание и здоровый образ жизни через: а) беседы на классных часах: «Спорт и здоровье», «Гигиена подростка», «Режим дня в жизни школьника», «Суд над алкоголем, наркотиками»; б) Анкетирование, тестирование детей и их родителей.. Направление «Я и СЕМЬЯ» (формирование гражданского отношения к своей семье)
Содержание деятельности. Основное содержание данного направления - подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника. Исходное положение: семья - главный фактор воспитания семьянина. Гражданственность проявляется в любви к родителям, родственникам, Учащиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких. Задачи. Формировать уважение к членам семьи. Воспитывать у школьников понятия сущности основных социальных ролей, умение понимать и правильно разрешать возникающие семейные трудности. Предлагаемые мероприятия по реализации программы с учетом возрастных особенностей детей. Научить подростков навыкам общения в семье через: а) беседы: «Забота о родителях - дело совести каждого», «Жизнь близких как забота моего я» б) ролевые игры с проигрыванием ситуаций, связанных с общением в семье (с мамой, с папой и др.) в) праздники: «Славим руки матери», «Семейные традиции» г) встречи с интересными людьми: «История глазами моих родственников», «Национальные традиции в моей семье», «Моя родословная»; д) конкурсы сочинений: «Я и мой старший брат», «Я в ответе за младших в семье»; е) выставки фотографий «Наша история в семейном альбоме». Направление «Я и ОТЕЧЕСТВО» (формирование гражданского отношения к Отечеству) Содержание деятельности. В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части своей Родины, ее гражданина и патриота. Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин отечества. Задачи. Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне готовность к защите ее свободы и независимости. Формировать у школьников осознание нравственного и правового долга и обязанностей по отношению к природной среде, ответственность за ее состояние.
Формировать у учащихся стремление к усвоению правовых знаний, чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих. Воспитывать в детях способность к эстетическому восприятию отечественной и мировой культуры, произведений искусства и литературы; бережное отношение к памятникам культуры и искусства, народного творчества. Формировать у школьников стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда. Обогащать их эстетические знания и совершенствовать умения и навыки. Предлагаемые формы: а) беседы: «Национальные особенности жизни людей», «Твои гражданские права», «Человек и закон», «По страницам летописи», «Этот великий и могучий русский язык» б) встречи с ветеранами ВОВ, участниками войны в Афганистане, Чечне, со специалистами в области права; в) конкурс сочинений: «Люблю тебя, мой край родной», «Азбука юного гражданина»; г) викторина по истории города, района, страны. д) разбор художественных произведений по истории страны; е) игра - путешествие «Имена путешественников на карте Страны.. Направление «Я и ШКОЛА» (формирование гражданского отношения к школе) Содержание деятельности. Основное содержание деятельности - осмысление школьником необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире. Исходные положения в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить. Школа - источник формирования необходимых качеств гражданина. Задачи. Формировать у подростков осознанную принадлежность к коллективу, понимание его роли в жизни человека: умение сочетать личные и общественные интересы. Воспитывать у школьников сознательное отношение к учению, развивать их познавательную активность и культуру умственного труда. Формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии. Воспитывать нравственность, сознательную дисциплину и культуру поведения учащихся. Заниматься их физическим совершенствованием, укреплением здоровья и формированием навыков санитарно-гигиенической культуры.
Воспитывать в них сознательную готовность выполнять Устав школы. Учить школьников ценить свое и чужое время, быть примером для младших, уметь держать свое слово. Вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, ответственном и творческом отношении к учению, умения и навыки рациональной организации умственного и физического труда. Формировать у школьников осознания своей принадлежности к школьному коллективу, стремление к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. Формировать у детей сознательное отношение к укреплению своего здоровья, стремление к участию в спортивных состязаниях, оборонно-спортивных и санитарно-оздоровительных мероприятиях. Предлагаемые формы: уроки этикета - разбор, проигрывание ситуаций по событиям, происходящим в жизни школьника (на уроке, перемене, в школьной столовой и т.д. беседы «Кого мы называем добрым?» Введение правил доброты: помогать людям; защищать слабого; делиться последним с другом: не завидовать; прощать ошибки другим. «Кого мы называем честным?» Введение правил жизни честного человека: сказал - сделай; не уверен - не обещай; ошибся - признайся; забыл - проси прощения; не можешь сказать правду - объясни почему; не выдавай чужую тайну. «Мои права и обязанности в школе»; составление кодекса ученика; конкурс сочинений: «Каким я хочу видеть учителя», «Моя школа в будущем», «Что мне нравиться в школе?» занятия - практикумы: «Как помочь товарищу если он попал в беду» (ситуация школьной жизни), «Что такое «красивый поступок» (разбор примеров из жизни класса) игры: «Давайте говорить друг другу комплименты», «По каким правилам мы живем», «Школа, которую мы строим» организация классного самоуправления (выборы совета класса) «Традиции нашей школы», (приглашение на классные часы выпускников школы); турнир знатоков этикета; конкурсы на лучшее поздравление с Днем учителя; на лучшую праздничную стенгазету; на лучший репортаж из школьной столовой, раздевалки, перемены.. Направление «Я и КУЛЬТУРА» (формирование гражданского отношения к искусству) Содержание деятельности. Основным содержанием деятельности по данному направлению является осмысление школьниками значимости искусства для человека современного мира, развития духовного мира учащегося на основе познания искусства, литературы, фольклора. Задачи. Воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные, хореографические способности, формировать эстетические вкусы, идеалы.
Формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина. Предполагаемые мероприятия по реализации программы с учетом возрастных особенностей детей. воспитать в детях чувство прекрасного, учить их различать красивое и безобразное, развивать их творческие способности. Предлагаемые формы: беседы: «Красота в жизни человека», «Пять минут с искусством», «Музыка вокруг нас», «Великие художники, композиторы, артисты…» приглашение знаменитых деятелей искусства (художников, поэтов, писателей, композиторов, артистов); творческие конкурсы: талантов, ораторов, кукольных спектаклей, пантомимы, исполнителей народных песен; студии (музыкальная, ИЗО, хореографическая и др.). Направление «Я и ПЛАНЕТА» (формирование гражданского отношения к планете) Содержание деятельности. Содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части планеты Земля. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за всю Планету. Мир сегодня - это совокупность всех межгосударственных и межчеловеческих отношений. Общечеловеческое единение в решении глобальных проблем должно рассматриваться как выход из кризисной ситуации во всем мире, связанной с экологическими и социальными проблемами. Задачи. Воспитывать у школьников понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой. Формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей. Предлагаемые формы: беседы: «Общество как совокупность людей, связанных экономическими, производственными, духовными интересами», «Условия духовной жизни в обществе», «Основные ценности общественной жизни, «Разные люди планеты» (богатые и бедные, добрые и злые, активные и пассивные, нравственные и безнравственные, созидатели и потребители, разного возраста, разных национальностей, религий и профессий), «культура народов мира»; политические и дискуссионные клубы: «Я - житель планеты Земля» и др. круглые столы игры - путешествия: «По странам и континентам», «По маршрутам Колумба», «Презентация мира»; диспут «Диалог с веком» Конспекты занятий представлены в приложении 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|