Изучение эффективности проведенной работы по формированию патриотизма и гражданственности школьников среднего звена
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
После проведения системы занятий, направленных на формирование патриотизма и гражданственности школьников, был проведен контрольный эксперимент, цель которого - выявление итогового уровня сформированности патриотизма и гражданственности шестиклассников. Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Сводная таблица уровней гражданской позиции учеников 9 класса
Результаты экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы. Анализ уровня гражданской культуры шестиклассников показал, что ученики нуждаются в освоении необходимых способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в типичных ситуациях взаимодействия с людьми в пределах собственной дееспособности; в усвоении на уровне общих представлений наиболее значимой информации о правилах и нормах взаимоотношений людей в обществе, о праве, его роли в жизни человека и общества, собственных правах, обязанностях и ответственности; осознании себя в качестве носителя прав и обязанностей.
Изучение уровня компетентности и, самое главное, заинтересованности родителей в формировании патриотизма и гражданственности своего ребенка, также продемонстрировало необходимость работы по гражданскому и патриотическому воспитанию. Полученные диагностические материалы обусловили выбор программы формирующего эксперимента, в ходе которого уровень патриотизма и гражданственности школьников существенно изменился. Школьники стали активно проявлять интерес к вопросам гражданской тематики, задавать вопросы, интересоваться политической жизнью страны. Подводя итог работе, можно констатировать, что формирование гражданской воспитанности шестиклассников возможно в том случае, если педагогическая организация работы в школе будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимодействие в системе «педагог-ребенок-родитель», что позволит создавать образовательно-воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в школе и семье.
Заключение
Исследование было направлено на подтверждение гипотезы о том, что процесс формирования патриотизма и гражданственности школьников среднего звена будет осуществляться более эффективно, если: школьники будут включены в разнообразные по содержанию и эмоционально-притягательные по форме виды учебной и культурно-досуговой деятельности с целью формирования гражданской и патриотической культуры, предполагающего расширение границ своих возможностей; отбор содержания гражданского и патриотического воспитания (в условиях региона) строится на основе выделения в качестве системообразующего фактора культурно-исторических традиций; содержание, методы, приёмы, формы работы будут направлены на включение субъектного опыта школьника в процесс патриотического и гражданского воспитания, осмысления своей гражданской позиции, осознания личностного «Я» в мире, среди людей.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота страны. Теоретический анализ литературы по теме исследования позволили сделать выводы о том, что патриотизм и гражданственность являются одновременно как следствием, так и предпосылкой становления гражданского общества и правового государства, поэтому формирование патриотизма и гражданственности является одной из самых значимых задач современной школы. В работе были уточнены понятия гражданско-патриотического воспитания, обоснована необходимость повышения эффективности воспитательного процесса через создание организационно-педагогических условий, определены критерии, показатели и уровни патриотической воспитанности, разработана и апробирована система гражданско-патриотического воспитания школьников и пути ее реализации в их практической гражданско-патриотической деятельности. Эта система воспитания должна приобщать школьников к реальным жизненным ситуациям, что не всегда удается осуществить в урочной деятельности. Результативность проведенной экспериментальной работы с шестиклассниками определялась по следующим критериям: уровень сформированности гражданского и патриотического сознания личности; выявление представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его гражданскую позицию; определение характера отношения школьника к Отечеству.
Родина для школьников не абстрактная категория, а конкретная страна, где они собираются жить, которой они гордятся. Они начинают осознавать личную ответственность за судьбу Отечества. Их чувства становятся личными, пережитыми. Реализация работы по формированию патриотизма и гражданственности предполагает: воспитание патриотических чувств у школьников среднего звена; уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; формирование стремления к развитию коммуникабельности, самовыражения, уверенности в себе и результатах своего труда, самореализации; развитие у школьников интереса к истории города, где родился и вырос, а также к историческому прошлому России; формирование уважительного отношения к природе, родине, архитектурным памятникам, культуре; развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности; формирование устойчивой системы знаний в заданной области; развитие таких качеств как осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, пунктуальность и требовательность к себе. Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников среднего звена позволил констатировать успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы со школьниками. Список литературы
1. Азаров Ю.Ж. Педагогическое искусство патриотического воспитания [Текст] // Воспитание школьников. - 2008 - №6. - С. 3 - 11. 2. Азисов Р.А. Символы Российского государства как элемент патриотического воспитания [Текст] / Р.А. Азисов // Войны священные страницы в памяти людской / МО, МРИО. - Саранск, 2008. С. 21-24. . Батенкова Е. Что такое граждановедение? [Электронный ресурс] / Е. Батенкова // http://feedbackgroup.narod.ru/book/main.htm . Воробьева В.В., Чистова Т.М. От трагедии войны к трагедии мира (из опыта гражданско-патриотического воспитания) [Текст] // Воспитание школьников. - 2010 - №2 - С. 20-27. . Выгодский Л.С. Нравственное воспитание [Текст] / Л.С. Выготский // Педагогическая психология. - М.: МГУ, 1991. - 138 с.
. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект [Текст] / А.Н. Вырщиков. - Волгоград: Издатель, 2001. - 250 с. . Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение [Текст] / Ф.Б. Горелик. - М.: Просвещение, 1986. - 212 с. . Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы». - М., 2006. . Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития [Текст] // Воспитание школьников. - 2002. - №7. - С. 8-10. . Даль В.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / В.И. Даль. - М.: Эксмо, 2010. - 688 с. . Довгаль Г. Учебное пособие по граждановедению «Общество. Человек. Его права и свободы» [Электронный ресурс] / Г. Довгаль // http://www.ug.ru/ug_pril/gv/99/30/t3.htm . Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание. Материалы научно-практической конференции [Текст] / под ред. Родионовой Л.Е., Морозовой В.В., Николаевой А.И. - Издательский центр НМЦ ЮВОУО Департамента образования г. Москвы, 2003. - 340 с. . Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие [Текст] / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 64 с. . Карабанова О.А. Возрастная психология [Текст]: Конспект лекций / О.А. Карабанова. - М.: Наука, 2005. - 290 с. . Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 29 с. ― (Стандарты второго поколения). . Лизинский В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / В.М. Лизинский // Заместитель директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - С. 40-43. . Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников [Текст] / автор-составитель А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович. - М.: Глобус, 2007. - 330 с. - (Воспитательная работа). . Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России [Текст] / В.И. Лутовинов // Вопросы обучения и воспитания. - Педагогика. - 1997. - №3. - С. 52-55. . Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Граждановедение [Текст] / А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов. - М., 1991. . О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» [Текст]: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года №422, Москва // Воспитание школьников. - 2006. - №2. - С. 2-8. . Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. - 944 с.
. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты, разработки занятий [Текст] / Авт.-сост. И.А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с. . Политология. Энциклопедический словарь / под ред. Аверьянова Ю.И. [Текст]. - М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. - 431 с. . Рейнгардт Н.С. Программа патриотического воспитания [Текст] / Н.С. Рейнгардт // Заместитель директора по воспитательной работе. - 2006 - №3 - С. 35-37. . Сафронова Е.М., Попова Е.Н. Способы оценки качества патриотического воспитания подростков [Текст] / Е.М. Сафронова, Е.Н. Попова // Воспитание школьников. - 2011 - №2 - С. 23-28. . Синягина Н.Ю. О патриотизме и воспитании патриотизма [Текст] / Н.Ю. Синягина // Воспитание школьников. - 2011 - №1 - С. 23-26. 27. Ашурков В.Н. Историческое краеведение: Учеб. пос. - М.: Просвещение, 1982 - 192 с. 28. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. - М.: Просвещение 1972 - 132 с. . Внекласная работа по истории / Под ред. С.С. Коваленко, Э.К. Шнекендорфа. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962 - 126 с. . Внекласная работа по истории и обществоведению / Сост. В.П. Гуськов. - М.: Просвещение, 1981 - 158 с. . Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. - М.: ВЛАДОС, 1999 - 174 с. . Гостев А. Воспитание историей (О значении школьного исторического краеведения) // Народное образование. - 1988 - N6 - с. 26-28 . Дранников В. Краеведческий факультатив // Преподавание истории в школе. - 1990. - N6 - c. 106-108 . Князев Ю.А. Сущность и педагогическая значимость школьного краеведения // Преподавание истории в школе. - 1989. - N6 - с. 132-135 . Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания в школе. - М.: ВЛАДОС, 2000 - 271 с. . Методика историко-краеведческой работы в школе / Сост. Н.С. Борисов и др. - М.: Просвещение, 1982 - 223 с. . Родин А.Ф. Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. - М.: Просвещение, 1974. - 134 с. . Родин А.Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории в восьмилетней школе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961 - 127 с. . Рубин А.А. Юрченко З.В. Внеурочная работа по общественным предметам. // Преподавание истории в школе. - 1991 - N5 - с. 102-107 . Стражев А.И. Методика преподавания истории. - М.: Просвещение, 1964. - 284 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|