Государственное регулирование в области формирования информационных ресурсов
Право на формирование ИР, в том числе негосударственных, обеспечено Конституцией Российской Федерации, в соответствии с которой "каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом" (ст. 29 п. 4). Государство признает одним из основных направлений своей политики в сфере информатизации обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на ИР. Право на формирование отдельных категорий ИР зафиксировано также в разных законах. Любое юридическое или физическое лицо имеет право на создание библиотеки, что установлено Федеральным законом "О библиотечном деле". Библиотеки имеют право самостоятельно определять источники комплектования своих фондов, определять условия их использования на основе договоров с юридическими и физическими лицами, осуществлять в установленном порядке сотрудничество с библиотеками и иными учреждениями и организациями иностранных государств, вести международный книгообмен. "Основы законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах" в ст. 7 устанавливают право юридических и физических лиц Российской Федерации на создание архивов. В ряде нормативно-правовых актов государство возлагает на негосударственного производителя ИР обязанность участия в формировании государственных ИР. Эта норма предусмотрена Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации", который декларирует обязательное представление документированной информации всеми юридическими и физическими лицами для формирования государственных ИР (статья 8). Однако, предусмотренные этой же статьей перечни обязательно предоставляемой информации и перечень органов и организаций, ответственных за сбор обязательно предоставляемой информации, до сих пор не утверждены.
Эту правовую лакуну отчасти восполняет Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов". Данным законом устанавливается обязанность производителей документов доставлять обязательный бесплатный экземпляр в соответствующие учреждения, определяет виды обязательного экземпляра документов, категории их получателей, сроки и порядок доставки обязательного экземпляра документов, ответственность за их нарушение. В законе отмечается, что он не распространяется на документы личного и секретного характера, документы, созданные в единичном исполнении, архивные материалы (документы) и управленческую документацию. Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене" регулирует процессы, с одной стороны, пополнения национальных ИР Российской Федерации за счет зарубежных ИР, а с другой - распространения отечественных ИР за рубежом, устанавливает виды информационных продуктов, подлежащих и не подлежащих вывозу за рубеж. Однако, на практике регулирующая роль этого закона для формирования негосударственных ИР невелика. Законодательство Российской Федерации регулирует также формирование ряда тематических категорий негосударственных ИР. Создатели негосударственных ИР о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащихся в геологических отчетах, картах и иных материалах, в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О недрах" должны предоставлять эту информацию в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации по установленным формам. Геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, подлежит государственной экспертизе (ст. 29 этого закона).
Федеральным законом "О геодезии и картографии" предусматривается создание государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, в составе которого находятся федеральный, территориальный и ведомственные картографо-геодезические фонды, создаваемые на основе материалов картографо-геодезической деятельности. В соответствии со ст. 9 этого закона граждане и юридические лица обязаны безвозмездно передавать один экземпляр копий созданных ими геодезических и картографических материалов и данных в соответствующие картографо-геодезические фонды с сохранением авторских прав. Однако, большинство норм, регулирующих обязанность юридических и физических лиц предоставлять документированную информацию в те или иные государственные учреждения, а также органы местного самоуправления, содержатся в многочисленных подзаконных актах, а также инструкциях, выпускаемых самими учреждениями. В целом этот процесс ничем не ограничен и не скоординирован. Нередки случаи, когда предприятие должно предоставлять одну и ту же информацию в различных формах в разные государственные учреждения. С вопросами регулирования формирования информационных ресурсов связан вопрос о лицензировании деятельности негосударственных юридических, а также физических лиц по формированию и использованию различного вида ресурсов. В настоящее время и теория и нормативно-правовая практика лицензирования информационной деятельности разработана совершенно недостаточно и явно отстает от жизни. Например, издательская деятельность лицензируется, а электронная издательская деятельность - нет. Весьма непродуманной представляется существующая система лицензирования международного информационного обмена. Остро стоит вопрос о целесообразности лицензирования многих видов информационной деятельности в Интернете. К тому же лицензирование как метод регулирования негосударственной деятельности в целом представляется бесперспективным и ограничивающим экономическую активность. Исключением являются виды деятельности, связанные с информационной безопасностью.
Самостоятельной проблемой, тесно связанной с регулированием в области формирования негосударственных информационных ресурсов, является борьба с компьютерным пиратством в форме изготовления контрафактной электронной информационной продукции. Наиболее остро эта проблема стоит в Интернете и будет рассмотрена ниже. Однако, и применительно к несетевым электронным информационным продуктам (прежде всего, на компактных оптических дисках) борьба с пиратством представляется весьма актуальной. Следует указать, что применяемые в настоящее время методы борьбы с помощью голографических наклеек, в том числе московским правительством, являются недостаточно эффективными, а система их применения стала, в свою очередь, источником коррупции. В то же время на основе Федерального депозитария электронных изданий можно было бы практически без дополнительных затрат создать государственное хранилище эталонных легитимных экземпляров, способное проводить государственную экспертизу на контрафактность и выдавать свидетельства о легитимности новых изданий. Эта мера неоднократно предлагалась как московским, так и федеральным органам исполнительной власти, однако эти предложения не были востребованы. Для регулирования в области формирования негосударственных ИР актуальны следующие действия: необходимо конкретизировать ответственность производителей негосударственных ресурсов по участию в формировании государственных, причем перечень обязательно предоставляемой информации должен быть исчерпывающим, не подлежать расширительному толкованию и исключать дублирование; теория и практика лицензирования этой деятельности требует комплексного пересмотра; предотвращение распространения контрафактных электронных изданий требует новых подходов, в том числе с использованием Федерального депозитария электронных изданий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|