Защита прав граждан в области создания и использования ИР
Данное направление включает две правовые проблемы: защиту прав субъектов персональных данных и защиту граждан от вредоносной информации. Существующее законодательство только устанавливает необходимость регулирования отношений в области персональных данных, однако до сих пор не принят закон "О персональных данных", который предусматривает разработку и утверждение перечней персональных данных, получаемых и собираемых негосударственными организациями, а также порядка лицензирования соответствующей деятельности, учета и регистрации государственных и негосударственных ресурсов, содержащих персональные данные. В соответствии с действующим Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. Не допускается использование персональных данных в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднение прав и свобод граждан Российской Федерации. "Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах" регулируют использование архивных документов, содержащих сведения о личной жизни граждан (об их здоровье, семейных и интимных отношениях, имущественном положении), а также создающие угрозу для их жизни и безопасности жилища. Законодательство ограничивает доступ к этой информации на срок 75 лет со времени создания документов; ранее этого срока доступ к таким документам может быть разрешен самим гражданином, а после его смерти - его наследниками.
После принятия закона "О персональных данных" возникнет практическая задача организации лицензирования, учета и регистрации ресурсов, содержащих персональные данные, а также государственного надзора за этой деятельностью. Представляется оптимальным с организационно-технической точки зрения, чтобы соответствующие службы были созданы в рамках Государственного регистра населения, с тем, чтобы одна и та же служба обеспечивала выполнение всех задач государственного регулирования в области персональных данных. Защита интересов личности, государства и общества от недоброкачественной информации также является одной из важных задач в сфере государственного регулирования ИР. Особенно остро эта проблема стоит в отношении информации, распространяемой через Интернет. Государство предписывает, в целях защиты, обязательную сертификацию информационных систем, баз и банков данных, предназначенных для информационного обслуживания граждан и организаций. Целям предотвращения распространения на территории Российской Федерации недостоверной, ложной иностранной документированной информации, полученной в результате международного обмена, служит Федеральный закон "О международном информационном обмене". При ввозе информационных продуктов в Российскую Федерацию импортер должен представлять сертификат, гарантирующий соответствие данных продуктов требованиям договора. Однако критерии доброкачественности информационного продукта не разработаны, поэтому данная норма носит декларативный характер. Защита интересов потребителей в области рекламной информации осуществляется положениями Федерального закона "О рекламе", статьи которого определяют содержание недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной и скрытой рекламы. Закон регламентирует объемы рекламных материалов, размещаемых в периодических печатных изданиях, устанавливает нормы для кино- и видео-обслуживания, радио- и телепрограмм, не разрешает, в частности, прерывать рекламой детские и религиозные передачи. Закон устанавливает правила при рекламировании отдельных видов товаров: алкогольных напитков, табака и табачных изделий; медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники; всех видов оружия, вооружения и военной техники. Однако применение норм этого закона в Интернете является весьма дискуссионным. Во всяком случае, механизмы по надзору за рекламой в Интернете пока отсутствуют.
Принятие законодательства о персональных данных является одной из наиболее актуальных проблем информационного законодательства. Вопросы же защиты прав граждан от недоброкачественной информации являются очень сложными и требуют тщательной проработки с учетом международного опыта. Государственный надзор за деятельностью по созданию и использованию негосударственных ИР. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 ноября 1999 г. № 1487, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2000 г. № 380, г. Москва "О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации" на Министерство Российской Федерации по связи и информатизации возложены функции надзора в области информатизации, следовательно, и в области создания, использования и защиты информационных ресурсов. В настоящее время ведется разработка необходимого нормативно-правового обеспечения, в котором будут детализированы формы и методы организации надзора. Очевидно, однако, что надзор должен удовлетворять следующим принципам: на основе ИР оказываются информационные услуги внешним пользователям; надзор осуществляется только за ИР, представленными в электронной форме; надзор осуществляется в соответствии с требованиями, которые содержатся в нормативно-правовых актах обязательного применения (существенная оговорка, поскольку государственная система стандартизации перестала быть обязательной).
Однако негосударственных ИР, удовлетворяющих этим условиям, чрезвычайно много (миллионы объектов) и они очень разнообразны, поэтому организация подобной службы является сложной организационно-технической задачей и, скорее всего, для ее решения потребуется привлечение других организаций как федерального уровня, так и субъектов Федерации. Применительно к Интернету порядок и формы надзора должны, как правило, определяться нормативными актами, действующими в соответствующей области, а не специальными актами для Интернета. Для лицензируемых ресурсов основания, предмет и форма надзора определяются требованиями, содержащимися в лицензии. Проблемы государственного и общественного регулирования сферы российских ИР в Интернете
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|