Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соматотипическая характеристика детей с HP




Как известно, при некоторых формах психического инфантилизма наблю­дается отставание в физическом развитии — так называемый «психофизичес­кий инфантилизм» (Сухарева Г. Е., 1965). Достоверно чаще, чем в здоровой популяции, встречается отставание в физическом развитии у детей с задерж­кой психического развития (Сазонова Н. С, Ямпольская Ю. А., Рысева Е. С, 1978). При резидуально-органических поражениях головного мозга у детей от­мечены отклонения в развитии эндокринной системы и нарушения темпа по­лового созревания (Лебединская К. С, 1969). Кроме того, существуют данные о повышенной частоте нарушений формирования опорно-двигательного аппарата у детей с задержкой психического развития (Сазонова Н. С, Рысе­ва Е. С, 1978), минимальной мозговой дисфункцией (Яременко Б. Р., Яремен­ко А. Б., Горяинова Т. Б., 1999). У детей с ММД часто встречаются такие ано­малии опорно-двигательного аппарата, как нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие, «разновысокость» ног.

В связи с вышеприведенными данными литературы было выдвинуто пред­положение, что у детей с недоразвитием речи также могут встречаться отклоне­ния в физическом развитии. Для проверки этой гипотезы на выборке из 150 де­тей с ТНР была произведена соматометрия. При этом измерялись: рост, вес, окружность груди и оценка некоторых показателей состояния костно-мышечной системы. На основании перечисленных параметров определялся соматотип по схеме Р. Н. Дорохова и И. И. Бахраха (1984) с выделением микро-, мезо- и макросоматического соматотипов и определением гармоничности развития по соотношению трех измерений: веса, роста и окружности грудной клетки. В результате проведенных измерений у 35% детей с ТНР был диагностирован микросоматический соматотип и у 27% — дисгармоническое физическое раз­витие. Таким образом, у 45% наших испытуемых выявились отклонения в фи­зическом развитии по типу ретардации или дисгармонии. Этот показатель со­гласуется с данными Н. С. Сазоновой, Ю. А. Ямпольской и Е. С. Рысевой (1978), которые в группе детей с задержкой психического развития обнаружи­ли нарушение физического развития в среднем в 49% случаев (у девочек в 2 раза чаще, чем у мальчиков).

Поданным выборочного исследования костно-мышечной системы (в группе из 47 детей), у 57% детей имелись нарушения осанки или сколиоз. Этот показатель близок к тому, что был получен у детей с задержкой психического разви­тия (54%) (Сазонова Н. С, Рысева Е. С, 1978).

В пубертатном возрасте выборочно в группе из 33 детей с HP, находивших­ся под нашим наблюдением, была проведена оценка половой зрелости по ме­тоду М. В. Максимовой (1984), включающему оценку 5 вторичных половых признаков. В результате у 27% детей было выявлено отставание в половом раз­витии. Приведенные данные согласуются с наблюдениями других авторов (Алексикова Р. А., Бушанская Н. Б., 1980, Леонов А. В., 1990).

Полученные клинические материалы свидетельствуют о том, что дизонтогенез у детей с первичным недоразвитием речи не ограничивается только пси­хоречевой сферой, а в ряде случаев затрагивает и соматоэндокринную систему. Причина этого остается неясной. В качестве одного из возможных патогене­тических факторов можно предположить нарушение гормонального фона (ба­ланс эстрогенов и андрогенов), которое некоторыми авторами рассматривает­ся как причина недоразвития речи (Plante E., Boliek С, Binkiewitcz A., Erly W., 1996).

Психопатологические синдромы

Анализ клинической картины в группе наблюдавшихся детей с HP показал, что в большинстве случаев это состояние не является моносиндромом. С по­стоянством, носившим закономерный характер, в клинической картине у этих детей присутствовали психопатологические нарушения (табл. 6). Их массив­ность в определенной степени коррелировала с тяжестью речевых расстройств. При парциальных формах HP она была минимальной, а при тотальных — бо­лее выраженной. В случаях осложненного варианта ТНР недоразвитие речи сопровождалось массивными тотальными психоорганическими расстройства­ми, аффективными или поведенческими нарушениями. В таких случаях пси­хопатология выступала на первый план, речевая симптоматика выглядела сопутствующим феноменом. Неосложненные формы ТНР с большим посто­янством сопровождались определенными психопатологическими синдрома­ми, и их мы расценили как облигатные. Их наличие, по-видимому, отражало некую этиопатогенетическую общность с речевыми нарушениями. Другая часть психопатологических синдромов встречалась эпизодически, и их присутствие не вносило какой-либо специфики в речевую симптоматику. Данные случаи ТНР мы расценивали как осложненные, а указанные психопатологические синдромы — как факультативные. Кроме того, наблюдалась и третья катего­рия психических нарушений, которые носили приобретенный характер и воз­никали значительно позже основных расстройств из-за дезадаптации или декомпенсации. Причины и механизмы их возникновения подробно обсужда­ются в главе 7. Их правомерно рассматривать как вторичные клинические фе­номены.

Таблица 6

Распространенность психопатологических синдромов среди детей с первичным недоразвитием речи

 

Синдром Количество детей %
Облигатные синдромы
Синдром простого неосложненного инфантилизма  
Синдром церебрастенического инфантилизма  
Синдром невратоподобного инфантилизма  
Синдром органического инфантилизма  
Церебрастенический синдром  
Гипердинамический синдром  
Синдром аффективной неустойчивости  
Синдром пограничной интеллектуальной недостаточности  
Факультативные синдромы  
Неврозоподобные синдромы 36
Ночной энурез  
Диссомния  
тики  
страхи  
Депрессивно – дистимический синдром  
Сенестопатически – ипохондрический синдром  
Психопатоподобный синдром  
Вторичные синдромы
Логофобический синдром  
Невротический энкопрез  
Элективный мутизм  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...