Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Д. Функциональная ось (степень дезадаптации)




1. Тяжесть речевых нарушений

I степень — легкие нарушения

II степень — нарушения средней тяжести

III степень — тяжелые нарушения

2. Степень выраженности социально-психологической дезадаптации

а) Легкая

б) Средней тяжести

в) Тяжелая

Базовая оппозиция первого порядка, с которой начинается классифика­ция, разделяет все виды недоразвития речи натри категории: первичные, вто­ричные и смешанные. Со времени работ В. К. Орфинской (1963), Р. Е. Леви­ной и Н. А. Никашиной (1968) считается целесообразным дифференцировать речевые расстройства на имеющие самостоятельное происхождение и те, что являются составной частью неречевых психических или сенсорных наруше­ний (умственной отсталости, тугоухости, шизофрении, детского аутизма и других) и причинно связаны с ними. Последние несут на себе отпечаток за­кономерностей, присущих этим заболеваниям, и в отрыве от них самостоя­тельного значения не имеют. Однако следует подчеркнуть, что наличие у ре­бенка умственной отсталости или одного из других перечисленных выше заболеваний еще не означает, что все проявления речевой патологии у него носят вторичный характер. Если определенный лингвопатологический сим-птомокомплекс встречается как удетей с психическими расстройствами, так и у детей без этих психических заболеваний, то этот синдром является сопут­ствующим основному заболеванию и, вероятнее всего, обусловлен первичным нарушением специфически речевых механизмов. Данный вариант не­доразвития речи является, по-видимому, первичным. Если же этот лингвопатологический синдром является облигатным для данного заболевания, то пра­вомерно рассматривать его как вторичный.

Известно, что психическое заболевание оказывает патопластическое вли­яние на лингвопатологическую симптоматику. Многие первичные лингво-патологические симптомы и особенно синдромы, наблюдающиеся у детей с интеллектуальной или сенсорной недостаточностью, проявляются в атипич­ной форме. Меняется их качество или выраженность. Конкретное выраже­ние этого атипизма зависит оттого, о каких языковых уровнях и единицах идет речь. Например, у умственно отсталых детей замены звуков значитель­но более контекстуально зависимы, чем у детей с нормой интеллектуального развития. У них же аграмматизмы могут приобретать форму, которая обычно встречается только при моторной алалии: в значительном количестве встре­чаются межпадежные замены. По нашим наблюдениям, у детей с ринолали-ей лексико-грамматические нарушения отмечаются только в тех случаях, когда одновременно имеется интеллектуальная недостаточность. Множество подобных примеров доказывает, что онтогенез языковых способностей и ре­чевых навыков испытывает значительное влияние общекогнитивных факто­ров. Поэтому среди детей с задержкой развития или недоразвитием речи ко­личественно преобладают смешанные формы. Примером может послужить параалалическая форма ТНР.

Деление на классы второго порядка основывается на разграничении парци­альных и тотальных форм первичного недоразвития речи. Данная дифферен­циация базируется на системной модели онтогенеза речевой деятельности. В одних клинических случаях мы наблюдаем дисфункцию всей речевой систе­мы в целом. В других — наблюдаем слабость, дефицитарность одной-двух под­систем (например, звукопроизношения или реализации слоговой структуры или оперирования морфологическими элементами языка) при удовлетвори­тельном функционировании системы в целом. Иначе говоря, как частный слу­чай психического дизонтогенеза, недоразвитие речи может быть парциальным и тотальным (Ковалев В. В., 1985). После выделения трех типов (первичное, вторичное и смешанное недоразвитие речи) и двух видов (парциальное и то­тальное HP) следующим шагом будет выделение разновидностей HP. Дальней­шим членением на подклассы станет выделение разных синдромальных вари­антов или разновидностей парциального, тотального и смешанного видов недоразвития речи.

Некоторые из представленных в классификации вариантов парциального ПНР по названиям совпадают с традиционно выделяемыми в клинических классификациях (Ляпидевский С. С, Гриншпун Б. М., 1969, Гриншпун Б. М., 1989). Однако содержание, которое вкладывается в эти понятия в данном кон­тексте, несколько отличается оттого, что присуще вышеупомянутым класси­фикациям. В них тип расстройства обозначается по ведущему лингвопатоло-гическому синдрому вне зависимости оттого, какая форма недоразвития речи имеет место, парциальная или тотальная. В нашей классификации данные кли­нические термины обозначают не синдром речевых нарушений, а тип психо-речевого дизонтогенеза. Например, синдром дизартрии может встречаться и при парциальном HP, и как составная часть клинической картины тотального HP. «Дизартрия» же как подкласс рубрики «Парциальные формы ПНР» обо­значает только случаи нарушения формирования звуковой стороны речи ди-зартрического типа при сохранности остальных языковых средств. Подобным образом обстоит дело с категоризацией нарушений психического развития у детей. В одном случае у ребенка основным диагнозом может быть «специфиче­ское нарушение формирования навыка чтения» (дислексия). В другом — основной диагноз «легкая умственная отсталость», а сопутствующий — «синдром дислексии». Аналогично, в нашей классификации основной диаг­ноз «тотальное ПНР», «вторичное недоразвитие речи» или «недоразвитие речи смешанного происхождения» должен быть дополнен указанием ведущих синд­ромов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...