24. Правосубъектность юридического лица
24. Правосубъектность юридического лица Правоспособность юридического лица совпадает с его дееспособностью, поэтому правильным будет говорить о его правосубъектности. Правосубъектность юридического лица возникает с момента государственной регистрации и прекращается в момент исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц. Виды правосубъектности юридических лиц: 1. Общая правосубъектность. Она означает возможность для субъекта иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности (хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив). 2. Специальная правосубъектность. Она предполагает наличие у субъекта лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах (некоммерческие организации и унитарные предприятия). Юридические лица реализуют свою правосубъектность через специально создаваемые органы юридического лица, структура и компетенция которых определены в учредительных документах. Орган юридического лица – это правовой термин, обозначающий лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица без специальных на то полномочий (без доверенности). В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников (п. 2 ст. 53 ГК РФ) или представителей, отличных от его органов и участников (гл. 10 ГК РФ). Особо следует отметить полномочия собственника в отношении имущества казенных предприятий и учреждений, а также в отношении самих этих юридических лиц (ст. ст. 296 - 298 ГК РФ).
Юридическое лицо вправе создавать вне места своего нахождения представительства и филиалы. Представительство – это находящееся вне места нахождения юридического лица обособленное подразделение, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал – кроме представительских осуществляет также все иные функции юридического лица или их часть. Все представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах. Их руководители осуществляют свою деятельность на основании доверенности.
25. Возникновение (создание) юридического лица В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица, выделяют следующие способы образования юридических лиц: 1. Распорядительный порядок. Юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя. В распорядительном порядке образуются органы местного самоуправления, воинские части, суды, органы внутренних дел, правительства и министерства субъектов РФ. Они действуют на основе нормативных актов, в которых определяется их статус как юридических лиц. 2. Разрешительный порядок. Создание организации разрешено тем или иным компетентным органом (для страховых обществ и банков). 3. Нормативно-явочный порядок. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Государственная регистрация – завершающий этап образования юридического лица. Основные данные об организации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления. По общему правилу государственная регистрация юридических лиц в настоящий момент осуществляется органами Федеральной налоговой службы России. Они принимают решения о государственной регистрации, ведут Единый государственный реестр юридических лиц, вносят в него записи о создании, прекращении юридических лиц, предоставляют в установленном законом порядке информацию о сведениях, включенных в Реестр, осуществляют иные связанные с этим полномочия.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц. При государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица в регистрирующий орган подаются: - подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ; - решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ; - учредительные документы юридического лица; - выписка из реестра иностранных лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя; - документ об уплате государственной пошлины. Однако в ряде случаев государственная регистрация осуществляется по решению иных уполномоченных на это органов. Например, на основании ст. 15 Закона о банках решение о государственной регистрации банков и иных кредитных организаций принимает ЦБ РФ, который в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Государственная регистрация общественных объединений осуществляется по решению Министерства юстиции Российской Федерации или его территориальных органов. Отказ в государственной регистрации юридического лица может быть обжалован в судебном порядке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|