28. Ликвидация юридического лица по причине банкротства
Несостоятельностью (банкротством) является признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (нет возможности добровольного объявления должника о своем банкротстве). Банкротство – комплексный межотраслевой институт, базирующийся на нормах гражданского права. Отношения в сфере банкротства регулируются гражданским, арбитражным, административным, финансовым, и трудовым законодательством. Комплексность устанавливается как по кругу нормативных актов, применяемых в разрешении дел о банкротстве, так и отраслевой принадлежностью правовых норм, содержащихся в Законе, и других базовых нормативных актах. Производство по делам о банкротстве регулируется законодательными актами в следующем порядке: 1. Наивысшую силу на уровне федеральных законов имеет ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». 2. Общие правила, касающиеся проведения процедуры банкротства, регламентируются ФЗ от 26. 10. 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)». Они применяются ко всем субъектам, за исключением указанных выше. 3. В части не урегулированной названными выше нормативными актами, порядок арбитражного процесса по делам о банкротстве определяется в соответствии с нормами АПК РФ. Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, которые могут быть признаны банкротом: 1. Коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив, государственные и муниципальные унитарные предприятия). Исключение составляют федеральные казенные предприятия (федеральные государственные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления) – за них субсидиарную ответственность несет государство. Они создаются в сфере военно-промышленного и топливно-энергетического комплекса в сфере телекоммуникаций.
2. Некоммерческие организации. За исключением учреждения, основанного на праве оперативного управления, политических партий и религиозных организаций. За учреждение субсидиарную ответственность несет учредитель. Следует различать: 1. Когда организация считается неплатежеспособной и в наличии имеются лишь признаки банкротства. Признаком банкротства следует считать неисполнение денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей в течение 3-х месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Размер просроченной задолженности не влияет на определение наличия или отсутствия признаков банкротства. 2. Когда она является банкротом. Установление данного факта возможно только после признания организации таковой арбитражным судом. Судебное разбирательство может быть возбуждено лишь в случае превышения размера требований к должнику – юридическому лицу суммы в 100 тыс. рублей – это условие необходимое для возбуждения дела о банкротстве. Требования кредиторов должны быть объединены в одно заявление, так как суд не вправе по своему усмотрению объединять заявления. Правом на обращение в суд с заявлением обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. При рассмотрении судом дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство (ст. 2, п. 1 ст. 27 Закона о банкротстве). Если первые из названных процедур направлены на восстановление платежеспособности юридического лица (носят «реабилитационный» характер), то конкурсное производство имеет своей основной целью пропорциональное удовлетворение требований кредиторов и предполагает прекращение деятельности юридического лица (ликвидационная мера). К числу судебных процедур банкротства Законом отнесено также мировое соглашение, которое может быть заключено между должником и его кредиторами на любой стадии дела о банкротстве и утверждается арбитражным судом. С момента утверждения мирового соглашения производство по делу о банкротстве прекращается.
Наблюдение вводится судом, принявшим заявление о признании должника банкротом, по результатам проверки в судебном заседании обоснованности такого заявления (ст. 62 Закона о банкротстве). Одновременно суд из числа арбитражных управляющих утверждает временного управляющего, который «наблюдает» за деятельностью юридического лица, не заменяя при этом его органы. Временный управляющий публикует сообщение, что в отношении юридического лица введено наблюдение, уведомляет об этом его кредиторов. На период наблюдения, в частности, приостанавливаются производство и исполнение по делам, связанным с обращением взыскания на имущество должника, а денежные требования к нему могут предъявляться только в рамках дела о банкротстве. Наблюдение должно быть завершено в 7-месячный срок. Финансовое оздоровление (судебная санация) вводится арбитражным судом на срок не более 2 лет; при этом суд утверждает график погашения задолженности юридического лица и кандидатуру административного управляющего. На этой стадии учредителям (участникам) должника и его органам предоставляется возможность восстановить платежеспособность. Административный управляющий осуществляет контроль за выполнением ими плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, дает согласие на совершение органами управления должника ряда сделок, ведет реестр требований кредиторов, созывает общие собрания кредиторов. В период финансового оздоровления отменяются обеспечительные меры по требованиям кредиторов, требования кредиторов по денежным обязательствам могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве; приостанавливается действие исполнительных документов по имущественным взысканиям, запрещается удовлетворять требования участников о выделе им доли в имуществе или выплате ее стоимости, требования о выплате дивидендов. По итогам финансового оздоровления должник представляет отчет. Если задолженность погашена до истечения срока, на который введено финансовое оздоровление, оно и производство по делу о банкротстве прекращаются. Если же погасить задолженность не удалось либо неоднократно или существенно нарушен график ее погашения, суд по ходатайству кредиторов может принять решение о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.
Внешнее управление вводится арбитражным судом на срок 18 месяцев и может быть продлено еще максимум на 6 месяцев. На период внешнего управления вводится мораторий (отсрочка) на удовлетворение требований кредиторов, срок исполнения которых наступил к моменту введения внешнего управления. Одновременно суд утверждает внешнего управляющего, который ведет дела должника и управляет его имуществом, разрабатывает план внешнего управления, предусматривающий меры по восстановлению платежеспособности, и обеспечивает его выполнение. Полномочия органов юридического лица практически прекращаются. Ряд сделок с имуществом должника внешний управляющий вправе совершать лишь с согласия общего собрания или комитета кредиторов. Он может отказаться от исполнения некоторых сделок должника, препятствующих восстановлению его платежеспособности или носящих заведомо убыточный для него характер. По итогам своей деятельности внешний управляющий составляет отчет, который рассматривается собранием кредиторов и подлежит утверждению арбитражным судом. По результатам рассмотрения указанного отчета кредиторы, в зависимости от финансового состояния должника, могут ходатайствовать перед арбитражным судом о прекращении внешнего управления (в связи с восстановлением платежеспособности и возможности расчетов с кредиторами в порядке их очередности), о прекращении производства по делу о банкротстве (если все требования кредиторов удовлетворены) либо о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.
Конкурсное производство открывается арбитражным судом, принявшим решение о признании должника банкротом, сроком на один год и может быть продлено не более чем на 6 месяцев. С момента открытия конкурсного производства сроки исполнения всех обязательств должника считаются наступившими, начисление неустоек, процентов по ним прекращается, на имущество должника распространяется конкурсный иммунитет: предъявление требований кредиторов и их удовлетворение производятся только в рамках дела о банкротстве (в порядке конкурса). Одновременно с признанием должника банкротом и открытием конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего, который выполняет функции органов должника, публикует сведения о признании должника банкротом, предпринимает меры по сохранению и возврату его имущества (в том числе путем предъявления исков о признании его сделок недействительными, о возврате имущества и др. ), по инвентаризации имущества и его оценке (для чего привлекает независимого специалиста-оценщика), т. е. формирует конкурсную массу, за счет которой и будут погашаться требования кредиторов. Затем конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов предложения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника и организует его продажу с открытых торгов. Полученные средства конкурсный управляющий направляет на расчеты с кредиторами в очередности, установленной Законом (ст. ст. 134 - 138 Закона о банкротстве), причем погашение требований последующей очереди производится только после удовлетворения всех требований предыдущей очереди, а между кредиторами одной очереди - пропорционально суммам их требований. Таким образом, требования кредиторов юридического лица - банкрота вступают в «конкуренцию» между собой, что и дало название рассматриваемой процедуре банкротства. Завершив расчеты с кредиторами, конкурсный управляющий представляет суду отчет с указанием размера требований кредиторов, в том числе погашенных, и документы о продаже имущества и погашении требований кредиторов. Рассмотрев отчет, суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица. В соответствии с Законом выделяют три группы очередности удовлетворения требований кредиторов: внеочередные, очередные, послеочередные.
1. Вне очереди покрываются: - судебные расходы, расходы на опубликование информационного сообщения; - вознаграждение арбитражному управляющему, реестродержателю; - текущие коммунальные и эксплуатационные платежи; - требования кредиторов, возникшие ранее в ходе производства по делу о банкротстве, до признания должника банкротом; - задолженность по оплате труда, возникшая в ходе производства по делу о банкротстве; - иные расходы, связанные с проведением конкурсного производства (независимая оценка имущества). 2. Очередные требования покрываются следующим образом: - требования граждан за вред причиненный жизни и здоровью, компенсация морального вреда; - выходные пособия и оплата труда лицам, работавшим по трудовому договору, выплата вознаграждений по авторским договорам; - требования других кредиторов (залоговые обязательства, возмещение убытков в форме упущенной выгоды, взыскания неустойки и иных финансовых санкций. 3. Послеочередные требования. Если после этого остается часть конкурсной массы, то имущество, предложенное к продаже, но не реализованное передается собственнику унитарного предприятия, учредителям, участникам, акционерам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|