Исследование фонематических (фонетических) представлений
а) Повторить слоги с оппозиционными звуками. Серии из 2-х слогов можно предъявлять детям старше 4 лет, из 3 слогов — 5 лет и старше. са-ша, ша-са, са-за, за-са, за-жа, жа-за, ща-жа, жа-ша са-са-ша, ша-са-ша, ша-ша-жа, жа-ша-жа, по-бо, бо-по, та-да, да-та, ла-ра, ра-ла па-па-ба, ба-ба-па, да-та-да, та-да-та На качество выполнения данного задания влияют по меньшей мере два фактора: а) состояние сукцессивной кратковременной слухоречевой памяти и б) дифференцированность перцептивных эталонов фонем (точнее, аллофонов), составляющих ряд. Известно, что легче запомнить и правильно воспроизвести комплекс максимально различающихся стимулов по сравнению с совокупностью минимально различающихся, сходных по ряду признаков стимулов. Развести влияние этих двух факторов довольно просто. При трудностях воспроизведения ряда из трех стимулов ребенок будет допускать ошибки в сериях, составленных из любых слогов. Если же более сильное влияние оказывает фонематическая близость стимулов в ряду, ошибки будут носить избирательный характер. Если у ребенка фонематические представления, соответствующие определенным парам согласных, нечетко дифференцированы, то при воспроизведении серий слогов, содержащих эти пары, он обычно допускает устойчивые ошибки. При этом остальные серии воспроизводятся правильно. б) Отобрать картинки, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука: П и Б, Ш и С, 3 и С, Д и Т. Предварительно необходимо убедиться в том, что ребенок знает названия изображенных предметов. При оценке результатов этого задания следует принять во вниманиесостояние навыков фонематического анализа. Если ребенок не владеет выделением согласного в начале слова, он может не справиться с данным заданиемпо этой причине. Поэтому предварительно необходимо оценить состояние навыков фонематического анализа.
в) Придумать слова, начинающиеся с определенных звуков или содержащие определенный звук. Например, Р, С, Ш, П, Д, Т и др. Данное задание является психологически более сложным, чем в пункте (б). Оно требует большейстепени произвольности от ребенка, зависимо от объема активного словаря. Поэтому его лучше использовать применительно к детям старшего дошкольного и школьно возраста. Если заданный звук произносится ребенком дефектно, это задание лучше не использовать. Некоторые дети стараются избегатьиспользовать в речи слова, содержащие звуки, еще им недоступные. Выраженность такого избегания зависит от выраженности логофобии. Комментарий кпункту (б) в равной мере относится и к данному заданию. Оценка состояния импрессивного словаря Поскольку имеются данные о том, что усвоение существительных, глаголов и прилагательных происходит с некоторыми различиями как по темпу (гете-рохронность), так и по механизмам, целесообразно раздельно оценивать представленность разных частей речи в словре. а) Словарь существительных. Ребенку предъявляется набор картинок, накоторых изображены предметы. Детям второго года жизни при исследованиипредлагают показать знакомые им игрушки или бытовые предметы. При исследовании импрессивного словаря у детей раннего возраста необходимо создавать игровые ситуации, в которых поиск названной (или подсказанной) картинки, предмета или игрушки мотивируется не указанием взрослого, а игровой или практической ситуацией. Легче получить желаемую реакцию с помощью предложения типа: «Возьми машинку», «Возьми куклу», «Дай мамекуколку». В случаях нарушения понимания речи для получения более достоверных данных при назывании предмета не следует смотреть в его сторону илиуказывать рукой. При трудностях достижения контакта в условиях диагностического кабинета аналогичные ситуации поручай -г создать родителям в домашних условиях и записать полученные результаты.
б) Словарь глаголов. Для исследования необходим набор картинок, на которых один и тот же персонаж совершает разные действия: девочка сидит, девочка стоит, девочка бежит, девочка стирает, девочка гладит, мальчик рисует, мальчик пишет, мальчик входит, мальчик выходит и т. п. У детей раннего возраста это выясняется в процессе совместной игры. в) Словарь прилагательных. Для исследования необходимы предметные изображения с выделенным качественным признаком (цвет, форма, величина и др.). В диагностический комплект должны входить изображения одинаковых предметов, различающихся только называемым признаком: красный мяч, синий мяч, большая собака, маленькая собака, чистое полотенце, грязное полотенце и т. п. По названному словосочетанию ребенок должен указать на соответствующее изображение. При исследовании детей раннего возраста используются реальные предметы и игрушки. Таким образом оценивается общий объем словаря и представленность в нем существительных, глаголов, прилагательных. У детей старше 2,5 лет специально следует отметить количество производных слов, которые понимает ребенок (чайник, сахарница, чайная ложка, столовая ложка, бумажный, стеклянный и т. п.). Понимание фраз Понимание фраз зависит от нескольких факторов: понимания слов, из которых состоит фраза, понимания грамматических значений аффиксов и сочетаний служебное слово + аффикс, интерпретации сложных синтаксических конструкций (пассивных оборотов, инвертированных конструкций). Данное обстоятельство следует учитывать при интерпретации результатов исследования. При обнаружении трудностей в понимании фраз необходимо установить, какой из вышеперечисленных факторов в наибольшей степени затрудняет эту операцию. · Понимание привычных (частотных) словосочетаний («Дай маме ручку!», «Обними маму»). · Понимание простых фраз-инструкций («Возьми машинку», «Посади куклу в машинку», «Положи кубик в коробочку», «Возьми кубик из коробочки» и т. п.).
· Понимание фраз, содержащих косвенные падежи: «Покажи, чем рисуют, кому дали мячик, с кем играет девочка, кого ловит мишка?» · Понимание значения словообразовательных (суффиксы, приставки) и словоизменительных (флексии) элементов, предложных конструкций. Для исследования удобно использовать материалы книги А. Н. Корнева и Н. Е. Старосельской «Как научить ребенка говорить, читать и думать» (СПб., 1999). При итоговой оценке сформированности импрессивной речи можно рекомендовать уровневую шкалу оценки понимания речи, предложенную Н. С. Жуковой (Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., 1990). Нулевой уровень понимания речи. Ребенок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения; у детей старше 1 года это свидетельствует о возможном отставании в психомоторном развитии или о сенсорной алалии. Ситуативный уровень сформированности понимания речи. Ребенок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не понимает наименований изображений предметов, игрушек, хорошо знакомых ему в быту. У детей старше 1,5 лет это свидетельствует о возможном отставании в психомоторном развитии или о сенсорной алалии. Номинативный уровень. Ребенок хорошо понимает названия предметов на отдельных картинках, но плохо понимает названия действий, изображенных на них (идет, сидит, читает и т. п.). Совсем не понимает вопросов косвенных падежей (чем? кому? с кем? и т. п.). У детей с сохранным слухом старше 2 лет подобное состояние импрессивной речи может наблюдаться в двух случаях: при общем психическом недоразвитии или при осложненной форме первичного ТНР Предикативный уровень развития понимания речи. Ребенок знает много названий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий, изображенных на сюжетных картинках, различает значения нескольких первообразных предлогов (положи на коробку, в коробку, около коробки). Не различает грамматических форм слов (единственного и множественного числа существительных, глаголов, уменьшительно-ласкательных суффиксов и др.). У детей с сохраным слухом старше 3 лет подобное состояние импрессивной речи может наблюдаться в двух случаях: при общем психическом недоразвитии или при осложненной форме первичного ТНР.
Расчлененный уровень развития понимания речи. Ребенок различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (морфами) — флексиями, приставками, суффиксами (стол — столы, улетел — прилетел, одевает - одевается и т. п.). При качественном анализе нарушений понимания речи следует отличать нарушение понимания отдельных слов (избирательное или тотальное) от нарушения понимания фраз. Абсолютное непонимание слов большинства частотных (если есть уверенность, что ребенок их услышал) с большой вероятностью свидетельствует о наличии сенсорной алалии (при условии отсутствия глубокой умственной отсталости). Нарушение понимания фраз при сохранности понимания отдельных слов наблюдается при импрессивном дисграмма-тизме или умственной отсталости, осложняющей тотальное недоразвитие речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|