Оценка сформированности слоговой структуры слов
Сформированность слоговой структуры слов — способность продуцировать динамические комплексы артикуляционных действий, соответствующих слогу, переключаясь с одного действия на другое, воспроизводить «кинетическую мелодию» слова. На определенном этапе этот сукцессивно организованный комплекс артикуляторных действий превращается в целостную симультанную программу. Чем больше степень симультанизации слоговых структур слов, тем устойчивее их воспроизведение даже в артикуляторно сложных текстах типа чистоговорок. Если ребенок не достиг в определенном многосложном слове автоматизации слоговой моторкой программы, он может произносить его без ошибок только в медленном темпе или скандированно. Однако наблюдения за детьми с динамической артикуляторной диспраксией и с моторной алалией показывают, что определенное число многосложных слов такие дети все-таки могут произносить быстро и без ошибок. Обычно это часто повторяющиеся в речевой практике детей слова. В связи с этим при исследовании данной сферы может встречаться диссоциация по качеству между произнесением тестового материала в экспериментальной ситуации и высокочастотных многосложных слов в спонтанной речи. Для исследования состояния слоговой структуры используются следующие приемы: 1) Повторение/называние многосложных слов со стечением согласных: простыня, сковорода, милиционер, экскаватор, аквариум, водопроводчик, велосипедист и т. п. 2) Повторение чистоговорок с многосложными словами: «Водопроводчик починил водопровод», «Милиционер остановил велосипедиста», «Полполдника проболтали» (см. выше). 3) Оценка элементарной способности воспроизводить ряд слогов в квазисловах типа ПАТАКА (см. выше).
Исследование грамматического строя речи Исследование синтаксических показателей речи Информативными показателями сформированности синтаксических операций являются средняя длина, распространенность фраз и структурная сложность используемых синтаксических конструкций. Среднюю длину фраз можно исследовать посредством анализа свободных высказываний (точнее, их фонограмм). Это достаточно трудоемкий процесс. Более простым, но косвенным методом оценки способности к синтаксированию является тест «Повторение фраз». В этом случае оценивается максимальная длина фраз, которые ребенок способен повторить безошибочно. Ребенку предлагается повторить фразу, произнесенную обследующим. В случае ошибки опыт повторяется с другой фразой той же длины и сложности. Данное задание входит в методику обследования интеллекта Бине-Симона. Еще в 1925 г. оно в расширенном виде было адаптировано для русской популяции и стандартизовано А. П. Нечаевым. Задание может использоваться для оценки синтаксического компонента языковой компетенции детей и диагностики лексико-грамматическго недоразвития. По данным литературы, предельная длина фразы, которую ребенок способен повторить, близка к той, которой он может пользоваться в спонтанной речи. Можно полагать, что выполнение этого задания зависит от функциональных возможностей премоторных отделов мозга. Дети с тотальным избирательным недоразвитием речи обычно демонстрируют весьма низкие результаты в этом задании. При этом нередко способность строить развернутые высказывания и уровень речевой активности тоже низки. Для повторения предлагаются следующие фразы (длина оценивается в слогах):
А. П. Нечаев приводит следующие возрастные нормы для этой пробы теста, которые, на наш взгляд, для современных детей представляются заниженными (табл. 10). Таблица 10 Возрастные нормы выполнения задания «Повторение фраз» (мальчики/девочки)
Оценкой в данном задании является длина фразы в слогах, которую смог повторить ребенок (засчитывается лучший из всех полученных результат). По нашим наблюдениям, наиболее низкие оценки в этом задании получают дети с моторной алалией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|