Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I.1. Понятие «труд». Роль труда в развитии личности дошкольника.




И методические основы организации

Трудовой деятельности

Дошкольников

 

Учебно-методическое пособие для обучающихся по специальности «Дошкольное образование»

Составители:

Барсукова Л. С., Смирнова Т.В.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Пособие раскрывает содержание МДК 02.02 «Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников».

По освоении программы МДК 02.02 обучающий должен:

иметь практический опыт:

· планирования трудовой деятельности детей;

· организации различных видов трудовой деятельности дошкольников;

· наблюдения и анализа трудовой деятельности детей;

· наблюдения за формированием трудовых умений дошкольников;

· разработки предложений по коррекции организации трудовой деятельности детей;

уметь:

· определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства трудовой деятельностью детей;

· организовывать посильный труд дошкольников с учётом возраста и вида трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой, по самообслуживанию, в природе, ручной труд);

· ухаживать за растениями и животными;

· анализировать приёмы организации и руководства посильным трудом дошкольников с учётом возраста и психофизического развития детей;

 

знать:

· анализировать приёмы организации и руководства посильным трудом дошкольников с учётом возраста и психофизического развития детей;

· теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей;

· сущность и своеобразие трудовой деятельности дошкольников;

· содержание и способы организации трудовой деятельности дошкольников;

· способы ухода за растениями и животными;

· теоретические основы руководства различными видами деятельности детей;

· способы диагностики результатов трудовой деятельности детей.

 

 

Содержание

 

 

Раздел 1. Теоретические основы организации трудовой деятельности дошкольников........................................................................... 5

1.1. Понятие «труд». Роль труда в развитии личности дошкольника. 5

1.2. Специфика трудовой деятельности детей дошкольного возраста.. 6

1.3. Задачи и средства трудового воспитания детей дошкольного возраста…………… 10

1.4. Виды и содержание труда в разных возрастных группах ДОУ... 14

1.5. Формы организации труда детей дошкольного возраста........... 23

1.6. Исследователи и направления их исследований по вопросам трудового воспитания дошкольников………………………………………37

 

Раздел 2. Методические основы организации трудовой деятельности дошкольников......................................................................... 42

2.1. Методика руководства трудовой деятельностью младших дошкольников …………………………………………………………………42

2.2. Методика руководства трудовой деятельностью старших дошкольников 51

2.3. Планирование работы по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста………. 64

2.4. Диагностика трудовых навыков и умений детей младшего дошкольного возраста 76

2.5. Диагностика трудовых умений детей старшего дошкольного возраста…………. 80

 

Литература.............................................................................. 99

 

Приложения.......................................................................... 102

 

Раздел 1. Теоретические основы организации трудовой деятельности дошкольников

 

 

I.1. Понятие «труд». Роль труда в развитии личности дошкольника.

В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей». Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности ребенка: отношение к труду как важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к работе, движение к труду и его результатам, коллективизм; проявление инициативы, активного творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; отношение к труду как к осознанной необходимости и своей основной жизненной потребности человека.

Роль труда в формировании личности дошкольников:

· Труд удовлетворяет потребности ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми (так воспринимает деятельность сам ребенок).

· В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям.

· В процессе труда дети практические познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания. У них развиваются любознательность, познавательные интересы. Труд становится важным средством умственного развития детей.

· В трудовой деятельности осуществляется эстетическое воспитание и эмоциональное развитие. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Они радуются, замечая при поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто выстиранные кукольные вещи.

· Труд закаливает детей физически, так как многие его виды они выполняют на воздухе. Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

· Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...