I.1. Понятие «труд». Роль труда в развитии личности дошкольника.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ И методические основы организации Трудовой деятельности Дошкольников
Учебно-методическое пособие для обучающихся по специальности «Дошкольное образование» Составители: Барсукова Л. С., Смирнова Т.В. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пособие раскрывает содержание МДК 02.02 «Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников». По освоении программы МДК 02.02 обучающий должен: иметь практический опыт: · планирования трудовой деятельности детей; · организации различных видов трудовой деятельности дошкольников; · наблюдения и анализа трудовой деятельности детей; · наблюдения за формированием трудовых умений дошкольников; · разработки предложений по коррекции организации трудовой деятельности детей; уметь: · определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства трудовой деятельностью детей; · организовывать посильный труд дошкольников с учётом возраста и вида трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой, по самообслуживанию, в природе, ручной труд); · ухаживать за растениями и животными; · анализировать приёмы организации и руководства посильным трудом дошкольников с учётом возраста и психофизического развития детей;
знать: · анализировать приёмы организации и руководства посильным трудом дошкольников с учётом возраста и психофизического развития детей; · теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей; · сущность и своеобразие трудовой деятельности дошкольников; · содержание и способы организации трудовой деятельности дошкольников; · способы ухода за растениями и животными;
· теоретические основы руководства различными видами деятельности детей; · способы диагностики результатов трудовой деятельности детей.
Содержание
Раздел 1. Теоретические основы организации трудовой деятельности дошкольников........................................................................... 5 1.1. Понятие «труд». Роль труда в развитии личности дошкольника. 5 1.2. Специфика трудовой деятельности детей дошкольного возраста.. 6 1.3. Задачи и средства трудового воспитания детей дошкольного возраста…………… 10 1.4. Виды и содержание труда в разных возрастных группах ДОУ... 14 1.5. Формы организации труда детей дошкольного возраста........... 23 1.6. Исследователи и направления их исследований по вопросам трудового воспитания дошкольников………………………………………37
Раздел 2. Методические основы организации трудовой деятельности дошкольников......................................................................... 42 2.1. Методика руководства трудовой деятельностью младших дошкольников …………………………………………………………………42 2.2. Методика руководства трудовой деятельностью старших дошкольников 51 2.3. Планирование работы по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста………. 64 2.4. Диагностика трудовых навыков и умений детей младшего дошкольного возраста 76 2.5. Диагностика трудовых умений детей старшего дошкольного возраста…………. 80
Литература.............................................................................. 99
Приложения.......................................................................... 102
Раздел 1. Теоретические основы организации трудовой деятельности дошкольников
I.1. Понятие «труд». Роль труда в развитии личности дошкольника. В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей». Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности ребенка: отношение к труду как важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к работе, движение к труду и его результатам, коллективизм; проявление инициативы, активного творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; отношение к труду как к осознанной необходимости и своей основной жизненной потребности человека.
Роль труда в формировании личности дошкольников: · Труд удовлетворяет потребности ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми (так воспринимает деятельность сам ребенок). · В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. · В процессе труда дети практические познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания. У них развиваются любознательность, познавательные интересы. Труд становится важным средством умственного развития детей. · В трудовой деятельности осуществляется эстетическое воспитание и эмоциональное развитие. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Они радуются, замечая при поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто выстиранные кукольные вещи. · Труд закаливает детей физически, так как многие его виды они выполняют на воздухе. Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей. · Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|