I.3. Задачи и средства трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи: · воспитание интереса к труду взрослых и уважение к человеку труженику; · формирование знаний, представлений о трудовой деятельности; · формирование нравственно ценных мотивов труда, их общественной направленности; · воспитание самостоятельности при выполнении различных поручений и несложных постоянных обязанностей, стремления ответственно к ним относиться; · воспитание культуры труда (умения подобрать необходимые инструменты и материалы, бережного с ними обращения, правильной подготовки рабочего места); · обучение организации труда (с чего начать работу, главные этапы, как закончить дело, какой способ наиболее рациональный для достижения цели, как себя контролировать); · воспитание настойчивости, целеустремленности, способности к преодолению трудностей; · развитие находчивости, инициативы, коллективизма в совместной работе; · воспитание бережного отношения к результатам труда; · формирование потребности к оказанию помощи младшим, пожилым по собственной инициативе, а не только по просьбе взрослых. Общие задачи конкретизируются в образовательных программах ДОУ. Если в работе с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель делает акцент на формировании навыков самообслуживания, то в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Задачами педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста являются: · воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам, предметам, желание выполнять поручения взрослых;
· проявлять активность и старание при выполнении поручения взрослого; · развивать настойчивость в доведении начатого дела до конца; · соблюдать порядок в помещении; · трудиться «рядом», общаться в процессе деятельности. · В старшем дошкольном возрасте образовательной программой ДОУ определены следующие задачи трудового воспитания: · расширять представления детей о труде взрослых. · показывать общественную значимость результатов труда. · учить бережно, относиться к тому, что сделано руками человека. · систематизировать знание о труде в разное время года. · рассказывать о профессиях. · объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника. · знакомить, детей с трудом людей творческих профессий. · показывать результаты их труда: картины, книги, ноты и т.д. · объяснять, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на свои потребности. · развивать желание вместе с взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения. · учить детей доводить начатое дело до конца. · развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. · формировать ответственность за выполнение трудового поручения. · учить детей наиболее экономным приемам работы. · воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам. · учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого. · стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности. · формировать навыки самообслуживания. · формировать навыки хозяйственно-бытового труда. Продолжать формировать навыки труда в природе. · Для реализации программных задач воспитатели используют следующие средства. Средства: Собственная трудовая деятельность – ведущее средство трудового воспитания. Невозможно сформировать у ребенка умение трудиться вне трудовой деятельности. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых.
С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания. Обучение трудовым умениям и навыкам, организации труда – позволяет в минимальные сроки освоить ребенку трудовые процессы, так как взрослый целенаправленно формирует наиболее рациональные способы их осуществления, избавляющие их от длительных проб и ошибок В процессе обучения предметом освоения становится собственная деятельность ребенка со всеми ее компонентами, поэтому создаются благоприятные условия для ее освоения. Дидактические условия, обеспечивающие эффективность трудового обучения: · тесная связь занятий по трудовому обучению с занятиями по формированию системных знаний о труде; · комплексное использование воспитателем разнообразных приемов обучения: показ и объяснение способов выполнения действий, показ способов самоконтроля; · дифференцированное обучение каждому компоненту трудового процесса осуществляется способом показа и объяснения воспитателя. Показ и объяснение включает: постановку цели, мотивацию труда, подготовительный и основной этап работы, оценку конечного результата; · самостоятельное выполнение детьми осваиваемого трудового процесса по этапам; · формирование основ культуры труда; · закрепление знаний и умений, полученных на занятиях, в игровых упражнениях и повседневном труде детей. Ознакомление с трудом взрослых - позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, о создании разных продуктов труда (В.И. Логинова, М.В. Крулехт). В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Ребенка важно познакомить с человеком – тружеником, его отношением к труду, сформировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребности людей в ней (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова).
Ознакомление с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека. Необходимость формирования представлений об ответственном и творческом отношении к труду. Формы и методы ознакомления с трудом взрослых: наблюдения, экскурсии, дидактические игры, художественная литература, рассказы и беседы о профессиях, использование картин и иллюстраций, видеофильмы, организация совместной деятельности со взрослыми. Художественные средства – художественная литература (пословицы, поговорки, сказки, авторские художественные произведения), музыка, изобразительное искусство, диафильмы и видеофильмы, слайды – служат для воспитания нравственных чувств и отношений. С помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей. Все художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников. I.4. Виды и содержание труда в разных возрастных группах ДОУ. Трудовое воспитание начинается с формирования у детей самообслуживания, направленного на удовлетворение их личных повседневных потребностей. Самообслуживание направлено на уход за собой (навыки ухода за своим телом, культуры еды, одевания и др.). Воспитательное значение самообслуживания заключается в его жизненной необходимости. Ежедневно повторяясь, навыки прочно усваиваются, постепенно формируются привычки. В младшей группе – трудности: недостаточно развита мускулатура пальцев; сложность усвоения последовательности действий; неумение их планировать; легкая отвлекаемость; нежелание их выполнять. Необходимо развивать умения, добиваться аккуратности и тщательности выполнения действий, привычки к чистоте и порядку. Индивидуальное общение с каждым ребенком, поддержание его эмоционального состояния. Расширение словаря. Доверие детей взрослому, заботе о нем. В средней группе – дети достаточно самостоятельны, труд становится обязанностью; повышаются требования к качеству действий, к времени выполнения деятельности; воспитатель обучает детей взаимопомощи, умению благодарить за оказанную услугу. В старшей группе приобретаются новые навыки: уборка постели, уход за волосами, обувью. Формируются привычки к опрятности, чистоте, обогащаются знания поведения в окружении сверстников: учитывать нужды других, проявлять предупредительность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|