Диагностика сформированности трудовых умений в хозяйственно-бытовом труде
Уровни: А - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом». Б - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника. В - ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми. Ручной труд. Ребёнку предлагается сделать снежинку. Ребёнок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов. Педагог раскладывает перед ребёнком на столе 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок. При выполнении задания обращается внимание на наличие трудовых и специальных умений, сформированность способов конструирования, репродуктивный или творческий характер деятельности. Воспитатель выявляет, насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, уметь самостоятельно добиться результата. Результаты свести в Таблицу 6.
Таблица 6 Диагностика сформированности навыков ручного труда
Уровни: А – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества. Б – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично. В – развитые комбинаторные умения обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.
Литература
Основные источники: 1. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования/ Вестник образования России, март 6, 2010 2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2010 3. Барсукова Л.С., Соколова Т.Н. Тетрадь для самообразования по курсу «Педагогика» (по специальности «Дошкольное образование») - М., Академия, 2010 4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.. Академия, 2010 5. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – Мозаика-Синтез, 2007 6. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – Мозаика-Синтез, 2007 7. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций. – СПб, «Детство -пресс», 2010 8. Счастливый ребенок. Программа воспитания и обучения дошкольников по образовательным областям: «Школьная Пресса», 2011.
Дополнительные источники: 1. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. – М., Мозаика-Синтез, 2007 2. Закон РФ «Об образовании» - (1992) – М., 2006 3. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.- М., 2006 4. Никитина С.В. Журнал динамики достижений детей группы детского сада. – М., Линка-Пресс, 2008 5. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. /Под ред. О.В. Дыбиной – М., Мозаика-Синтез, 2008 6. Смирнова Т.В. Тестовые задания по педагогике. Учебно-методическое пособие. – М., АКАпринт, 2007 7. Фролова А.Н. Дошкольная педагогика. Конспект лекций.- Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 8. Сайт для работников дошкольного образования. http://www.ivalex.vistcom.ru/metod6-3.htm 9. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. – М., 2005
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Перспективный план организации труда в младшей группе ДОО 1 неделя – самообслуживание 2 неделя – хозяйственно-бытовой труд 3 неделя – труд в природе 4 неделя – совместный труд со взрослыми
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Перспективный план по трудовому воспитанию детей средней и старшей группах ДОО
Младшая группа Сентябрь 1. Беседа «Всему свое место» цель: учить убирать игрушки после игры на свои места; воспитывать бережное отношение к ним. 2. Привлекать детей к наполнению емкости водой для отстоя и последующего полива ею комнатных растений цель: закрепить умение аккуратно работать с водой; расширять знания детей о правильном уходе за комнатными растениями; воспитание заботливого отношения к ним. 3. Привлекать детей к помощи няне (убирать посуду со столов) цель: учить работать вместе со взрослыми; воспитывать умение получать удовлетворение от наведения чистоты и порядка. 4. Наблюдение за трудом няни цель: довести до сознания детей важность ее работы; воспитывать уважение к труду няни, желание ей помогать. Октябрь 1. Поддержание внешнего вида кукол (приводить в порядок одежду, волосы) цель: закреплять умение подбирать по размеру одежду для кукол, расчесывать волосы; воспитывать бережное отношение к игрушкам. 2. Опрыскивание комнатных растений водой из пульвилизатора цель: обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. 3. Протирание пыли с подоконников
цель: поддерживать желание детей принимать участие в труде со взрослыми. 4. Наблюдение за трудом повара цел: дать детям конкретные представления о труде повара; воспитывать уважение к результатам труда взрослых. Ноябрь 1. Стирка кукольного белья цель: учить сортировать белье по цвету (светлое, темное),объяснить, что стирать надо сначала светлое белье, тщательно полоскать. отжимать, развешивать. 2. Рыхление земли в комнатных растениях цель: довести до сознания детей необходимость этой процедуры; развивать трудовые умения и навыки. 3. Мытье игрушек цель: формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми; вызывать стремление принимать участие в труде со взрослыми. 4. Наблюдение за работой медсестры цель: дать детям конкретные представления о профессии медсестры; воспитывать интерес к жизни и деятельности окружающих людей. Декабрь 1. Наведение порядка в группе цель: развивать стремление к совместной деятельности; воспитывать желание активно участвовать в трудовых поручениях. 2. Кормление аквариумных рыбок цель: закреплять представление детей об уходе за рыбками; воспитывать любовь к живому. 3. Ремонт книг цель: привлекать детей к ремонту книг; развивать умение быстро и четко действовать в соответствии с указанием взрослых. 4. Наблюдение за трудом прачки цель: закреплять имеющиеся представления о труде взрослых, о трудовых действиях, совершаемых ими. Январь 1. Смена грязных полотенец цель: поддерживать устойчивый интерес к труду, стремление старательно выполнить поручение 2. Высаживание луковиц в ящики для прорастания зелени цель: формировать трудовые навыки, воспитывать желание помогать взрослым 3. Мытье комнатных растений цель: привлекать детей к посильной помощи, уточнить представления детей о комнатных растениях. 4. Наблюдение за работой дворника цель: закрепить имеющиеся представления о труде взрослых; о трудовых действиях, совершаемых ими.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 «ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ, ВСЕ РАБОТЫ НАМ НУЖНЫ»
«Кому это нужно в работе?» Цель игры: учить соотносить орудие труда с профессией людей, расширять представления детей о труде взрослых, воспитывать интерес к труду взрослых и стремление ценить его общественную значимость. Правила игры: 1. В игре принимают участие 1-5 человек. 2. Роль ведущего выполняет взрослый или хорошо читающий ребёнок. 3. Продолжительность игры зависит от интереса ребёнка, но желательно 10 -15 минут для одного варианта. 4. Игру следует проводить на гладкой поверхности в условиях, не ограничивающих движения детей, например, сидя за большим столом или на полу. 5. Не забывайте хвалить детей за хорошую игру. Если ребёнок допускает частые ошибки при ответах на загадки, помогите ему, внушив уверенность, что все получится. 6. Победителем считается игрок, набравший наибольшее количество фишек. Ход игры: Игроки определяют очередность хода. Ведущий читает загадку первому игроку, игрок дает правильный ответ и отыскивает на игровом круге отгадку и получает за это фишку. Если он затрудняется, ему помогают другие игроки. 1 вариант «Узнай свою загадку!» Дети выбирают предметы (орудия труда) или карточки с изображением орудий труда. Ведущий читает любую загадку. Игроки должны определить относится ли эта загадка к его предмету (карточке), называют отгадку и находят на игровом круге. 2 вариант «Раз, два, три – ну-ка найди» Игроки, по очереди, кидают кубик, поворачивают круг столько раз, сколько выпало на стороне кубика, открывают окошечко и рассказывают об орудии труда, которое им выпало (кому и для чего оно нужно в работе). 3 вариант «Давайте познакомимся» Ведущий читает загадку о профессии, ребёнок отыскивает на круге орудия труда, которые нужны этой профессии. «Выбери нужное». Цель: закреплять знания об орудиях труда и профессиях, воспитывать интерес и уважение к труду взрослых. Правила игры: 1.В игре принимают участие 1-6 человека. 2. Роль ведущего выполняет взрослый. 3. Продолжительность игры зависит от интереса ребёнка. 4. Побеждает тот, кто быстрее всех и правильно закроет карточки. Варианты: 1. Дети берут одну большую карту, рассматривают и подбирают к ней картинки соответствующие сюжету. 2. Каждый ребёнок берёт по большой карте и подбирает к ней соответствующие картинки. 3. Ведущий раскладывает каждому ребенку перевернутые карту и 4 маленькие картинки, по сигналу ведущего дети переворачивают свои карты, ищут и закрывают карточками, которые подходят им. У кого закрыто больше всех тот и победитель.
«Что кому?» Цель: учить соотносить орудия труда и элементы одежды с профессиями людей, воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им. Правила игры: 1. В игре принимают участие 1-4 человека. 2. Роль ведущего выполняет взрослый. 3. Продолжительность игры зависит от интереса детей. 4. Победителем считается игрок, выложивший правильно все орудия труда и элементы одежды. Ход игры: Игроки рассаживаются за столом или на полу. Выбирают себе картинки: 1. Те, которые нравятся. 2. С закрытыми глазами. 3. Картинки перевернуты. По сигналу взрослого дети начинают подбирать орудия труда и элементы одежды, кто быстрее. Другие варианты игры. 1. Взрослый берет, какой либо предмет и называет его, дети называют, кому он нужен и выкладывают на картинку. 2. Ребёнок берет, какой либо предмет и называет его, другой определяет, кому он нужен и выкладывает его на картинку. 3. Ребенок называет, кому нужен данный предмет, а другой говорит название предмета. 4. Одна группа детей называет орудия труда, а другая говорит и находит картинку с изображением профессии.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|