Семья как социальный институт духовно-нравственного формирования ребенка
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Введение
Актуальность исследования. В последние десятилетия проблема социализации детей с ограниченными возможностями входит в число актуальных проблем современной отечественной и зарубежной педагогики, психологии и социологии. Положение ребенка в структуре межличностных отношений в семье является немаловажным фактором для его полноценного психического развития. В практике специальных коррекционных учреждений традиционно сложился такой подход, который проблему семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматривает исключительно через призму проблем самого ребенка. Однако в последнее время все большую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только детей, страдающих той или иной тяжелой патологией, но и семьи, в которой они воспитываются. Специалисты образовательных коррекционных учреждений традиционно считают достаточным дать родителям объяснения по поводу психофизических особенностей их ребенка и некоторые рекомендации по коррекционной работе в условиях семьи. Однако, эти рекомендации и объяснения оказываются недостаточными, так как не могут восполнить потребность родителей детей с проблемами в квалифицированной помощи специалистов различных профилей. Более того, многими родителями эти рекомендации игнорируются. Причиной этому являются специфические личностные изменения у родителей, которые не позволяют им правильно оценить ситуацию, связанную с больным ребенком, и установить необходимые отношения как с ребенком, так и педагогом его обучающим. В повседневной жизни родители детей с отклонениями в развитии сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны, они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а с другой - глубокие, внутренние психологические проблемы, обусловленные рождением в семье аномального ребенка.
Анализ отдельных проблем семьи аномального ребенка изложен в работах Т.Г. Богдановой, Т.А. Добровольской, А.И. Захарова, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, В.Л.Мартынова, Г.В. Пятаковой, Е.М. Мастюковой, Г.А. Мишиной, А.И. Раку, М.М. Семаго, И.А. Скворцова, Т.Н. Осипенко, А.С. Спиваковской, Н.Б. Шабалиной, А.Р. Шарипова, Н.Н. Школьниковой, В.В. Юртайкина и др. Одним из важнейших условий развития личности аномального ребенка, достижения им социальной зрелости, если он посещает специальное коррекционное образовательное учреждение, является совместная согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и учителей. Как сделать так, чтобы эта совместная работа была плодотворной и реально способствовала социальному развитию ребенка, как организовать совместное взаимодействие школы и семей воспитанников, но, чтобы в этом были заинтересованы не только педагоги, но и в большей степени родители - это один из актуальных вопросов коррекционной педагогики. Цель исследования: выявить формы и методы взаимодействия семьи и школы в аспекте формирования ребенка с отклонениями в развитии. Объект исследования: процесс формирования ребенка с отклонениями в развитии. Предмет исследования: взаимодействие семьи и школы как условие формирования ребенка с отклонениями в развитии. Исходя из цели исследования, нами была выдвинута гипотеза: развитие аномальных детей происходит значительно быстрее и качественнее в условиях совместной работы семьи и школы, в ходе применения таких форм и методов работы как диспуты, викторины, родительские собрания, экскурсии. На основе цели и гипотезы были определены основные задачи исследования:
1) Изучить особенности взаимодействия семьи и школы в формировании ребенка с отклонениями в развитии. ) Отобразить содержание сотрудничества школы с родителями. ) Рассмотреть формы и методы работы взаимодействия семьи и школы в формировании ребенка с отклонениями в развитии. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: - теоретические методы (изучение педагогической и научно-методической литературы); Научная новизна нашего исследования заключается в том, что в нем изучается эффективность взаимодействия семьи и школы в формировании ребенка с отклонениями в развитии. Актуальные проблемы взаимодействия школы и семьи в формировании ребенка с отклонениями в развитии Семья как социальный институт духовно-нравственного формирования ребенка
Семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой духовно-нравственного формирования личности ребенка и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли семейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной функции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности [3, 45]. Семью можно определить как обладающую исторически определенной организацией малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [3, 67]. Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов. Необходимость семейного воспитания объясняется следующим. 1. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям.
. Ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию. З. Представляя собой малую группу, своего рода социальный микрокосм, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. . Вместе с тем, семья - не однородная, а дифференцированная социальная группа, в которой представлены различные возрастные, половые, а подчас и профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовать их [13, 17-19]. Семья является важнейшим фактором социализации не только для детей, но и для взрослых от нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Физическое развитие связано с налаженностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказывается атмосфера и отношения в семье, то, насколько она является «экологической нишей» для своих членов. В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни: и новым социальным условиям [8, 26]. Семейное воспитание отвечает не только общественной заинтересованности в социализации личности ребенка, но и индивидуальной заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей - в покровительстве, защите, нравственной помощи со стороны родителей. В семейной жизни складываются социально-биологические, хозяйственно-бытовые, нравственно-правовые, психологические и эстетические отношения [21, 13-16]. Воспитательный потенциал семьи составляет комплекс факторов и условий, определяющих ее педагогические возможности. В качестве компонентов воспитательного потенциала семьи можно выделить:
- численность и структуру семьи; - нравственно-психологическую атмосферу, характер внутрисемейного общения; - жизненный и профессиональный опыт родителей, уровень их образованности и педагогической культуры; - распределение обязанностей (в том числе воспитательных) в семье; материальные и бытовые условия семьи; - организацию семейного досуга, наличие семейных традиций [13, 21]. взаимосвязь семьи со школой и другими социальными институтами. Решающей в воспитании ребенка является нравственно-психологическая атмосфера семьи, отношения между поколениями и между самими супругами. Как отмечал В.А. Сухомлинский, главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. «Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей» [8, 64]. Важной и неотъемлемой частью семейной педагогики является любовь родителей к детям. дефицит родительской любви, особенно в младенчестве, часто ведет к невротическим последствиям в подростковом возрасте. для полноценного развития ребенку необходима любовь обоих родителей. Материнская и отцовская установки по отношению к ребенку соответствуют его собственным потребностям. Младенец нуждается в материнской безусловной любви и заботе как физиологически, так и психически. Сфера свободного времени семьи создает возможности прежде всего для воспитания детей, духовного развития членов семьи, их психической и физической подготовки к дальнейшей трудовой деятельности и т. д. Внутрисемейное общение в рамках межпоколенного общения (родители - дети) приобретает черты воспитательной функции и предполагает совместное осуществление супругами досуговых занятий [19, 37-38]. При организации семейного досуга следует учитывать, что он предполагает сочетание личных интересов с интересами других членов семьи, т. е. наличие определенного психологического компромисса. Семейный досуг с очевидностью обнажает те внутренние противоречия и проблемы, которые во всех прочих сферах деятельности семьи отодвигаются на задний план как второстепенные. Наличие этих противоречий обусловлено целым рядом причин (как объективных, таки субъективных), связанных с индивидуальными особенностями супругов, их психологическим складом, установками, ориентацией на семью как ценность и т. д. Именно досуговое общение создает наиболее благоприятные возможности для эффективной реализации ряда семейных функций, а некоторые из них осуществляются преимущественно в сфере досуга и отдыха, как, например, функция духовного потребления, восстановления физических сил и др. [19, 81]
Эффективность воспитания детей в семье зависит от единства требований к ребенку со стороны родителей и педагогов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|