Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация совместной деятельности семьи и школы в формировании ребенка с отклонениями в развитии




Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия коррекционного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии [3, 46].

Практики и исследователи выявили и сформулировали в этой связи следующие противоречия:

между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;

между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий их предоставления;

между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в коррекционных образовательных учреждениях [3,48].

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (школа, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, с отклонениями в развитии.

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и школы заложены следующие принципы:

) родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

) это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

) помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

) знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, имеющими нарушения в развитии;

) постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и школы, его промежуточных и конечных результатов.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в т.ч. в Законе «Об образовании», «Концепции модернизации образования» [25, 34-38].

Так, в Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

В соответствии с этим меняется и позиция школы в работе с семьей. Каждая школа не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи коррекционное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества школы и семьи в формировании детей имеющих отклонения в развитии с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Коррекционный педагог - не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию [15, 97].

О необходимости создания крепкого союза школы и семьи писал в свое время В.А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества» [1, 54].

«Вопрос о работе с родителями - это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детсадах, привлечении их к этой работе» [1, 56].

Существенной стороной взаимодействия школы и семьи, неоднократно подчеркивала Н.К. Крупская, является то, что школа служит «организующим центром» и «влияет...на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие школы и семьи по воспитанию детей. «...В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности - огромная сила» [1, 61]. Вместе с тем она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Руководящая и организующая роль школы по отношению к семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии характеризуется комплексом факторов:

планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;

практическая помощь семье в воспитании детей;

организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;

вовлечение родителей в педагогическую деятельность;

активизация их педагогического самообразования и др. [1, 87]

В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей. Сколь - нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры [1, 89].

Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей с отклонениями в развитии [24, 26].

Весьма существенно при этом и отношение родителей к воспитанию. Ответственное отношение к родительским обязанностям, желание как можно лучше воспитать своих детей - неотъемлемая составная часть педагогической культуры родителей.

В области коррекционной педагогики родителям важно: знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии; знакомиться с содержанием и методами воспитания; овладеть методами организации детской деятельности, общения, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребенка с окружающими людьми [24,31].

Педагогическую культуру рассматривают в связи с общими социально-педагогическими условиями воспитания, которые включают в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных, нравственных норм, регулирующих внутрисемейные отношения, характер межличностных отношений в семье.

В соответствии с этим работа с родителями строится на принципах сотрудничества.

Признаками такого сотрудничества являются:

осознание цели деятельности каждым участником процесса;

четкое разделение и кооперация труда между его участниками;

личный контакт между участниками процесса с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем;

положительные межличностные отношения [14, 32].

В конце 90-х - начале 2000 года меняется позиция родителей: они становятся активными участниками процесса воспитания детей. «...Надо сделать так, чтобы школа не подменяла родителей, не отторгала их от детей, а соединяла их друг с другом, давала возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия» [1, 114].

Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности коррекционного педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Е.А. Аркин, выделяет основные задачи, стоящие перед дошкольным школой в работе с родителями:

) изучение семей детей;

) привлечение родителей к активному участию в деятельности школы;

) изучение семейного опыта воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии;

) просвещение родителей в области коррекционной педагогики и детской психологии [2, 43-44].

Основным противоречием, возникающим, при реализации задач сотрудничества школы и семьи, является недостаточное «разведение» сфер деятельности, с одной стороны, и использование только традиционных методов и форм работы с семьей, в то время как необходимо иное решение задач сотрудничества педагогов и родителей.

Интересен опыт исследования такого сотрудничества в Англии. Так, Линдон Дженни исследовала участие родителей в воспитании детей.

Г. Паг и Б. Тайзард посвятили ряд работ подключению родителей к деятельности школ. На основе этих исследований выделено пять главных подходов к сотрудничеству: три - предложены, в основном, профессионалами и два - родителями [1, 154-156].

. Профессионалы, старающиеся помочь «неблагополучным» детям, рассматривают родителей как важный потенциал в улучшении перспектив развития детей, но в то же время и как «часть проблемы».

. Детские трудности рассматриваются как семейные, которые нельзя рассматривать в отрыве от проблем семьи. Без убежденности других членов семьи в необходимости перемен вероятные причины таких проблем не будут устранены.

. Профессионалы реально оценивают свои возможности и на основе ряда экспериментов по привлечению родителей к обучению ребенка дома приходят к мнению, что родители не только не мешают и не препятствуют работе, а наоборот, могут способствовать успехам своих детей. При этом не обязательно видеть в родителях «часть проблемы» - скорее, они способны стать «частью» ее решения: родители могут овладеть новыми навыками, руководствуясь активным желанием помочь своим детям.

. Еще один аргумент в пользу сотрудничества: права родителей на информированность и обращение в школу за советами, с тем чтобы эффективнее влиять на жизнь своих детей.

. Родители считают себя умелыми взрослыми [1, 157-159].

1. Семья является важнейшим фактором социализации не только для детей, но и для взрослых от нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни.

.Семейное воспитание отвечает не только общественной заинтересованности в социализации личности ребенка, но и индивидуальной заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей - в покровительстве, защите, нравственной помощи со стороны родителей.

. Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности коррекционного педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...