Работа с родителями на современном этапе образования
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед образовательным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Эта приоритетная тема нашла глубокое отражение и в «Концепции модернизации российского образования» [1, 46]. Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. И задача педагога, непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его проблемы, привлечь родителя к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов [8, 69]. Семьи, в которых проживают и воспитываются дети с отклонениями в развитии, посещающие школу, довольно неоднородны, что проявляется в социально-экономических условиях жизни семьи, в образовательном уровне современных родителей, в их инфомированности по проблемам воспитания. В детско-родительских отношениях возникает много трудностей. По данным А.С. Спиваковской, анкетирование родителей выявило причины необращения за помощью к коррекционным педагогам: родители не придают особого значения этим трудностям; считают это неудобным, т.к. подобного рода консультации не входят в обязанность педагога; испытывают затруднения в общении с педагогом; считают, что с имеющимися проблемами справятся сами;
сомневаются в профессиональной компетентности педагога [24, 37]. Педагогам эта проблема видится иначе: родители молча выслушивают, но поступают по-своему; трудно говорить с родителями, потому что они самодовольны и не терпят вмешательства в воспитание ребенка; многие родители старше педагога и поэтому трудно завоевать их авторитет и повлиять на то, чтобы они изменили взгляды на воспитание [24,38]. Все это лишний раз подтверждает, что в работе с семьей у коррекционного педагога остается много нерешенных проблем. Для того чтобы педагогический коллектив школы мог реально помочь родителям, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии, нужна систематическая и целенаправленная работа вначале с сотрудниками школы, а затем и тщательно продуманная, деликатная работа педагогов с родителями. Нужно научиться работать с детьми и их родителями, исходя из объективных условий. Отечественными и зарубежными исследователями доказано, что школа только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда является «открытой системой». Только она создает простор для творческого педагогического труда коллектива единомышленников: педагогов и родителей [16, 71-73]. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в школе, стилем общения педагога с детьми, включаясь в жизнь класса. Предоставляя родителям право наблюдать своего ребенка в учебе и других видах деятельности, видеть заботу, внимание педагога к детям, доверие, стремление в дальнейшем к общению родителей с педагогом. Открытость школы для родителей может помочь в повышении их педагогической компетентности. Сотрудничество педагогов и родителей должно основываться также на таких принципах как: обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворение духовных и физических потребностей ребенка в школе и семье;
сокращение единой линии в целях и задачах воспитания, развития и обучения детей в школе и семье; уважения личности ребенка родителями и педагогами; учет педагогами условий семейного воспитания, а родителями - условий общественного [15, 84]. Тезис «школа - открытая система воспитания» получает дополнительный смысл при демократическом семейно-общественном взаимодействии с родительской аудиторией на основе педагогического диалога. Входя в жизнь детского учреждения путем педагогического диалога, семья получает конкретные знания о воспитании ребенка, знакомиться с формами работы специалистов, овладевает мастерством воспитания в семье. Работа с родителями на современном этапе должна проходить на новом уровне, ее задачей становится повышение качества жизни детей с отклонениями в развитии в условиях школы и семьи [15, 89]. Сотрудничество педагогов с родителями возможно, если оно сопровождается постоянным профессиональным ростом самого педагога. Педагог, вооруженный знанием коррекционной педагогики, психологии общения и многими другими знаниями, может уверенно общаться с родителями, строить партнерские отношения, направленные на поиск общих решений воспитания и развития ребенка с нарушениями в развитии. Этому способствует открытость школы для семьи: систематическое посещение родителями школы; организация совместных праздников; посещение педагогами семей своих воспитанников с последующим планированием сотрудничества с родителями; проведение бесед, консультаций, просмотр деятельности детей и др. Важно признание за родителями партнерства в общем деле воспитания. Семья требует к себе уважения как высшей духовной ценности человечества, основание которой - во многовековых традициях нации, ее культуре [14, 37]. Итак, каковы же конструктивные направления в реализации качественной работы с родителями на современном этапе коррекционного образования? Первое направление. Возрождение лучших традиций прошлого, можно сказать «классической системы» коррекционной педагогики и психологии. Исключение заорганизованности, диктата в работе с семьей, закрытости коррекционного учреждения. Все лучшее, что было в прошлом, следует соединить с современными технологиями и разработками в области коррекционной педагогики.
Второе направление. Работа с родителями детей предусматривает знакомство с опытом семейного воспитания, таким образом, идет сближение семейного и общественного воспитания. Лучшие образцы семейного воспитания необходимо использовать в условиях школы, а достижения коррекционного образовательного учреждения сделать достоянием семьи [18, 14-19]. К новым формам взаимодействия можно отнести и организацию выставок педагогической литературы по вопросам воспитания аномальных детей, информацию о достижениях современной науки в диагностике и коррекции развития, педагогический прогноз, психологическое тестирование и др. Третье направление. Подготовка кадрового обеспечения на основе современных научных знаний в области коррекционной педагогики и психологии детства и лучших традиций народной педагогики. Этнокультурный, национальный компонент является одним из наиболее значимых факторов в организации развивающей среды в школьный период детства в условиях общественного воспитания. Лучшие народные традиции воспитания должны быть учтены в современных тенденциях коррекционной педагогики [19, 34-37].
Содержание сотрудничества школы с родителями Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между коррекционным педагогом и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания и обучения, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах [19, 24-28].
Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение [19, 29-31]. Организация взаимодействия школы и семьи предполагает: изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей; группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса; составление программы совместных действий педагога и родителей; анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности [18, 57]. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе школы, однако в реальных взаимоотношениях педагогов и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды - все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому педагоги должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей [20, 37]. Можно выделить пять уровней участия родителей: ) оказание разовой помощи; ) способности родителей время от времени используются при проведении занятий; ) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе; ) родители помогают определять основные направления работы в классе; ) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе школы в целом [19, 64-67]. При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Педагог должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе класса. Ненавязчивая помощь и поддержка позволят родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования [21, 72].
Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка, имеющего отклонения в развитии [21, 74]. Очевидна важность совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества школы и семьи во всестороннем развитии ребенка. Педагог коррекционного образовательного учреждения в этом случае выступает как воспитатель детей и партнер родителей. От правильного выбора форм работы школы с семьей зависит как характер, так и результативность контактов между педагогами и членами семьи. Наиболее эффективными они будут при условии, когда взаимоотношения строятся на осознании необходимости целенаправленных воздействий на ребенка, понимании целесообразности их согласования. Это предъявляет каждой из сторон определенные требования. В целом их можно сформулировать как желание и умение взаимодействовать и уважать друг друга. Таким образом, взаимодействие семьи и школы, с целью формирования ребенка с нарушениями развития целесообразно и эффективно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|