Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика рыночных структур




Тема 3 Рыночное поведение конкурентных фирм

1. Рынок продукта и факторы его определяющие. Основные рыночные структуры

2. Основные признаки совершенной конкуренции. Совершенно конкурентная фирма

3. Равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде

4. Равновесие на рынке совершенной конкуренции в долгосрочном периоде

5. Совершенная конкуренция и эффективность

 

Рынок продукта и факторы его определяющие. Основные рыночные структуры

 

В микроэкономическом анализе особое значение имеет не некий абстрактный рынок, а рынок продукта.

Рынок продукта выступает как упорядоченная совокупность отношений обмена между продавцами и покупателями по поводу реализации экономических благ в целях удовлетворения платежеспособного спроса [1, с. 347].

Таким образом, рынок продукта предстает как группа предприятий отрасли, которые производят продукцию с определенными потребительскими свойствами и которые конкурируют между собой за доступ к ресурсам и за «доллар покупателя».

Но в то же время рынок продукта – это платежеспособный рыночный спрос, который демонстрируют покупатели. Поэтому при анализе рынка продукта необходимо определять его емкость, т.е. максимально возможный объем продаж.

Итак, рынок продукта есть сегмент рыночного пространства, на котором взаимодействуют экономические агенты, выступающие в роли покупателя и продавца, сориентированные на удовлетворение потребности в конкретном благе [1, с. 347].

Границы рынка продукта определить не просто, т.к. существуют взаимодополняемые товары и взаимозаменяемые, первые отвлекают часть платежеспособного спроса, вторые – формируют общую товарную группу.

Таким образом, при анализе рыночной ситуации необходимо учитывать поведение более широкого круга экономических агентов.

Выстраивая на рынке продукта свои линии экономического поведения, его участники вступают между собой в отношения конкуренции.

Конкуренция (от лат. concurrere – сталкиваться) – форма столкновения интересов субъектов рынка, и их соперничества. (Данная трактовка конкуренции характерна для классической и неоклассической экономической теории) [2, с. 53].

В реальной жизни конкуренция обнаруживает себя как:

1) форма экономического соревнования, смысл которого сводится к тому, чтобы первым добиться поставленных целей, на более выгодных условиях заполучить доступ к ограниченным ресурсам;

2) форма взаимодействия участников рыночных отношений. Посредством этих отношений каждому участнику приходится отстаивать собственные экономические интересы, восстанавливать экономические ресурсы.

Конкуренция является сущностной характеристикой рынка. Конкуренция обусловлена

· экономическим обособлением хозяйствующих субъектов и их экономических интересов;

· наличием альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов.

Субъекты конкуренции – все те, чьи экономические интересы связаны с функционированием рынка продукта.

Объекты конкуренции – ресурсы, товары, денежный капитал, условия хозяйствования, потребительские предпочтения.

Конкурируют:

а) производители;

б) покупатели;

в) продавцы и покупатели.

Конкуренция производителей с рынка продукта автоматически переносится на рынок факторов производства.

Рыночная конкуренция задает нормативы экономической эффективности функционирования предприятий, критерии их материальной ответственности.

Выполняет следующие функции:

· регулирующую;

· инновационную;

· аллокационную (наиболее эффективного размещения ограниченных ресурсов).

Эффективность конкуренции необходимо рассматривать через способность рыночного механизма обеспечить:

а) аллокативную эффективность (оптимально разместить ресурсы);

б) производственную эффективность (рационально использовать ресурсы в производственном процессе);

в) социальную эффективность (объемное удовлетворение возрастающих потребностей).

Следует различать термины конкурентность рынка и конкурентная борьба.

Под конкурентностью рынка понимается способность отдельной фирмы оказывать влияние на рынок товара, прежде всего на цену: чем меньше такая возможность, тем более конкурентным считается рынок. С повышением конкурентности рынка снижается потребность фирм в соревновании. [2, с. 53].

Реакция фирм отрасли на те или иные действия конкурента определяется рыночной структурой.

Рыночная структура или модель рынка продукта, выступает как порядок сочетания исходных элементов рынка, способ установления цены и объема выпуска, а также как тип конкурентного взаимодействия хозяйствующих субъектов. [1, с. 349].

Рыночная структура характеризуется следующими параметрами:

- количеством и размерами рыночных долей в объеме продаж фирм в отрасли;

- характером продукции;

- легкостью входа и выхода из конкретного рынка;

- доступностью информации,

- характер экономического поведения хозяйствующих субъектов, наличие или отсутствием рыночной власти.

В соответствии с этим выделяют четыре главных типа рыночных структур: совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия (табл. 3.1).

Таблица 3.1

 

Характеристика рыночных структур

Рыночная структура Число фирм Характер продукции Условия вступ- ления в отрасль     отрасль Доступность информации Контроль над ценой
Совершенная конкуренция Очень большое Однородная Очень легкие Равный доступ отсутствует
Монополия Одна Уникальная Жесткие барьеры Некоторые ограничения значительный
Монополи­стическая конкуренция Много Разнородная Сравнительно легкие Некоторые ограничения некоторый, но в узких пределах
Олигополия Несколько Однородная или дифференцированная Отдельные препятствия Некоторые ограничения ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре.

 

Однородность продукции ситуация, при которой разные фирмы выпускают сходную (идентичную) продукцию.

Свободный вход на рынок предполагает, что фирмы которые только еще приступают к производству продукции, могут делать это на равных условиях с уже существующими фирмами с точки зрения цен, которые им приходиться платить за те или иные виды ресурсов; доступа к государственным лицензиям и т.д.

Барьеры для вступления в отрасль – это легальные или естественные препятствия проникновению в отрасль новых фирм.

Барьеры могут быть:

· законодательными (авторские права, патенты, ограничение импорта, лицензирование);

· финансовыми (размер стартового капитала);

· связанные с эффектом масштаба (снижение средних издержек с ростом производства означает, что в отрасли может преуспеть только крупные предприятия);

· предполагающими контроль над важным ресурсом.

Свобода выход а подразумевает, что фирмы не сталкиваются с какими-либо трудностями, покидая рынок.

Равный доступ к информации предполагает, что все покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах на товары и о ценах на все виды ресурсов, необходимых для их производства. Кроме того, все покупатели знают все, что им необходимо знать о характеристиках продукта, а все производители располагают равной информацией о производственной технологии.

Целью выделения отдельных типов рыночных структур является изучение особенностей поведения фирм в различных ситуациях в отношении цены, объема производства, прибыли. При этом делают два основных допущения: фирма выпускает только один продукт; единственной целью фирмы является максимизация прибыли от продажи одного продукта в каждом периоде.

Рыночные структуры делят на две группы: идеальные и реальные. К первой относят совершенную конкуренцию и монополию, ко второй — монополистическую конкуренцию и олигополию. Идеальные модели позволяют изучить поведение фирм при заранее определенной системе ограничений, определить оптимальный вариант выбора. Сравнивая идеальные рынки с реальными, мы получаем информацию о реакции фирм на изменение рыночных условий [ 2, с. 54 – 57].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...