Совершенная конкуренция и эффективность
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Экономисты считают рынки с совершенной конкуренцией высокоэффективными, так как, во-первых, здесь достигается производственная эффективность при цене, равной минимальным средним общим издержкам, что означает изготовление товара наименее дорогостоящим способом (лучшая технология, минимум ресурсов, низкие цены); во-вторых, имеет место эффективное распределение ресурсов, т.е. создание необходимых потребителям товаров при Р = МС; в-третьих, вследствие свободного перелива ресурсов конкурентные рынки обладают способностью быстро восстанавливать эффективность использования ресурсов при возможных нарушениях равновесия. В долгосрочном периоде, как мы видим, в условиях совершенной конкуренции возникает ситуация «ни прибыли, ни убытков» («парадокс прибыли»), которая в экономической теории называется оптимальность по Парето. Оптимум Парето существует тогда, когда имеет место такое распределение ресурсов и товаров, при котором отсутствует вариант их перераспределения, улучшающий положение, по крайней мере, одного индивида, но не ухудшающий положения других. В условиях оптимума Парето нет непроизводительной растраты ресурсов, такая ситуация характерна для рынка совершенной конкуренции. Таким образом, конкурентное равновесие и эффективность по Парето - эквивалентные понятия. В условиях совершенной конкуренции ни одна экономическая единица не обладает достаточным влиянием, чтобы воздействовать на рынок и цены, т.е. отсутствие экономической власти делает невозможным злоупотребление ею. Государственная власть, которая ограничивает или регламентирует экономическую власть субъекта, по сути, не нужна. Так как без содействия государства достигнута максимальная экономическая эффективность системы, то любое государственное вмешательство повредило бы такой эффективности.
В то же время существуют некоторые ограничения эффективности совершенной конкуренции: 1) создает равенство возможностей, однако не гарантирует равенство результатов. 2) не способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для инновационного процесса (прежде всего, в науко- и капиталоемких производствах, фундаментальных исследованиях). 3) не решаются проблемы распределения доходов, общественных благ, отрицательных внешних эффектов; 4) не всегда используется наиболее эффективная техника, так как нововведения быстро дублируются конкурентами, а небольшой размер конкурентной фирмы ограничивает возможности автоматизации и финансирования; 5) стандартизированный товар ограничивает диапазон потребительского выбора [2, с. 68 – 74]. Вопросы для самопроверки 1. Что понимается под конкурентной отраслью и конкурентной фирмой? 2. Как фирма выбирает объем выпуска, максимизирующий прибыль при данной цене? 3. При каких условиях и почему фирма: а) временно прекратит производство? б) покинет рынок? 4. Долгосрочная кривая предложения совершенно конкурентной фирмы более эластична, чем краткосрочная. Почему? Литература 1. Лемешевский, И. М. Микроэкономика: основы микроанализа и белорусская прак-тика. Полный курс. Учебное пособие для студентов эконом, специальностей вузов. - 4-е изд., доп и перераб. - Минск: ФУАинформ, 2010. – 672с. 2. Новикова, И. В. Микроэкономика: учебник / И. В. Новикова [и др.]; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. - Минск: Тетра - Системс, 2010. – 448с. 3. Бондарь, А. В. Микроэкономика: учеб. пособие / А. В. Бондарь, В. А. Воробьев, H. II. Сухарева [и др.]; под ред. А. В. Бондаря, В. А. Воробьева. — 2-е изд. — Минск: БГЭУ, 2009. – 415с. 4. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики: учебник / Р. М. Нуреев. – 2-е изд., изм. – М.: Норма: Инфра – М, 2010. – 576 с.
Семинар 3-4 Рыночное поведение конкурентных фирм (4 часа) Запоминаем ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Атомизация рынка, вход на рынок, конкурентная фирма, конкурентность рынка, кривая предложения конкурентной фирмы, несовершенная конкуренция, правило максимизации прибыли, производственная эффективность, парадокс прибыли, рынок продукта, рыночная структура, точка прекращения деятельности, фирма – «ценополучатель», эффективность совершенной конкуренции. Обсуждаем 1. Рынок продукта и факторы его определяющие. 2. Типы рыночных структур. 3. Признаки рынка совершенной конкуренции. 4. Максимизация прибыли фирмы в краткосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции. 5. Предложение фирмы в условиях совершенной конкуренции. 6. Отрасль в краткосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции. 7. Типология фирм совершенного конкурента. 8. Фирма в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции. 9. Отрасль в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции. 10. Достоинства и недостатки совершенной конкуренции. аналитическая лаборатория: считаем, размышляем, обсуждаем… Размышляем Выберите верный ответ. 1. Какие из следующих условий не относятся к рынку совершенной конкуренции: 1) отсутствуют барьеры входа и выхода с рынка; 2) отдельные продавцы могут влиять на рыночную цену; 3) информация совершенна; 4) товар однороден; 5) верно 2) и 3). 2. Для рынка совершенной конкуренции в краткосрочном периоде верно, что: 1) величина отраслевого предложения фиксированна и не зависит от цены; 2) при изменении цены на рынке фирмы могут менять объем производства; 3) эластичность предложения по цене равна нулю; 4) невозможны никакие изменения в спросе; 5) верно 1) и 3). 3. Если в результате увеличения спроса на рынке совершенной конкуренции цена выросла, то: 1) возникнет необходимость вмешательства государства; 2) в отрасли наблюдается приток новых фирм; 3) начнется конкуренция между производителями; 4) у фирм возникнет экономическая прибыль; 5) верно 2) и 4). 4. Если владельцы фирм в условиях совершенной конкуренции получают доход от использования в своем производстве собственных ресурсов, в точности равный доходу, который они могли бы иметь при их наилучшем альтернативном использовании, то:
1) рыночная цена продукта является нормальной; 2) отрасль начнет расти; 3) отрасль начнет сокращаться; 4) издержки в этой отрасли начнут расти; 5) верно 3) и 4). 5. Если фирма является совершенным конкурентом, то в состоянии краткосрочного равновесия у нее: 1) АТС = Р; 2) AVC = D; 3) Р > МС; 4) Р = МС; 5) Р > АТС. 6. Если кривые спроса и предложения на рынке совершенной конкуренции пересекаются в точке, где цена равна 20 долл., а минимальное значение долгосрочных средних общих издержек типичной фирмы тоже равно 20 долл., то: 1) равновесная цена является нормальной; 2) экономическая прибыль типичной фирмы равна нулю; 3) отрасль находится в долгосрочном равновесии; 4) все ответы правильные; 5) верно 1) и 3). 7. Кривая предложения фирмы - совершенного конкурента в коротком периоде времени представляет собой: 1) восходящий участок кривой средних общих издержек; 2) восходящий участок кривой предельных издержек; 3) участок кривой предельных издержек, лежащий выше кривой средних общих издержек; 4) участок кривой предельных издержек, лежащий выше кривой средних переменных издержек; 5) участок кривой средних переменных издержек, лежащий ниже кривой предельных издержек. 8. Если цена на продукцию отрасли не изменилась в результате увеличения или уменьшения количества фирм в ней, то: 1) не действует закон убывающей отдачи; 2) это отрасль с постоянными издержками; 3) долгосрочная кривая предложения этой отрасли - горизонтальная прямая; 4) верно 2) и 3); 5) все ответы правильные 9. Если в результате уменьшения количества фирм в отрасли цена продукта оказалась ниже, а в результате увеличения количества фирм - выше, то: 1) для каждой фирмы характерно увеличение отдачи от масштаба; 2) для каждой фирмы характерно снижение отдачи от масштаба; 3) это отрасль с возрастающими издержками; 4) это отрасль с убывающими издержками; 5) верно 2) и 3). 10. В долгосрочном периоде данное повышение рыночного спроса:
1) приводит к такому же увеличению объема производства независимо от того, является ли эта отрасль отраслью с постоянными, возрастающими или убывающими издержками; 2) приводит к большему увеличению объема производства в отрасли с постоянными издержками, чем в отрасли с возрастающими издержками; 3) приводит к меньшему увеличению объема производства в отрасли с убывающими издержками, чем в отрасли с возрастающими издержками; 4) приводит к большему увеличению объема производства в отрасли с постоянными издержками, чем в отрасли с убывающими издержками; 5) верно 2) и 4). Считаем 1. Если общие издержки производства описаны в таблице, то какой объем производства выберет фирма в условиях совершенной конкуренции при сложившейся цене одной единицы в 60 руб. и размере постоянных издержек 60 руб.?
2. Фирма, функционирующая на рынке совершенной конкуренции, выпекает 4 млн буханок хлеба в месяц. Если средние переменные издержки составляют 2,5 руб., а средние постоянные издержки 0,5 руб., то при цене 3,5 руб. за буханку какую прибыль фирма получит за месяц? 3. На рынке в условиях совершенной конкуренции действуют 10 фирм, общие издержки которых описываются одинаковыми функциями ТС = q2 + 10q + 35. Рыночный спрос задан функцией Q = 110 - Р, где Q - объем рыночного предложения. Найдите равновесную цену и объем производства каждой из фирм. 4. Фирма - совершенный конкурент максимизирует прибыль при объеме производства 12 единиц. Каковы рыночная цена продукта и прибыль фирмы, если функция общих издержек фирмы имеет вид: ТС = 2q2 + 3q? 5. Общие издержки производства представлены в таблице. Какой объем производства выберет фирма в условиях совершенной конкуренции при сложившейся цене 1 ед. в 9 руб. и размере постоянных издержек 30 руб.?
Размышляем, обсуждаем Кейс 1 Стотысячный заказ Создатель фирмы «Сони» выдающийся японский менеджер Морита рассказывал такую историю. В начале 1980-х гг. на фирме был произведен новый продукт - компактный транзисторный приемник. По тем временам он был достаточно дорог для японского населения, и Морита отправился в США с целью найти рынок для этого совершенно нового, неизвестного потребителю продукта. Там он встретился с торговцем, который сказал, что приемник ему очень понравился и он может взять для сети своих магазинов 100 тысяч штук. Торговец только попросил Мориту сообщить предложения по цене для партий в пять, десять, тридцать, пятьдесят и сто тысяч штук. Это было грандиозное предложение!
Но, вернувшись в гостиницу, Морита стал размышлять о возможных последствиях столь крупного заказа для их небольшой производственной базы в Токио. Он рассмотрел все последствия, какие только мог себе вообразить, а потом сел и начертил кривую, которая напоминала перекошенную букву U. Издержки на производство пяти тысяч приемников он взял за основу, она стала исходной точкой кривой. Десять тысяч приемников он рассчитывал произвести дешевле, и их издержки стали нижней точкой кривой. При заказе на тридцать тысяч издержки начинали расти. При заказе на пятьдесят тысяч они были бы выше, чем на пять тысяч, и пришлось бы поднимать цену, а при заказе на сто тысяч издержки и цена приемника были бы гораздо выше, чем на первые пять тысяч. На следующий день Морита вернулся к торговцу и сказал, что его фирма может принять заказ только на десять тысяч приемников. Торговец был изумлен! Он сказал, что за его многолетнюю практику он впервые слышит, что чем больше партия продаваемых товаров, тем выше цена. Морита объяснил, на чем основаны его сомнения, и торговец согласился с его доводами. Решение оказалось верным, фирма получила большую прибыль, а с выходом на рынок этого транзисторного приемника началась мировая слава фирмы «Сони». (По материалам книги Акио Морита «Сделано в Японии») Вопросы 1. Какую кривую рисовал Морита, прежде чем определился с размером заказа? 2. Почему между Моритой и торговцем сначала было непонимание? Почему Морита думал, что цены на его приемник при увеличении партии будут расти, а опытный торговец был уверен, что цены будут падать? Какие аргументы в пользу своего мнения, вероятнее всего, приводил каждый из них? Кто из них прав? 3. Что необходимо было бы предпринять фирме для уверенного выполнения максимального заказа торговца?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|