Основные признаки совершенной конкуренции. Совершенно конкурентная фирма
Основоположником основ теории совершенной конкуренции считается А. Маршалл. Значение анализа рынка совершенной (чистой) конкуренции состоит в том, что: -существуют отрасли, структура которых очень близка к этой модели; -совершенную конкуренцию можно рассматривать как простейшую ситуацию, которая служит исходным пунктом для определения цены и объема производства в более сложных моделях; - с совершенной конкуренцией, как со стандартом, можно сравнивать эффективность реальной экономики. Целями изучения конкурентного рынка являются: - изучение спроса и предложения с точки зрения конкурентного продавца; - рассмотрение адаптации конкурентной фирмы к существующей цене в краткосрочном периоде; - исследование долгосрочных изменений в отрасли; - оценка эффективности конкурентной отрасли с точки зрения общества. Совершенная конкуренция характеризуется следующими основными признаками: - атомизация рынка - большое количество и продавцов и покупателей товара, которые не обладают достаточными размерами и мощностью, чтобы оказывать влияние на производство; - однородность продукции (стандартизированыый товар); - отдельные фирмы не рассматривают конкурентов как угрозу их рыночной доле продаж, а поэтому не интересуются производственными решениями друг друга; - равный доступ к информации (информация о ценах, технологии, прибыли доступна. Фирмы имеют возможность быстро реагировать на изменение рыночных условий); - не существует барьеров для входа в рынок и выхода из него; - ни один экономический субъект не обладает властью над рыночной ценой ( конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может приспосабливаться к ней).
В соответствии с перечисленными условиями, доля отдельной фирмы в общем объеме предложения очень мала. Конкурентная фирма (price-taking firm) – это фирма, функционирующая в условиях совершенной конкуренции, которая не может повлиять на цену и «принимает» сложившуюся на рынке как данную. Модель совершенной фирмы строится на следующих допущениях: 1. фирма является «ценополучателем»; 2. существует свобода входа в отрасль для новых фирм (понятие свободного входа применимо к долгосрочному периоду времени). Следствием этого допущения является признание полной мобильности факторов производства в долгосрочном периоде, т.к. существует возможность свободного перелива капиталов из отрасли в отрасль; 3. поскольку фирмы производят идентичную продукцию (однородную), то реклама не нужна и не используется; 4. производители и потребители обладают совершенными знаниями о рынке. Производители полностью осведомлены о ценах, издержках конкурентов, а потребители – о ценах, качестве продукта. Три специфических допущения, касающиеся издержек: 1. Все фирмы, участвующие в рыночных отношениях, имеют доступ к одной и той же технологии и знают, где им следует покупать необходимые виды ресурсов по одинаковым ценам. Это связано с однородностью выпускаемой продукции и равным доступом к информации, которой пользуются все фирма. В результате кривые долгосрочных и краткосрочных издержек идентичны у всех фирм. 2. Резервы экономии, обусловленной увеличением масштабов производства, истощаются при достаточно малых объемах выпуска продукции по сравнению с тем же объемом спроса, который предъявляется рынком при преобладающем уровне цены. Поэтому рынок создает достаточное пространство для множества фирм, осуществляющих производство с минимальными долгосрочными издержками. 3. Фирмы, покидающие рынок, могут беспрепятственно покрыть все свои неявные (имплицитные) постоянные издержки путем продажи собственных предприятий и оборудования другим фирмам. Это допущение – часть требования, обеспечивающего свободу входа и выхода с рынка [2, с. 57 – 59].
Следовательно, любая конкурентная фирма не может ощутимо воздействовать на цену. Этот параметр устанавливается на основе рыночного спроса и предложения. Фирма лишь приспосабливается к цене, которую диктует рынок. Кривая рыночного спроса в этом случае представляет собой типичную кривую спроса, имеющую отрицательный наклон. Значит, в условиях совершенной конкуренции объем продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены на товар (рис. 3.1, а). Кривая же спроса для отдельной фирмы совершенно эластична, так как фирма, изменяя объем продаж, не может повлиять на цену. В связи с тем, что цена остается постоянной, предельный доход (MR)также остается постоянным и совпадает с кривой спроса, поскольку каждая дополнительно реализованная единица товара добавляет к валовому доходу одну и ту же величину, равную цене.
а) б) P P S D, AR =MR=P PE PE
D Q Q Рис 3.1. a — установление цены на отраслевом конкурентном рынке; б— кривая спроса и цена для отдельной фирмы.
Валовой доход (TR) в этом случае определяется как произведение цены на соответствующее количество реализованного продукта: TR= P*Q, где Р – рыночная цена товара; Q – объем производства (продаж) фирмы. Средний доход (AR) фирмы, т.е. доход получаемый в среднем от продажи единицы продукции, равен цене товара; В этих условиях величина среднего дохода сохраняется при изменении объема продаж, остается прежним и уровень цен. На конкурентном рынке при изменении объема продаж остается неизменным также предельный доход (MR), т.е. доход, получаемый фирмой от продажи дополнительной единицы продукции. Более того, в условиях совершеннной конкуренции он равен цене: Это связано с тем, что конкурентная фирма является ценополучателем. Какое бы количество ни предлагала для продажи конкурентная фирма, каждая дополнительная единица продукции будет приносить ей ровно такой же доход, как и предыдущая, - доход, равный рыночной цене товара. При постоянной цене каждая дополнительно реализованная единица товара увеличивает валовой доход (приносит предельный доход) на одну и ту же величину, равную цене[3, с. 61].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|