В).В своем «Хожении» Афанасий говорит не только о том, что он наблюдал на чужбине, он также говорит и о самом себе, то есть вносит элементы автобиографии.
Индийская земля в «Хожении»: А). Афанасий удивляется обычаям Индии (женщины ходят с непокрытой головой, на Руси это считалось грехом и позором). Б). Почитание животных в Индии так же кажется странным (обезьяны и их князь творят в городе, что хотят: бросаются на людей, ворую кур). В). Побывав в городе Бидаре, Афанасий отмечает разительную разницу между классами бедных и богатых: сельские люди голыми ходят, а бояре «сильны добре и пышны велми». Г). Афанасий насчитывает в Индии 84 веры. Все веруют в идолов, кроме султана и его приближенных, которые являются магометанами. Вера с верою не пьет, не ест и не женится, а иные баранину, кур, рыбу и яйца не едят, а воловины не ест никакая вера. Все «хожение» пронизывает тоска автора по родной земле, описываются многие искушения, посланные ему на чужбине (Хан обязал Афанасия принять ислам, но купец спасся проведением Божиим накануне Спасова дня. Бог послал на помощь Афанасию хоросанина (господствующее племя в Индии), который заступился за него. Своеобразие литературы конца 15-16 в. Историософские идеи, типы памятников. Характеристика основных произведений. Возникают черты предвозрождения: А). Необычные для древнерусской литературы мотивы (мотив любви). Б). Изображение неоднозначного характера («Повесть о Дракуле»). Концепция несостоявшаяся, ведь ренессанс предполагает антропоцентризм, в то время как в средние века господствует теоцентризм. Т.е. Идеалы античности и средневековья противоположны. Более того, древняя Русь не знала гуманизма. Историософские идеи: Лотман рассматривал личность Ивана Грозного как ренессансную: царь подобен западным королям и герцогам (живет так, будто для него не существует закона, он сам творит его). Раскрепощение личности, присущее эпохе ренессанса, воплощается в неслыханной тирании.
Н. Макиавелли говорил о том, что цель оправдывает средства, если речь идет о благе целого государства. Не исключено, что Иван Грозный был знаком с трудами Макиавелли. Памятники: А). Хотели построить храм «Святая Святых», по подобию иерусалимского (где находится гроб Господень). Б). Наружная роспись Архангельского собора в Кремле. В). Икона 1550 г. «Церковь воинствующая». Напоминала о взятии Казани. Поавышала национальное самосознание, а также прославляла всех православных воинов, за веру пострадавших. Спаситель и Богоматерь даруют праведникам венцы, архистратиг Михаил указывает путь. Г). Икона новозаветной Троицы («Отечество»). Старец, юноша и голубь – воплощение трех ипостасей единого Бога (возникли многочисленные протесты на тему того, что Бог не описуем). Д). Иконография московского герба (образ Георгия Победоносца, поражающего копьем змия соотносится с образом царствующего государя, победителя всего, что может содержать в себе грех). Основные произведения: «Повесть о Дракуле» (параллель с Иваном Грозным: демоническая жестокость сочетаются со стремление к справедливости и порядку). «Повесть о Петре и Февронии» (вписывается в систему идей московского княжества: Петр – московский государь, ограждающий от греха, Феврония - олицетворение земли, не зря героиня – крестьянка. Утверждается идея неделимого единства государя со своей землей). Краткое содержание: В 1458 г. предположительно купец Афанасий Никитин отправляется из родной Твери в Ширванскую землю (на территории теперешнего Азербайджана). У него с собой путевые грамоты от великого князя тверского Михаила Борисовича и от архиепископа Тверского Геннадия. С ним ещё купцы — всего идут на двух судах. Двигаются по Волге, мимо Клязьминского монастыря, проходят Углич и добираются до Костромы, находившейся во владениях Ивана III. Его наместник пропускает Афанасия далее.
Василий Панин, посол великого князя в Ширване, к которому Афанасий хотел присоединиться, уже прошёл вниз по Волге. Никитин ждёт две недели Хасан-бека — посла ширваншаха татарского. Едет он с кречетами «от великого князя Ивана, и кречетов у него было девяносто». Вместе с послом они двигаются дальше. Реклама В пути Афанасий делает записи о своём хождении за три моря: «первое море Дербентское (Каспийское), дарья Хвалисская; второе море — Индийское, дарья Гундустанская; третье море Чёрное, дарья Стамбульская» (дарья по-перс. — море). Казань прошли без препятствий. Орду, Услан, Сарай и Берензань прошли благополучно. Купцов предупреждают, что караван подстерегают татары. Хасан-бек даёт подарки осведомителям, чтобы они провели их безопасным путём. Неверные подарки взяли, однако весть об их приближении подали. Татары настигли их в Богуне (на отмели в устье Волги). В перестрелке были убитые с обеих сторон. Меньшее судно, на котором была и поклажа Афанасия, разграблено. Большое судно дошло до моря и село на мель. И его тоже разграбили и четверых русских взяли в плен. Остальных отпустили «голыми головами в море». И они пошли, заплакав... Когда путники вышли на берег, и тут их взяли в плен. В Дербенте Афанасий просит помощи у Василия Панина, который благополучно дошёл до Каспия, и Хасан-бека, чтоб заступились за людей, захваченных в плен, и вернули товары. После долгих хлопот людей отпускают, а больше ничего не возвращают. Считалось, то, что пришло с моря, — собственность владельца побережья. И разошлись они кто куда. Иные остались в Шемахе, другие пошли работать в Баку. Афанасий же самостоятельно идёт в Дербент, затем в Баку, «где огонь горит неугасимый», из Баку за море — в Чапакур. Здесь он живёт полгода, месяц в Сари, месяц в Амале, о Рее он говорит, что здесь убили потомков Мухаммеда, от проклятия которого семьдесят городов разрушились. В Кашане он живёт месяц, месяц в Езде, где «домашний скот кормят финиками». Многие города он не называет, потому как «много ещё городов больших». Морем добирается до Ормуза на острове, где «море наступает на него всякий день по два раза» (впервые видит приливы и отливы), а солнечный жар может человека сжечь. Через месяц он, «после Пасхи в день Радуницы», направляется на таве (индийское судно без верхней палубы) «с конями за море Индийское». Доходят до Комбея, «где родится краска и лак» (основные продукты экспорта, кроме пряностей и тканей), а затем идут до Чаула.
У Афанасия ко всему, что касается торговли, живой интерес. Он изучает состояние рынка и досадует, что солгали ему: «говорили, что много нашего товара, а для нашей земли нет ничего: все товар белый для бесерменской земли, перец, да краска». Афанасий привёз жеребца «в Индийскую землю», за которого заплатил сто рублей. В Джуннаре хан отбирает у Афанасия жеребца, узнав, что купец не мусульманин, а русин. Хан обещает вернуть жеребца и ещё дать тысячу золотых в придачу, если Афанасий перейдёт в мусульманскую веру. И срок назначил: четыре дня на Спасов день, на Успенский пост. Но накануне Спасова дня приехал казначей Мухамед, хорасанец (личность его до сих пор не установлена). Он заступился за русского купца. Никитину возвратили жеребца. Никитин считает, что «случилось Господне чудо на Спасов день», «Господь Бог сжалился... не оставил меня, грешного, милостью своей». В Бидаре он опять интересуется товаром — «на торгу продают коней, камку (ткань), шёлк и всякий иной товар да рабов чёрных, а другого товара тут нет. Товар все гундустанский, а съестного только овощи, а для Русской земли товара тут нет»...
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|