Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Живо описывает Никитин нравы, обычаи народов, живущих в Индии.




«И тут Индийская страна, и простые люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, и все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. Из простого народа мужчины, и женщины все нагие да все чёрные. Куда я ни иду, за мной людей много — дивятся белому человеку».

Все доступно любознательности русского путешественника: и сельское хозяйство, и состояние армии, и способ ведения войны: «Бой ведут все больше на слонах, сами в доспехах и кони. Слонам к голове и бивням привязывают большие кованые мечи... да облачают слонов в доспехи булатные, да на слонах сделаны башенки, и в тех башенках по двенадцать человек в доспехах, да все с пушками, да со стрелами».

Особенно интересуют Афанасия вопросы веры. Он сговаривается с индусами пойти в Пар-ват — «то их Иерусалим, то же, что для бесермен Мекка». Он дивится, что в Индии семьдесят четыре веры, «а разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся...».

Афанасий горюет, что сбился с русского церковного календаря, священные книги пропали при разграблении корабля. «Праздников христианских — ни Пасхи, ни Рождества Христова — не соблюдаю, по средам и пятницам не пощусь. И живя среди иноверных, я молю Бога, пусть он сохранит меня...»

Он читает звёздное небо, чтобы определить день Пасхи. На «пятую Пасху» Афанасий решает возвращаться на Русь.

И снова он записывает то, что видел своими глазами, а также сведения о разных портах и торгах от Египта до Дальнего Востока, полученные от знающих людей. Отмечает, где «родится шёлк», где «родятся алмазы», предупреждает будущих путешественников, где и какие их поджидают трудности, описывает войны между соседними народами...

Скитаясь по городам ещё полгода, Афанасий добирается до порта — города Дабхола. За два золотых он отправляется до Ормуза на корабле через Эфиопию. Удалось поладить с эфиопами, и судно не ограбили.

Из Ормуза Афанасий посуху идёт к Чёрному морю и добирается до Трабзона. На корабле он договаривается за золотой дойти до Кафы (Крым). Приняв за шпиона, его грабит начальник охраны города. Осень, непогода и ветры затрудняют переход моря. «Море перешли, да занёс нас ветер к самой Балаклаве. И оттуда пошли в Гурзуф, и стояли мы тут пять дней. Божиею милостью пришёл я в Кафу за девять дней до Филиппова поста. Бог творец! Милостию Божией прошёл я три моря.

План ответа:

· Автор Хожения – тверичанин, но в своём сочинении он не разу не упоминает о Твери. Он вспоминает о Руси лишь в целом, всю Русскую землю. И интересы его были общерусские, и он мыслил прежде всего себя русским человеком. Он человек светский и довольно предприимчивый, энергичный купец – больше всего его интересует именно торговля, а не мифы и легенды Индии.Хожение помещено под 1475 годом во второй софийной летописи.

С одной стороныего путешествие – грешное.

Есть гипотеза, что у Афанасия Никитина была какая-то определенная цель: с юга на Русь тем более совершались набеги.

· Что он о ней говорит, как ее описывает

· Его путешествие продолжается с 1466 по 1472 года. Он умер, не доезжая Смоленска.

· Нет стройности композиции, частые повторения. Это стиль дневниковых записей, язык безыскуственный, фразы простые, вводятся иностранные слова.

· Легенды о птице Гугук и об обезьяньем князе: у обезьян своя иерархия: князь, армия, язык, народ. Но Афанасий Никитин почти не интересуется легендами и мифами, его больше интересует экономическая составляющая.

Также Афанасий Никитин имел бесерменское имя: ходжа Юсуф Хорагани. Ходжо – статус человека, который совершил паломничество в Мекку.

· Как идет торговля

· Как молится путешественник: он не христианин, но и не мусульманин. Он пытается определить православные праздники по приметам и мусульманским праздникам.

· Он путешествовал ровно четыре года:

Сивасская земля

Грузинская земля

Турецкая земля

Молдавская земля

Подольская земля

Пять лет вне языковой русской группы – он привыкает думать и говорить на другом языке.

· Особенности:

Начало – христианская молитва

Конец – фрагмент мусульманского корана

Теория «Москва – Третий Рим», легендарное родословие русских князей и происхождение регалий в древнерусской литературе 16 века.

А).В период возвышения Москвы в русской общественно-философской мысли возникает теория «Москва – Третий Рим», изложенная в посланиях Филофея Псковского. Суть теории сводится к тому, что после падения Рима и Константинополя истинная вера сохранилась только лишь в державе Московской, поэтому отныне и до скончания века Москва – Третий Рим. Согласно этой теории, Москва является наследницей и преемницей исторической и религиозной миссии первого и второго Рима, а русской народ избран Богом. Данная теория доступно объясняла историю, оправдывала возвышение Москвы и предрекала ей великую роль в будущем. В послании к Василию Третьему монах старец Филофей писал о том, что доселе было два Рима: Рим первый пал из-за своего нечестия, Рим второй, то есть Византия, пал от агарянского насилия, третий же Рим – Москва – стоит непоколебимо, а четвертому Риму не бывать.

Б). В древней и средневековой Руси родословная определяла право человека в отношении собственности, государственных должностей и близости к царской или княжеской семье. Теме родословных связей посвящено одно из самых известных произведений 16 в. –«Степенная книга», написанная митрополитом Афанасием. Русская история разбита на 17 степеней. В центре каждой степени – биография государя. В книге используются летописные материалы, жития, рассказы о чудесах и молитвы.

Родословная тема так же прослеживается и в «сказании о князьях Владимирских», где происхождение русских князей возводится к самому императору Августу. Помимо этого в произведении изложена история приобретения Владимиром Мономахом царских регалий (к их числу принадлежит одна из старейших средневековых корон, якобы присланная в дар Владимиру византийским императором Константином Мономахом. Вместе с «шапкой Мономаха» от византийского императора якобы был прислан и скипетр).

29.«Повесть о взятии Царьграда турками» Нестора-Искандера. Трактовка падения Константинополя. Историософские идеи «Повести…»

«Повесть…» представляет собой подробное описание всех военных перипетий, сопровождавших завоевание турками Константинополя.

Нестор-Искандер – по происхождению русский, православный, но с молодых лет очутившийся в Турции и обращенный в магометанство. Участвовал в осаде Константинополя, вел дневниковые записи. Впоследствии эти записи, видимо, были обработаны и дополнены сведениями об основании Царьграда на основе Хроники Георгия Амартола, а также вставками церковного характера (молитвы и знамения).

Популярность повести на Руси была обусловлена тем, что наша держава стала восприниматься в качестве преемника Византийской политической и религиозной традиции. В повести имеется пророчество Льва Премудрого о «русом» народе, которому суждено освободить Царьград от власти неверных. Путем замены «русый» на сходный по звучанию «русский» возникло толкование, по которому освободителем Константинополя будет русский народ.

Историософские идеи «Повести…»:

А). Идея о конечном воцарении в Царьграде христиан (знамение при постройке в Византии резиденции императора Константина Флавия: из норы выполз змей, на него с неба обрушился орел и подхватил в воздух. Змей обвил орла, который, одоленный змеем, повалился на землю. Люди спасли орла, убив змея). Константину удается отбить натиск мусульман, но ненадолго.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...