Глава XV. Региональные налоги
В соответствии со ст. 14 НК РФ к региональным налогам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.
§ 1. Налог на имущество организаций
Указанный налог устанавливается: 1) главой 30 НК РФ; 2) законами субъектов Российской Федерации, в которых определяются налоговая ставка в пределах, установленных гл. 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Налог на имущество организаций вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и с момента вступления их в силу обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Налогоплательщиками указанного налога являются (ст. 373 НК РФ): 1) российские организации; 2) иностранные организации: а) осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства; б) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Объект налогообложения по указанному налогу различается для разных видов организаций: 1) для российских организаций - движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета; 2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению;
3) для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество. Не признаются объектами налогообложения: 1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы); 2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации. Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. В отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, налоговой базой признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, по данным органов технической инвентаризации. Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.
Налоговая база определяется отдельно: 1) в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации); 2) в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс; 3) в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации. Кроме того, налоговая база рассчитывается отдельно в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам. В соответствии со ст. 379 НК РФ налоговым периодом по данному налогу признается календарный год, при этом законодатель в составе налогового периода выделяет отчетные периоды (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года). Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговые льготы. В гл. 30 НК РФ установлены налоговые льготы в виде освобождений от уплаты налога. Их можно классифицировать на две группы: 1) для отдельных видов организаций (для организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций; для религиозных организаций - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности, и др.); 2) для всех налогоплательщиков по отдельным видам имущества (по объектам, признаваемым памятниками истории и культуры федерального значения; ядерным установкам, используемым для научных целей; ледоколам, космическим объектам и др.). Кроме того, налоговые льготы могут устанавливаться в законах субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 56 НК РФ). Порядок уплаты налога. По налогу на имущество организаций уплачиваются авансовые платежи. По итогам налогового периода налогоплательщик уплачивает сумму налога, определяемую как разницу между суммой налога и суммами авансовых платежей, уплаченных в течение налогового периода. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Налоговая декларация. Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу. Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
§ 2. Налог на игорный бизнес
Налог устанавливается гл. 29 НК РФ и соответствующими законами субъектов Российской Федерации, в которых определяется налоговая ставка в пределах, установленных гл. 29 НК РФ. В целях исчисления налога на игорный бизнес используются специальные понятия. Например: - игорный бизнес - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг; - игровой стол - специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или как организатор; - игровое поле - специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников и только с одним представителем организатора игорного заведения, участвующим в указанной игре;
- игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения; - касса тотализатора или букмекерской конторы - специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате. Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Объекты налогообложения: 1) игровой стол; 2) игровой автомат; 3) касса тотализатора; 4) касса букмекерской конторы. Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Налоговая база определяется отдельно по каждому из объектов налогообложения как общее количество соответствующих объектов налогообложения. Налоговым периодом признается календарный месяц. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах: 1) за один игровой стол - от 25 тыс. до 125 тыс. руб.; 2) за один игровой автомат - от 1500 до 7500 руб.; 3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25 тыс. до 125 тыс. руб. В случае если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах: 1) за один игровой стол - 25 тыс. руб.; 2) за один игровой автомат - 1500 руб.; 3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 25 тыс. руб. Порядок исчисления и уплаты налога. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения. Налог уплачивается налогоплательщиком по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период. Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
§ 3. Транспортный налог
Указанный налог устанавливается: 1) главой 28 НК РФ; 2) законами субъектов Российской Федерации. При этом налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации только с момента вступления в силу регионального закона, в котором определяются налоговая ставка в пределах, установленных гл. 28 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форма отчетности по налогу, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Налогоплательщиками транспортного налога признаются физические лица и организации, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Объектом налогообложения признаются транспортные средства: автомобили, мотоциклы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, моторные лодки, гидроциклы, снегоходы, мотосани, другие водные и воздушные транспортные средства. Не являются объектами налогообложения: 1) весельные лодки, моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с.; 2) легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами; 3) промысловые морские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок; 4) тракторы, комбайны, специальные автомашины (молоковозы, специальные машины ветеринарной помощи и т.п.), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах и др. Налоговая база определяется: 1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, отдельно по каждому транспортному средству; 2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах, отдельно по каждому транспортному средству; 3) в отношении других водных и воздушных транспортных средств - как единица транспортного средства. Налоговым периодом признается календарный год (ст. 360 НК РФ). Налоговые ставки (ст. 361 НК РФ). Размеры налоговых ставок определены в НК РФ. При установлении ставок законами субъектов Российской Федерации налоговые ставки, закрепленные в НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в пять раз. Ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Например, в соответствии с НК РФ ставка налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. составляет 5 руб./л.с.; катеров, моторных лодок и других водных транспортных средств с мощностью двигателя до 100 л.с. - 10 руб./л.с., свыше 100 л.с. - 20 руб./л.с.; несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость, налог исчисляется с каждой регистровой тонны валовой вместимости и составляет 20 руб. за 1 т; налоговая база по другим водным и воздушным транспортным средствам, не имеющим двигателей, определяется как единица транспортного средства (200 руб. за единицу). Порядок исчисления налога (ст. 362 НК РФ). Сумма транспортного налога исчисляется: - для организаций - самостоятельно налогоплательщиками; - для физических лиц - налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства. Порядок и сроки уплаты налога (ст. 363 НК РФ). Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации. Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.
Глава XVI. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ
В соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.
§ 1. Земельный налог
Земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Земельный налог обязателен к уплате на территории тех муниципальных образований и городов федерального значения, где приняты соответствующие нормативные акты о его введении в действие. В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ <1> земельный налог является формой платы за использование земли в Российской Федерации до введения налога на недвижимость. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
Указанные субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в своих нормативных правовых актах в обязательном порядке определяют налоговые ставки в пределах, установленных ст. 394 НК РФ, а также порядок и сроки уплаты налога. В названных актах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, в том числе размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Основные элементы земельного налога определены в гл. 31 НК РФ. Налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. В ст. 395 НК РФ приведен закрытый перечень категорий налогоплательщиков, которые освобождаются от налогообложения на федеральном уровне. В частности, это: - организации (в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования); - общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% (в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности); - организации - резиденты особой экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории этой зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок и некоторые другие субъекты. Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования или городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территории которых введен налог. Не признаются объектом налогообложения земельные участки: 1) изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации: а) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; б) предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; в) занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда; 3) из состава земель лесного фонда. Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Информация о кадастровой стоимости содержится в государственном кадастре недвижимости, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.
Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности, регулируются ст. 392 НК РФ. Налоговая база определяется самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке: - принадлежащем организации на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования; - используемом индивидуальным предпринимателем в предпринимательской деятельности, принадлежащем на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения. В отношении налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Пункт 5 ст. 391 НК РФ предусматривает налоговые вычеты для отдельных категорий налогоплательщиков в виде уменьшения налоговой базы на сумму в размере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, налоговая база принимается равной нулю. Получить названные вычеты могут: - Герои Российской Федерации; - ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны; - физические лица, ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику; - некоторые другие налогоплательщики. Налоговым периодом признается календарный год, а отчетными (для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей) - I квартал, II квартал и III квартал календарного года. Представительный орган муниципального образования или законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга вправе не устанавливать отчетный период. Налоговые ставки не могут превышать: 1) 0,3% в отношении земельных участков: а) отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; б) занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; в) приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 2) 1,5% в отношении прочих земельных участков. Налоговые ставки могут быть дифференцированы в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Категории земель установлены ст. 7 Земельного кодекса РФ в зависимости от целевого назначения (сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, лесного фонда и т.д.). Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (жилые, общественно-деловые зоны и т.д.), общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Сумма налога исчисляется по окончании налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Нормативными правовыми актами муниципальных образований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга может быть предусмотрена уплата в течение налогового периода авансовых платежей по налогу. При этом отдельные категории налогоплательщиков могут освобождаться от исчисления и уплаты авансовых платежей. Налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не могут привлекаться к уплате авансовых платежей более двух раз в течение налогового периода (п. 4 ст. 396 НК РФ). Индивидуальные предприниматели в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, и организации исчисляют сумму налога (авансового платежа) самостоятельно. Сумма налога (авансовых платежей), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. В определенных гл. 31 НК РФ случаях при исчислении суммы налога (авансового платежа) могут применяться понижающие или повышающие коэффициенты (п. п. 7, 10, 15, 16 ст. 396 НК РФ). Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга) для организаций и индивидуальных предпринимателей срок уплаты земельного налога (авансовых платежей) не может быть установлен ранее срока предоставления налоговой декларации. Обязанность по уплате земельного налога возникает у субъекта с момента государственной регистрации соответствующего права на земельный участок. В то же время отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты земельного налога <1>. -------------------------------- <1> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 14 октября 2003 г. N 7644/03 // Вестник ВАС РФ. 2004. N 2.
Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог и авансовые платежи на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Организации и индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют в налоговый орган налоговую декларацию по налогу, а по истечении отчетного периода - налоговый расчет по авансовым платежам (в случае их уплаты) по месту нахождения земельного участка. Налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Налоговые декларации представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а налоговые расчеты по авансовым платежам - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
§ 2. Налог на имущество физических лиц
Налог на имущество физических лиц является местным налогом. В соответствии с п. 4 ст. 12 НК РФ местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Исходя из указанных норм НК РФ следует, что представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) осуществляют свои полномочия по налогу на имущество физических лиц в соответствии с Законом о налогах на имущество физических лиц. Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют элементы налогообложения по налогу на имущество физических лиц в порядке и пределах, которые предусмотрены ст. 3 вышеуказанного Закона, а также имеют право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками <1>. -------------------------------- <1> См.: письмо Минфина России от 3 августа 2005 г. N 03-06-02-02/57 "О порядке установления и введения в действие местных налогов" // Экономика и жизнь. 2005. N 36.
Статья 1 Закона о налогах на имущество физических лиц определяет, что плательщиками налога являются физические лица - собственники имущества, являющегося объектом налогообложения. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ физическими лицами являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций). Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. В силу п. 1 ст. 18 НК РФ специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Так, согласно п. 3 ст. 346.1, п. 3 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ применение индивидуальными предпринимателями системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенной системы налогообложения или системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности <1>. -------------------------------- <1> См.: письмо Минфина России от 13 октября 2008 г. N 03-05-04-01/32 "О порядке применения ставок налога на имущество физических лиц в отношении физических лиц, применяющих специальные налоговые режимы" // СПС "КонсультантПлюс".
В соответствии с изменениями, внесенными в Закон о налогах на имущество физических лиц Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 283-ФЗ), объектом налогообложения являются: -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5733.
1) жилой дом; 2) квартира: 3) комната; 4) дача; 5) гараж; 6) иное строение; 7) помещение и сооружение; 8) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в п. п. 1 - 6 ст. 2 Закона о налогах на имущество физических лиц. Как указано выше, плательщиками налога признаются только собственники указанного имущества. В п. 1 ст. 164 ГК РФ устанавливается, что сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации. Порядок регистрации определяется ГК РФ и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1>, в связи с чем права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.
При этом освобождение налогоплательщика от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в связи с применением специальных налоговых режимов не влечет исключения указанного имущества из состава объектов обложения по данному налогу. Налоговой базой по налогу на имущество физических лиц является суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения. Налоговый кодекс РФ не содержит понятия "инвентаризационная стоимость", в связи с чем в Конституционный Суд РФ подавались жалобы на несоответствие статьям Конституции РФ положений, содержащихся в п. 1 ст. 3 и п. 2 ст. 5 Закона о налогах на имущество физических лиц, о том, что налог на имущество исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости, являющихся неопределенными, в силу того что термин "инвентаризационная стоимость" в самом Законе не определен. По вопросу, связанному с определением стоимостного показателя, избранного для расчета налоговой базы налога на имущество физических лиц, Конституционный Суд РФ указал, что данный показатель в Законе о налогах на имущество физических лиц установлен четко и определенно: это инвентаризационная стоимость облагаемого имущества, в связи с чем отсутствует неопределенность по вопросу соответствия оспариваемых норм Конституции РФ <1>. -------------------------------- <1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2004 г. N 473-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кычанова Николая Тимофеевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 статьи 3 и пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" // СПС "КонсультантПлюс".
Конституционный Суд РФ также указал, что, согласно ст. 53 НК РФ, налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Положения Закона о налогах на имущество физических лиц устанавливают для исчисления суммы налога конкретную стоимостную характеристику облагаемого имущества в виде его инвентаризационной стоимости, рассчитываемую органами технической инвентаризации. Следовательно, такой элемент налога, как налоговая база, в данном Законе определен. То обстоятельство, что названный элемент налогообложения не обособлен от порядка исчисления налога на имущество физических лиц, само по себе не дает оснований считать оспариваемые нормы неконституционными <1>. -------------------------------- <1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2005 г. N 493-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Свирщевской Марии Васильевны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 1 статьи 3 и пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" // СПС "КонсультантПлюс".
Ставки налога (ст. 3 Закона о налогах на имущество физических лиц) на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога, в соответствии с внесенными Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 283-ФЗ изменениями, устанавливаются в следующих пределах:
Суммарная инвентаризационная Ставка налога стоимость объектов налогообложения до 300 тыс. руб. (включительно) до 0,1% (включительно) от 300 тыс. до 500 тыс. руб. от 0,1 до 0,3% (включительно) (включительно) свыше 500 тыс. руб. от 0,3 до 2,0% (включительно)
Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования, т.е. ставки могут устанавливаться в зависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд или коммерческих <1>. -------------------------------- <1> См.: Инструкция МНС Росс<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|