Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава XIII. Основы налогового права 6 глава




Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с ч. 2 НК РФ (например, ст. ст. 146, 182, 209 НК РФ).

Непосредственно в НК РФ не содержится единого определения понятия объекта налогообложения. Для характеристики объекта налогообложения в законе указываются только некоторые виды экономической деятельности. Объект налогообложения определяется непосредственно при установлении конкретного налога.

В соответствии с п. 2 ст. 38 НК РФ под имуществом для целей налогообложения понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.

Под товаром для целей налогообложения (п. 3 ст. 38 НК РФ) признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом РФ.

Под работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (п. 4 ст. 38 НК РФ).

Под услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).

Под реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается (ст. 39 НК РФ) соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Налоговая база (ст. ст. 53, 54 НК РФ) - это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ.

Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России.

Остальные налогоплательщики - физические лица - исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Под налоговым периодом (ст. 55 НК РФ) понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Налоговая ставка (ст. 53 НК РФ) представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ. Например, гл. 28 НК РФ при регламентации порядка уплаты транспортного налога устанавливает размеры налоговых ставок, которые могут быть изменены законами субъектов Российской Федерации не более чем в пять раз (как в сторону повышения, так и в сторону понижения).

Порядок исчисления налога предусмотрен ст. 52 НК РФ. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате, за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сроки уплаты налогов и сборов (ст. ст. 57, 58 НК РФ) устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах (ст. 58 НК РФ).

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющийся физическим лицом, может уплачивать налоги через кассу органа местного самоуправления либо через организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается НК РФ применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ.

Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Под льготами по налогам и сборам (ст. 56 НК РФ) признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются только НК РФ.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (п. 3 ст. 56 НК РФ).

 

§ 6. Налоговый контроль

 

Налоги и сборы являются важнейшим источником формирования бюджетов государства, его субъектов, а также муниципальных образований.

Государство заинтересовано в надлежащем исполнении налогоплательщиками и иными субъектами требований, определенных законодательством о налогах и сборах. В целях обеспечения имущественных интересов государство осуществляет формирование специальных государственных органов, наделенных специальными полномочиями, а также определяет правовой механизм осуществления воздействия специальными государственными органами на определенный круг субъектов, позволяющий обеспечить надлежащее исполнение предписаний законодательства о налогах и сборах. Государство обеспечивает свои интересы в налоговой сфере через формирование института налогового контроля, который является одним из видов государственного финансового контроля.

Контроль является элементом управления, играющим весьма существенную роль в обеспечении функционирования государства и всей политической системы. Контроль имеет свое самостоятельное место в системе осуществления государственного руководства обществом, и в этом плане его рассматривают как специфическую правовую форму, которая имеет соответствующие функции, а именно функции корректировки, социальной превенции и правоохраны <1>.

--------------------------------

<1> См.: Финансовый контроль: Учеб. пособ. / Под ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко, Е.А. Рыжкова. М., 2004. С. 100 - 115.

 

Как уже отмечалось ранее, налоги наряду с фискальной функцией выполняют и контрольную функцию, которая призвана обеспечивать защиту имущественных интересов государства и муниципальных образований. Налоговый контроль осуществляется на основе нормативных правовых актов, нормы которых формируют институт налогового контроля.

Совокупность правовых норм, посвященных налоговому контролю, формирует в системе налогового права России институт налогового контроля.

В литературе налоговый контроль рассматривается в широком и узком аспектах.

В широком аспекте налоговый контроль - это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность государства и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.

В узком аспекте налоговый контроль - это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Налоговое право России: Учебник / Под ред. Ю.А. Крохиной. С. 310.

 

Налоговый контроль является разновидностью общегосударственного контроля и относится к специализированному виду государственного контроля. Выражается это прежде всего в том, что налоговый контроль осуществляется специально уполномоченными органами - налоговыми органами (или к ним приравненными органами) - и иные органы не вправе осуществлять налоговый контроль.

В рамках осуществления налогового контроля возникают контрольные налоговые правоотношения <1>, которые являются разновидностью налоговых правоотношений.

--------------------------------

<1> См.: Налоговое право России: Учебник. Общая часть / Под ред. Н.А. Шевелевой. С. 255.

 

Налоговый контроль представляет собой сложную систему, состоящую из определенных элементов. К числу элементов налогового контроля относятся:

- субъекты налогового контроля;

- объект налогового контроля;

- цели и формы налогового контроля.

Обязательным субъектом налогового контроля выступают уполномоченные государственные органы, наделенные властными полномочиями, необходимыми для осуществления налогового контроля <1>. К числу субъектов, наделенных полномочиями по проведению налогового контроля, относятся налоговые органы и таможенные органы.

--------------------------------

<1> См.: Худяков А.И. Указ. соч. С. 486 - 487.

 

В качестве объекта налогового контроля выступает деятельность проверяемых субъектов по надлежащему исполнению обязанностей, определенных законодательством о налогах и сборах. Имеются в виду действия (бездействие) налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, банков и иных обязанных лиц.

Целями налогового контроля являются:

- выявление фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения требований законодательства о налогах и сборах обязанными лицами;

- выявление лиц, не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших свои обязанности, и привлечение их к юридической ответственности;

- защита интересов государства и муниципальных образований;

- устранение нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выявление и устранение причин, способствующих нарушению законодательства о налогах и сборах.

При осуществлении налогового контроля деятельность уполномоченных государственных органов подчиняется определенным принципам, которых они должны придерживаться. Выделяются общеправовые принципы и специальные правовые принципы, присущие налоговому контролю.

Классификация налогового контроля может осуществляться по различным критериям.

По временному критерию налоговый контроль может подразделяться на:

- предварительный;

- текущий;

- последующий.

По субъектному критерию можно выделить налоговый контроль, осуществляемый:

- налоговыми органами;

- таможенными органами.

По месту проведения налогового контроля выделяют:

- камеральную проверку, проводимую по месту нахождения налогового органа;

- выездную проверку, проводимую по месту нахождения налогоплательщика.

В юридической литературе предлагается проводить классификацию видов налогового контроля и по другим критериям <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб., 2002. С. 141 - 144.

 

К налоговому праву в целом и институту налогового контроля в частности относятся следующие общеправовые принципы:

- принцип законности;

- принцип юридического равенства;

- принцип соблюдения прав человека и гражданина;

- принцип гласности;

- принцип ответственности;

- принцип защиты прав;

- принцип независимости;

- принцип планомерности;

- принцип регулярности (систематичности) контроля;

- принцип объективности и достоверности;

- принцип документального оформления результатов контроля и др.

К специальным принципам налогового контроля относятся:

- принцип всеобщности налогового контроля;

- принцип единства налогового контроля;

- принцип территориальности налогового контроля;

- принцип ограничения сферы налогового контроля только вопросами исполнения обязанностей лиц, предусмотренных налоговым законодательством;

- презумпция добросовестности налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и иных обязанных лиц;

- принцип соблюдения налоговой тайны;

- принцип возмещения ущерба, причиненного в результате неправомерных действий при проведении налогового контроля <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ногина О.А. Указ. соч. С. 71 - 84.

 

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 14-П <1> подчеркнуто, что Российская Федерация как демократическое федеративное правовое и социальное государство (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), действуя в интересах всего общества в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности (ст. 2 Конституции РФ), осуществляет социальную, экономическую, правоохранительную и другие функции, которые материально обеспечиваются взимаемыми с граждан и юридических лиц налогами.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 30. Ст. 3214.

 

Необходимость нормативного обеспечения реализации контрольной функции государства в сфере налогообложения вытекает из Конституции РФ, в том числе п. "и" ч. 1 ст. 72 и ч. 3 ст. 75, согласно которым установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Названные конституционные положения получили свою конкретизацию в НК РФ, которым права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, формы и методы налогового контроля отнесены к общим принципам налогообложения и сборов в Российской Федерации, а осуществление налогового контроля возложено на налоговые органы, составляющие единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Налоговый контроль представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов по обеспечению надлежащего исполнения обязанными лицами требований норм законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль внешне выражается в определенных формах.

Форма налогового контроля представляет собой совокупность средств и способов осуществления контрольной деятельности налоговых органов, имеющих конкретные формы выражения и организации.

В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется посредством проведения налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверок данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Выбор формы налогового контроля является прерогативой налогового органа. Тем не менее основной формой налогового контроля являются налоговые проверки.

Рассмотрим отдельные формы налогового контроля.

Учет налогоплательщиков. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным законодательством о налогах и сборах.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2004. N 10. Ст. 864.

 

При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (п. 2 ст. 23 НК РФ).

Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых уполномоченными органами. Организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 7 августа 2001 г. N 8874/00 // Вестник ВАС РФ. 2001. N 11.

 

В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет. Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых ему уведомлениях.

На основе данных учета федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков, правила ведения которого установлены Правительством РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

 

Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено НК РФ.

Налоговые проверки являются основной формой налогового контроля, которые эффективно обеспечивают соблюдение налогоплательщиками и иными обязанными лицами требования законодательства о налогах и сборах.

Налоговые проверки представляют собой совокупность методов, позволяющих установить, надлежащим ли образом налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами исполняются требования закона.

В правовой литературе предлагается различная классификация налоговых проверок <1>. Но основной критерий, который предусмотрел законодатель для выделения конкретных видов налоговых проверок, - это место проведения проверки. По данному критерию (в соответствии со ст. ст. 88 - 89 НК РФ) налоговые проверки подразделяются на:

--------------------------------

<1> См.: Налоговое право России: Учебник. Общая часть / Под ред. Н.А. Шевелевой. С. 296 - 298.

 

- камеральные;

- выездные.

 

§ 7. Налоговая ответственность: общие положения.

Защита прав налогоплательщиков

 

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Из данного определения следует, что налоговому правонарушению присущи все признаки правонарушения, а именно:

- противоправность деяния - налоговое правонарушение представляет собой деяние, нарушающее нормы законодательства о налогах и сборах, которое может выражаться как в действии, так и в бездействии;

- виновность - налоговое правонарушение может совершаться виновно (умышленно или по неосторожности). Виновность определяется психическим отношением лица в форме умысла или неосторожности к совершенному деянию и его последствиям;

- наказуемость деяния - совершение налогового правонарушения влечет определенные негативные последствия, которые выражаются соответствующими санкциями.

Следует отметить, что законодательное определение понятия налогового правонарушения появилось только в НК РФ. Во многом появление понятия "налоговое правонарушение" явилось следствием деятельности Конституционного Суда РФ, который в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П определил налоговое правонарушение как предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно или по неосторожности <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 197.

 

Как и любое правонарушение, налоговое правонарушение характеризуется совокупностью признаков, формирующих состав налогового правонарушения.

Состав налогового правонарушения формируется четырьмя элементами:

1) объект;

2) объективная сторона;

3) субъект;

4) субъективная сторона.

Объектом налогового правонарушения выступают общественные отношения, урегулированные нормами законодательства о налогах и сборах. Налоговые правонарушения характеризуются тем, что они посягают на установленный публичный порядок в налоговой сфере, тем самым затрагивая фискальные интересы публичных образований.

В юридической литературе нет единого мнения по поводу того, что составляет объект налогового правонарушения. В большинстве работ выделяется общий объект налогового правонарушения, в качестве которого может выступать налоговая система государства или материальные и процессуальные права государства <1>. Одни авторы признают объектом налогового правонарушения публичные финансовые интересы, общественный (публичный) порядок <2>, другие выделяют в общий объект налогового правонарушения налоговую систему страны, а также родовые (специальные) объекты правонарушения:

--------------------------------

<1> См.: Налоговое право России: Учебник / Под ред. Ю.А. Крохиной. С. 360 - 361.

<2> См.: Белых В.С., Винницкий Д.В. Налоговое право России. М., 2004. С. 283.

 

- систему налогов;

- права и свободы налогоплательщика;

- исполнение доходной части бюджетов;

- систему гарантий выполнения обязанностей налогоплательщиков;

- контрольные функции налоговых органов;

- порядок ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности;

- обязанности по уплате налогов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. С. 407 - 408.

 

В качестве объектов налогового правонарушения может выступать любое общественное отношение, регулируемое нормами налогового законодательства, а именно отношения по взиманию налогов и сборов, отношения по осуществлению налогового контроля и др.

Объективная сторона налогового правонарушения представляет собой внешнее проявление правонарушения, т.е. противоправное деяние, которое выражается в действии или бездействии. Противоправность является характеризующим элементом поведения субъекта.

Выделяются обязательные и факультативные признаки объективной стороны налогового правонарушения. К обязательным признакам следует отнести противоправное деяние и наступившие негативные последствия, причинно-следственную связь между деянием и наступившими последствиями. К факультативным признакам объективной стороны относятся способ и место совершения, время и др.

Субъектом налогового правонарушения выступает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах и подлежащее привлечению к ответственности. В соответствии со ст. 107 НК РФ субъектами налоговых правонарушений являются физические лица и организации. Для того чтобы тот или иной субъект был признан субъектом налогового правонарушения, необходимо, чтобы он обладал определенными свойствами.

Субъектами налоговых правонарушений могут быть только те физические лица и организации, которые в рамках налоговых правоотношений выполняют определенные обязанности. При этом следует отметить, что, несмотря на то что ст. 9 НК РФ и определяет круг участников налоговых правоотношений, тем не менее круг субъектов налоговых правонарушений может быть не идентичным кругу участников налоговых правоотношений.

Несомненно, что физическое и юридическое лицо для признания их субъектами налогового правонарушения должны обладать налоговой правосубъектностью, позволяющей определять ее статус.

При этом физическое лицо должно обладать еще некоторыми свойствами, а именно вменяемостью и достижением им определенного возраста. Хотя категория вменяемости прямо не указывается в НК РФ, тем не менее состояние физического лица в момент совершения налогового правонарушения, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния, исключает возможность привлечения к налоговой ответственности, поскольку исключает вину в совершенном налоговом правонарушении. Категория невменяемости формируется на основе медицинского и юридического критериев.

Достижение определенного возраста также является необходимым условием для признания физического лица субъектом налогового правонарушения. Такой возраст специально установлен НК РФ и составляет 16 лет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...