Глава XIII. Основы налогового права 5 глава
и способы обеспечения уплаты налогов
Возникновение обязанности по уплате налогов и сборов связано с несколькими обстоятельствами <1>, а именно с наличием конституционно-правовой обязанности по уплате налогов и с нормами законодательства о налогах и сборах, в которых детализируется реализация обязанности по уплате налогов субъектами налогообложения. -------------------------------- <1> В тексте обязанность по уплате налогов и сборов будет обозначаться как налоговое обязательство, хотя возможность применения данного термина признается не всеми авторами.
В литературе отмечается, что основанием возникновения налогового обязательства является объект налогообложения, представляющий собой производимые субъектом налога действия или проистекающие в отношении его события, свидетельствующие об имущественной состоятельности и платежеспособности субъекта налога и дающие государству основание притязать на часть собственности субъекта налога <1>. -------------------------------- <1> См.: Порохов Е.В. Теория налоговых обязательств. Алматы, 2001. С. 94.
Наряду с объектом налогообложения существует и предмет налогообложения, определяемый как описанные в нормах налогового права предметы материального лица (имущественные блага, ценности), наличие с которыми у субъектов налогов налогообразующей связи порождает для субъектов налога налоговые обязательства <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 100.
Возникновение налогового обязательства связано с наличием обстоятельств, которые установлены законом помимо объекта налогообложения, и возможности отнесения того или иного субъекта к налогоплательщикам. К ним следует отнести:
- наличие необходимой связи между объектом налогообложения и субъектом налога; - наступление срока уплаты налога или сбора <1>. -------------------------------- <1> См.: Налоговое право России: Учебник. Общая часть / Под ред. Н.А. Шевелевой. С. 174.
Согласно ст. ст. 44, 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно осуществлять исполнение налогового обязательства, при этом закон может предусмотреть случай возложения исполнения налогового обязательства и на иных лиц. Налоговое обязательство должно быть исполнено в сроки, определенные законом, при этом исчисление сроков осуществляется в порядке, определенном законодательством о налогах и сборах. Закон допускает возможность досрочного исполнения налогового обязательства. В случае если налогоплательщик не исполнит налогового обязательства в установленные сроки, то используются принудительные процедуры, а именно производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, или за счет иного имущества налогоплательщика. В теории и практике важнейшим вопросом является определение момента исполнения налогового обязательства, т.е. момента, когда налогоплательщик считается уплатившим надлежащим образом сумму налога. Конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога. После списания с расчетного счета имущество налогоплательщика уже изъято, т.е. налог уплачен. Поэтому положение об уплате налога, содержащееся в ст. 57 Конституции РФ, должно пониматься как фактическое изъятие налога у налогоплательщика. Истолкование, предполагающее, что моментом исполнения обязанности налогоплательщика - юридического лица по уплате налога является момент поступления денежных средств в бюджет, нарушает конституционное право на равенство различных категорий налогоплательщиков - юридических и физических лиц, выводимое из ч. 1 ст. 19 и ст. 57 Конституции РФ <1>.
-------------------------------- <1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Налоговое обязательство считается исполненным при соблюдении следующих условий: - с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; - с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации; - со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства; - со дня вынесения налоговым органом, в соответствии с НК РФ, решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога; - со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена, в соответствии с НК РФ, на налогового агента; - со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с Федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами. При этом не признается исполненным налоговое обязательство при следующих обстоятельствах: - отзыве налогоплательщиком или возврате банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
- отзыве налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой счет, или возврате органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации; - возврате местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику - физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации; - неправильном указании налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшем неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства; - если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований. Налоговое обязательство исполняется в валюте Российской Федерации. Пересчет суммы налога, исчисленной в предусмотренных НК РФ случаях в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации осуществляется по официальному курсу Банка России на дату уплаты налога. В случае неисполнения налогового обязательства в отношении обязанных лиц могут быть реализованы принудительные процедуры. Меры принуждения зависят от того, кем оно не исполнено - организацией, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом. В отношении организаций и индивидуальных предпринимателей действующее законодательство предусматривает административный и судебный порядок взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов. В отношении физических лиц действующее законодательство предусматривает только судебный порядок принуждения к исполнению налогового обязательства.
Налоговый кодекс РФ предусматривает, что допускается только судебный порядок при взыскании налога: - с организации, которой открыт лицевой счет; - в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий); - с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика. Административный порядок взыскания заключается в обращении взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя - в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (ст. 46 НК РФ). В случае недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
В вышеуказанном случае налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ (ст. 47 НК РФ). Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Налоговый кодекс РФ регламентирует порядок исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов в процессе ликвидации или реорганизации организации (ст. ст. 49 - 51). В отношении физических лиц принудительное взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов допускается только по судебному решению по иску налогового органа. Действующее законодательство предусматривает шестимесячный срок обращения в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Налоговый кодекс РФ регулирует исполнение обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица (ст. 51). Обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего. Обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица. Опекун физического лица, признанного судом недееспособным, обязан уплатить всю не уплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица недееспособным пени и штрафы. В случае недостаточности (отсутствия) денежных средств этих физических лиц для исполнения указанной обязанности исполнение обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а также обязанности по уплате причитающихся пеней и штрафов приостанавливается по решению соответствующего налогового органа. Надлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов может быть обеспечено. В настоящее время НК РФ определяет следующие формы обеспечения исполнения налогового обязательства: - залогом имущества (ст. 73); - поручительством (ст. 74); - пеней (ст. 75); - приостановлением операций по счетам в банке (ст. 76); - наложением ареста на имущество налогоплательщика (ст. 77). В процессе исполнения налогового обязательства у налогоплательщиков может возникнуть потребность в изменении срока уплаты налога и сбора. Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога и сбора. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита. При этом изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора. Отсрочка или рассрочка по уплате налога и сбора представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, определенных НК РФ, на срок, не превышающий одного года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (ст. 64 НК РФ). Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований: - причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; - задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа; - угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления; - если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога; - если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом имеет сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ <1>; -------------------------------- <1> См.: Постановление Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. N 382 "О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения" // СЗ РФ. 1999. N 15. Ст. 1827.
- оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных Таможенным кодексом РФ. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (ст. 66 НК РФ). Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований: - проведения этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг; - осуществления этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов; - выполнения этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставления ею особо важных услуг населению; - выполнения организацией государственного оборонного заказа; - осуществления этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57%, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ (ст. 67 НК РФ). Процесс исполнения налогового обязательства часто связан с излишней уплатой сумм налогов и сборов или излишним их взысканием налоговыми органами. Законодательство о налогах и сборах регламентирует процесс определения судьбы излишне уплаченных или взысканных сумм налогов и сборов. Сумма излишне уплаченного налога и сбора подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном НК РФ. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено НК РФ. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. В случае если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (ст. 78 НК РФ). В свою очередь, сумма излишне взысканного налога и сбора подлежит возврату налогоплательщику (ст. 79 НК РФ). Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со ст. 78 НК РФ. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. В случае если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного. Налоговый кодекс РФ определяет перечень обстоятельств, влекущих прекращение обязанности по уплате налога и (или) сбора. К числу таких обстоятельств относятся: - уплата налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора; - смерть физического лица - налогоплательщика или признание его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. При этом задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя; - ликвидация организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации; - возникновение иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
§ 5. Виды налогов. Основные элементы налогообложения
Каждый налог обладает своей индивидуальной правовой конструкцией, определяющей его место в налоговой системе, которая, в свою очередь, является составной частью финансовой системы. Следует отметить, что и в правоприменительной практике вопрос отнесения налога к тому или иному виду стал иметь определяющий характер для защиты налогоплательщиками своих прав <1>. Определение видовых признаков налога необходимо также для систематизации действующих налогов. -------------------------------- <1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта "д" пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также положений Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж", Закона Кировской области "О налоге с продаж" и Закона Челябинской области "О налоге с продаж" в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами общества с ограниченной ответственностью "Русская тройка" и ряда граждан" // СЗ РФ. 2001. N 7. Ст. 701.
Многообразие налогов предполагает и проведение по различным основаниям их классификации. Следует сразу оговориться, что любая классификация налога имеет условный характер. С.Г. Пепеляев, определяя значение классификации налогов, указывает на то, что "систематизация налогов способствует правильному толкованию налогового законодательства" <1>. В юридической литературе широко представлено мнение ученых по выявлению видов налогов. Одни авторы предлагают проводить выделение различных налогов в зависимости от оснований, заложенных в их классификации. -------------------------------- <1> Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. С. 45.
В соответствии с этим ими предлагаются следующие виды налогов <1>. -------------------------------- <1> См.: Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. С. 46.
По признаку доминирующего элемента юридического состава налога выделяются: - персональные; - объектные налоги. По признаку перелагаемости налога: - прямые; - косвенные налоги. По признаку платежеспособности: - личные; - реальные налоги. По порядку определения окладной суммы: - раскладочные; - количественные налоги. По источнику доходов бюджета: - закрепленные; - регулирующие налоги. По порядку установления и введения: - государственные; - местные налоги. По бюджетному назначению: - общие; - целевые налоги. По признаку периодичности: - регулярные; - разовые налоги. По юрисдикции государства: - резидентские; - территориальные налоги. Другие авторы предлагают производить классификацию по следующим основаниям <1>. -------------------------------- <1> См.: Налоговое право России: Учебник / Под ред. Ю.А. Крохиной. С. 54 - 57.
В зависимости от плательщика выделяются: - налоги с организаций; - налоги с физических лиц; - общие налоги для физических и юридических лиц. В зависимости от формы обложения: - прямые; - косвенные налоги. По территориальному уровню: - федеральные налоги; - налоги субъектов Российской Федерации; - местные налоги. В зависимости от канала поступления: - государственные; - местные; - пропорциональные; - внебюджетные налоги. В зависимости от характера использования: - налоги общего значения; - целевые налоги. В зависимости от периодичности взимания: - разовые; - регулярные налоги. Налоговый кодекс РФ с учетом территориального устройства государства устанавливает федеральные, региональные и местные налоги и сборы (ст. 12 НК РФ). Федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ): 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) государственная пошлина. Региональные налоги (ст. 14 НК РФ): 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. Местные налоги (ст. 15 НК РФ): 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц. Элементы налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. При этом налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. К элементам налога относятся (ст. 17 НК РФ): - объект налогообложения; - налоговая база; - налоговый период; - налоговая ставка; - порядок исчисления налога; - порядок и сроки уплаты налога. Без этих составных частей налог в том понимании, в котором он определяется законодателем, не образует каких-либо правовых последствий. Обращаясь к элементам налога, необходимо рассмотреть их понятийный аппарат элементов налогообложения. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|