Определенную долю негативного воздействия на атмосферный воздух оказывают объекты автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, валовые выбросы которых растут ежегодно.
Загрязнение окружающей среды стационарными источниками на транспорте происходит от производств, обеспечивающих ремонт транспортных средств, вспомогательных производств, зданий и сооружений хозяйственно назначения (котельных, гостиниц, вокзалов, столовых, заправочных станций, топливных складов), мест стоянок транспорта. Свою долю в загрязнение компонентов ОПС вносит транспортно-дорожный комплекс (ТДК), то есть транспортные магистрали.
От этих источников загрязнения поступают в атмосферу, и формируется поверхностный сток, включающий дождевые и талые снеговые воды, воды от мойки подвижного состава и уборки помещений, сточные воды,ойки образующиеся в производственных процессах.
Стационарный транспортный источник загрязнения ОПС – хозяйственный объект, по которому (или посредством которого) происходит перенос загрязняющих веществ по территории (автомагистраль, загрязненный водосток, трубопровод какого-то продукта, и т. п.).
Основные производства-загрязнители ОС на транспортном комплексе
Процессы технического обслуживания и ремонта подвижного состава требуют энергетических затрат и связаны с большим водопотреблением, выбросом загрязняющих веществ в атмосферу, водоемы и образованием отходов, в том числе токсичных.
При выполнении технического обслуживания транспортных средств задействованы подразделения, зоны периодических и оперативных форм технического обслуживания. Выполнение ремонтных работ ведется на производственных участках. Используемые в процессах ТО и ремонта технологическое оборудование, станки, средства механизации и котельные установки являются стационарными источниками загрязняющих веществ (табл. 2.1).
Таблица 2.1.
Источники выделения и состав вредных веществ в производственных
процессах на эксплуатационных и ремонтных предприятиях транспорта