Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние ТДК на качество придорожных земель (почв)




 

Влияние полотна транспортной магистрали на состояние окружающей среды складывается из двух основных компонентов:

1) механическое влияние;

2) физико-химическое влияние.

Таблица 4. Источники и характеристики воздействия транспортной магистрали

на литосферу

Источник воздействия Характеристика воздействия
Все инженерные сооружения Изъятие территории под инженерные сооружения, карьеры, строительные площадки, подъездные пути; фрагментация территории; изменение рельефа, негативное эстетическое воздействие в течение жизненного цикла транспортного сооружения
Земляное полотно Загрязнение почвы продуктами эрозии земляного полотна
Дорожная одежда Загрязнение продуктами изнашивания дорожного покрытия, материалами, используемыми при зимнем содержании дорог
Дорожная инфраструктура Загрязнение мусором, бытовыми отходами, нефтепродуктами
Земляное полотно Загрязнение придорожной территории материалами для ремонта и содержания дорог; несвоевременное скашивание травы на обочинах.
Дорожная одежда Засоление придорожных территорий при ненормативном использовании противогололедных реагентов
Придорожная полоса Засорение мусором
Объекты инфра­структуры   Отсутствие рекультивации или неполная рекультивация придорожных территорий при проведении ремонтных работ и работ по содержанию дороги

Механическое влияние проявляется преимущественно в повышенном давлении на почвенный горизонт вдоль всего полотна транспортной магистрали. Уплотнение почвы и нарушение окислительно-восстановительных условий вызывает увеличение подвижности металлов. Макро- и микроэлементный состав почвы также может менять токсичность свинца и кадмия, которые обнаруживают антагонизм при поступлении в растения с кальцием и фосфором.

Почвы сильно уплотняются, нарушается их структура и текстура. В результате этого изменяется водный и газовый баланс в почвах, что в большинстве случаев отрицательно влияет на развитие растительности, а также на жизнедеятельность почвенных микрофлоры и микрофауны.

Химическое воздействие полотна транспортной магистрали на почвы складывается в большинстве случаев из влияния химического состава дорожного покрытия и литолого-химического состава щебня, используемого для подсыпки под полотно транспортной магистрали.

Устойчивость почв к химическому загрязнению связана с ее свойствами. Плодородные почвы с высоким содержанием гумуса связывают свинец и кадмий в менее доступную для растений форму. Подкисление почвы вызывает уничтожение азотфиксирующих бактерий, отравление разрыхляющих почву организмов (дождевых червей), десорбцию питательных веществ растений, а также повреждение грибниц.

Наиболее часто используемым покрытием является асфальтово-битумное. В его состав входят такие высокотоксичные тяжелые металлы, как цинк – до 40 мг/кг, никель – до 74 мг/кг, медь – до 15 мг/кг, ванадий – до 520 мг/кг, молибден – до 15 мг/кг.

Широкое применение (особенно в индустриально развитых регионах) получило бетонное покрытие полотна дорог. В его составе определены такие тяжелые металлы, как: цинк – до 200 мг/кг, свинец – до 10 мг/кг, хром - до 300 мг/кг, молибден – до 50 мг/кг.

Следует также отметить повышенное содержание цинка в специальной краске, которой производится дорожная разметка.

В результате механического истирания и химического разложения соединения элементов, входящие в состав дорожного покрытия, поступают в окружающую среду, где накапливаются преимущественно в почвах. Большинство из этих элементов оказывают крайне отрицательное влияние на развитие почвенных микроорганизмов, а также на процессы жизнедеятельности высших растений.

Влияние литолого-геохимического состава щебня, используемого для подсыпки под полотно транспортной магистрали, может проявляться в частичном изменении состава типоморфных ионов в почвенных растворах (особенно часто гидрокарбонат-иона) или в микроэлементном составе почв.

В целом дорожное покрытие и используемый для подсыпки под него щебень оказывают, несомненно, отрицательное влияние на состояние окружающей среды, заключающееся как в накоплении в ней (среде) ряда токсичных химических элементов (соединений), отрицательно влияющих на процессы жизнедеятельности практически всех организмов (в том числе и человека), так и в изменении ландшафтно-геохимического строения территорий, попадающих в зоны прямого влияния транспортных магистралей.

Кроме того в придорожную полосу поступают хлориды и сульфаты. Изменение концентрации хлорида натрия и сульфатов на поверхности почв связано с обработкой дорожного покрытия противогололедными реагентами.

Концентрации тяжелых металлов, г/м3, в почве на разном рас­стоянии от кромки дорожного полотна определяют по формуле

(5 1)

где Ро – концентрация загрязнителя в почве вблизи кромки дорожного полотна, г/м3;

L - расстояние от оси дороги, м;

b — показатель рассеивания, для средней полосы России b = 0,42;

kn b kv - коэффициенты, учитывающие возвышение проезжей части над окружающей местностью и скорость ветра.

На участках влияния грунтовых дорог основная масса металлов (медь, кобальт, никель, ванадий) накапливается в зонах, удаленных от дорожного полотна на 30-50 м. Максимальные концентрации свинца вновь выявлены на удалении 50-70 м от дорог, хрома и цинка — 0,5-3 м.

В почвах агроландшафтов средние содержания металлов-индикаторов транспортного загрязнения в почвах зон влияния асфальтовых и грунтовых дорог составляют соответственно: для меди – 52 и 53 мг/кг; цинка – 170 и 140 мг/кг; свинца – 34 и 37 мг/кг; кобальта – 25 и 25 мг/кг; никеля – 60 и 53 мг/кг; ванадия – 145 и 150 мг/кг; хрома – 77 и 77 мг/кг.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...