Воздействие транспортного сооружения на водотоки
Сточные воды. Во многих технологических процессах образуются производственные сточные воды. Состав и количество этих вод различны. Сточные воды образуются при мойке подвижного состава, очистке узлов и деталей в моечных машинах, при ремонте аккумуляторных батарей, гальванической и механической обработке деталей, гидравлических испытаниях различных емкостей, на автозаправочных станциях и т.д. Виды негативного воздействия автомобильной дороги на водотоки. Воздействие автомобильной дороги на водотоки приводит к изменению гидрохимического, термического, ледового, уровневого и водного режимов; мутности речных вод; гигиенических и рыбохозяйственных условий участков рек, пересекаемых дорогой; гидравлических и морфологических характеристик русла и поймы рек, ручьев. При отсутствии водоохранных мероприятий на гидрохимический режим и режим мутности речных вод ощутимо влияет сброс ливневых сточных вод. На поверхности автомобильных дорог и мостов оседают пыль, продукты изнашивания дорожных покрытий, тормозных колодок, выбросы автомобильных двигателей, противогололедные реагенты и материалы и т.д., что приводит при смыве дождевыми и талыми водами к насыщению вод поверхностного стока загрязняющими веществами. Загрязнение водотоков (или водоемов) поверхностными сточными водами с дороги К загрязняющим веществам, попадающим в водотоки или водоемы, относятся взвешенные вещества (взвеси), нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, масла), соли, химические вещества и т.п. или моста оценивают по результатам измерений или зависимостям, полученным в результате математической обработки статистических данных.
Таблица 3. Источники и характеристики воздействия автомобильной дороги на водотоки
Оценка загрязненности поверхностного стока. Оценку загрязненности сточных вод с поверхности транспортных сооружений проводят по следующим ингредиентам загрязнения: взвешенным веществам, нефтепродуктам, биохимическому потреблению кислорода в течение 5 дней (БПК5), хлоридам. Перечень загрязняющих веществ можно дополнять для каждого объекта на основании проведения анализов поверхностного стока специализированными лабораториями или по характеристикам поверхностного стока для объектов-аналогов. Концентрация ингредиентов загрязнения в уличном поверхностном стоке зависит от интенсивности выпадения осадков, продолжительности период сухой погоды и предшествующего дождя, частоты уборки улиц интенсивности движения, степени благоустройства территории и других факторов. Химический анализ снежной массы, взятой с обочин дорог (по данным МАДИ (ГТУ) и МГУ), выявил, что концентрации ингредиентов загрязнения значительно превышают санитарно-гигиенические нормы для нефтепродуктов в 486–1 125 раз, железа – 88, меди – 260 – 290, цинка – 180 – 265, кадмия – 6 – 10 никеля и свинца – 2 – 5 раз. Среднее содержание нефтепродуктов в поверхностном стоке зависит от интенсивности движения и особенностей использования территорий. Величину загрязнения, т/км∙год, стоков с проезжей части нефтепродуктами (в их состав входит до 0,5 % ароматических углеводородов) (по Н.П.Орнатскому) определяют по Формуле
Q =10-4 •N•k0•0,5•Р•р, (6.1)
где N — среднегодовая интенсивность движения, приведенных авт./сут; k0 — коэффициент, зависящий от условий движения, при свободном движении k0 = 1, при уклоне более 40 % k0 = 2, при числе пересечений дорог более одного на 1 км k0 - 1,5; Р — число полос движения (больше двух); р — удельное количество загрязнений, при интенсивности движения 10000 авт./сут р = = 0,25 т/км.
Для приближенных расчетов для дорог с высокой интенсивностью движения состав загрязнений рекомендуется принимать по табл. 6.3. Таблица 6.3 Концентрация ингредиентов загрязнения в поверхностном стоке с дорог, мг/л
B этом случае для различного рода поверхностей (покрытия проезжей части, обочин, тротуаров, откосов насыпи, прилегающей к дороге территории), входящих в общую площадь водосбора, расчетные значения концентраций загрязняющих веществ по каждому i-му ингредиенту загрязнения могут быть назначены в зависимости от расстояния различных участков водосбора от дороги (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Зависимость коэффициента относительной загрязненности Koтн от расстояния от дороги при загрязнении взвешенными веществами (1) и нефтепродуктами (2) (по данным РосдорНИИ)
Расчетные значения концентраций, мг/л, загрязняющих веществ по i-му ингредиенту загрязнения определяют по формуле Ci = Сповi • Котнi (6.2) где Сповi – концентрация загрязняющего вещества по i-му ингредиенту загрязнения в дождевых, талых, поливомоечных стоках для каждого характерного участка водосбора, мг/л; Котнi – коэффициент относительной загрязненности дождевых, талых и поливомоечных стоков i-м ингредиентом загрязнения для каждого характерного участка водосбора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|