Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статус и социальные отношения




Хотя статусы прямо не вступают в социальные отношения, а только косвенно — через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Чело­век смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пре­небрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понима­ют невладельцев, жалующихся на то, что собаки стали хозяева­ми лесопарка. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидар­ность с русским, нежели с евреем или татарином, и наоборот.

Политические, религиозные, демографические, кровнородствен­ные, экономические, профессиональные статусы человека определя­ют интенсивность, продолжительность, направленность и содер­жание социальных отношений людей. Если вы хотите узнать, какие отношения у вас сложатся с неродственником или недругом (а родственник и друг — статусы в разных структурах), вы долж­ны выяснить содержание их статусов. Статус определяет тот ин­терес, который данный человек явно или неявно, постоянно или временно будет преследовать и защищать. Предприниматель за­интересован в вас только как в клиенте, женщина — как в по­тенциальном сексуальном партнере, продавец — как в возмож­ном покупателе. Таков скрытый мотив взаимоотношений.

4 Кравченко А. И.

Интерес к вам, продолжительность и интенсивность ваших взаи­моотношений будут определяться тем, как скоро этот другой поймет, что вы не даете того, что он ожидал получить от вас. Разумеется, истинный интерес человек не выражает прямо. Он маскирует и обставляет его правилами вежливого поведения-Последние создают иллюзию того, что между вами сложились доверительные отношения,

Итак, обобщим сказанное: именно статусы определяют харак­тер, содержание, продолжительность или интенсивность чело­веческих взаимоотношений — и межличностных, и социальных.

 

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

От банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безработного совсем иной. Социальные нормы — предписанные правила поведения — характеризуют именно роль, а не статус. Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова "дина­мическая", "поведение", "норма" указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием. Таким образом, мы должны усвоить:

- Социальные роли и социальные нормы относятся к социаль­ному взаимодействию.

- Социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям.

- Социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения — его статику.

Подданные ожидают от короля предписанного обычаем или документом поведения. Таким образом, между статусом и ролью есть промежуточное звено — ожидания людей (экспектации). Ожидания могут как-то фиксироваться, и тогда они становятся социальными нормами. Если, конечно, их рассматривают как обя­зательные требования (предписания). А могут не фиксироваться, но от этого они не перестают быть ожиданиями.

Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является.

От учителя ученики ожидают вполне определенного поведе­ния: передавать знания, следить за дисциплиной, оценивать знания. Предположим, что в класс вошел человек, представил­ся учителем (т.е. носителем данного статуса), но повел себя неожиданным образом: расставил туристическую палатку, рас­кинул книжный лоток или стал дергать девочек за косы. Есте­ственно, что мы имеем дело с поведением, но не ролевым. Этот человек повел себя не так, как ожидают ученики. Однако человек, никогда в жизни не видевший учителя и ничего не знающий о его правах и обязанностях, странное поведение не сочтет неожиданным. Он может подумать, что учитель именно так и должен себя вести, что такова его роль. Однако ученики точно знают, какое поведение (какая роль) должна соответ­ствовать статусу учителя.

Итак, сделаем вывод: социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связан­ных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.

Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль — их различие. Понаблюдаем за поведением членов ученого совета. Когда они выполняют ритуальные действия, полагающие­ся им по статусу, — опускают бюллетень в урну, расписываются в ведомости и т.д., — они похожи друг на друга. Но стоит нам обра­тить внимание на то, как они понимают роль члена ученого сове­та и как ведут себя в соответствии с этим пониманием, и личнос­тные особенности выступят на первый план. Один считает, что его роль, как эксперта, состоит в критике любых недостатков дис­сертанта. Другой полагает, что его роль, как старшего товарища, заключается в помощи и поддержке молодого ученого, делающе­го в науке первые шаги. Третий пришел на заседание отбыть время и формально выполнить свою роль.

Таким образом, роль — индивидуальное поведение в соответ­ствии со своим статусом.

Из пройденного материала выделим ключевые понятия:

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ОЖИДАНИЯ (ЭКСПЕКТАЦИИ)

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РОЛЕВОЙ НАБОР

Мы уже сталкивались с понятием "статусный набор", введен­ным в науку Р. Мертоном. Оно обозначает совокупность всех ста­тусов, принадлежащих одному человеку. У Р. Мертона есть и дру­гое, тесно связанное с первым, понятие. Ролевой набор — совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с од­ним статусом.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, ста­тус университетского профессора включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, кон­сультант промышленных фирм и правительства, администра­тор, клерк, автор научных статей, специалист в своей области знания и др.

Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведе­ния. Даже две похожие роли профессора — преподаватель и на­ставник предполагают разное отношение со студентами. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил:-чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов и т.д. Вторая яв­ляется скорее неформальной ролью мудрого советчика, стар­шего друга.

Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации со­циальных отношений. Отношения профессора в кругу коллег-пре­подавателей, в среде администрации университета или с такими же, как он, преподавателями совсем не те, что отношения, складывающиеся у него со студентами, редакторами журналов или предпринимателями. Таким образом, ролевой набор формиру­ет набор социальных отношений.

Термин "отношения" использован здесь как динамическая характеристика — в значении "вступить в отношения". Просто "отношение", или статическая характеристика, предполагает не взаимодействие двух людей, а всего лишь готовность, пред­расположенность к нему. Такую готовность принято называть установкой.

Итак, обобщим пройденное: параллельно понятию статусного набора применяется понятие "ролевой набор". Оно описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), зак­репленных за одним статусом. Соответственно каждому виду роли формируется свой тип социальных отношений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...