Просвещение (XVII - XVIII вв. )
Просвещение продолжает начатую в эпоху Возрождения борьбу за установление "царства разума", политических свобод и гражданских прав человека. Конец эпохи Просвещения ознаменован двумя важнейшими явлениями — Великой промышленной революцией, окончательно закрепившей бесповоротность наступления капитализма, и Великой французской революцией (1789 г.), провозгласившей те политические права и свободы, которые составляют основу современной демократии. Это эпоха великих географических и научных открытий, завоевания юридической свободы, борьбы буржуазии за власть, которая в конечном итоге привела к тому, что закрытое, инертное традиционное общество сменилось открытым, мобильным современным обществом. Свобода, разум, активность, подвижный стиль жизни, индивидуализм и предпринимательский дух — главные параметры формирующейся личности. Историки утверждают, что само слово "индивидуальность", как и слово "личность", появилось каких-то 200 — 300 лет назад, т.е. в эпоху Просвещения. А каково содержание двух понятий, мы рассмотрим дальше. Вот мы и добрались до современности. Что нового дала она в понимании личности? Придется рассмотреть философский подход к личности.
СОВРЕМЕННОСТЬ Философы рассматривали личность под углом зрения вечного и временного. Так поступали Сократ, Платон, Аристотель, позже Конт и Гегель, а в XIX — XX веках датский философ Сирен Кьеркегор (1813 — 1855), русские мыслители Владимир Соловьев (1853 - 1900), Николай Бердяев (1874 - 1948), Павел Флоренский (1882 — 1937), Сергей Булгаков (1871 — 1944) и американец Питер Друкер (род. 1909). Проблема вечного и временного в человеке решалась в одном случае в рамках экзистенциализма, а в другом — религиозной философии. Представители обоих направлений рассматривали человеческое существование (по-французски "экзистенцию") в двух перпендикулярных гиперплоскостях — в вечности и во времени.
Человек, в вечности — носитель вечных ценностей. Человек во времени — всего лишь физическое явление: он рождается и умирает. Существование во времени — это наше бытие как граждан общества. Во времени мы едим и спим, боремся за власть и растим детей, добиваемся успехов и терпим поражения. Живя в обществе, мы не можем быть свободными от него как существа социальные. Все мы — частицы семьи, коллектива, профессии, класса. Однако сущность человека в другом — в человеческом бессмертии и человеческой свободе. Наше существование — всегда напряжение между временным и вечным. Поведение человека лежит в двух разных измерениях, поэтому он всегда противоречив. Существование во времени' можно наблюдать, в вечности — только переживать. Таковы две плоскости человеческого бытия, которые рассматривали философы.
БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ Иного взгляда на человека придерживались ученые-естественники. На протяжении XIX века лучшие умы биологии полагали, что личность существует как нечто полностью сформировавшееся внутри яйца — подобно микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем [2]. В первой половине XX века накопилось такое количество новых фактов, что вынудило пересмотреть первоначальные взгляды на сущность человека. Оказалось: врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится великая личность. Точно так же родовая травма, недуг или иное неблагоприятное стечение биологических факторов автоматически не исключали возможности для человека стать полноценным членом общества, возможности принести человечеству огромную пользу. Решающую роль играет социальная среда и атмосфера, в которую попадает человек после родов [2].
Таким образом, давняя проблема соотношения биологического и социального в человеке, которую намеревались окончательно решить в XIX веке при помощи методов точных наук, так и не была решена. В XX веке она приобрела еще большую остроту. Сегодня ученые склоняются к тому, чтобы признать эту проблему в принципе не решаемой. При изучении человеческой личности принято различать следующие уровни ее проявления [3,с.173]: - природное — существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей; - биологическое — общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными; - наследственное — существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей; оно биологическое (хотя не все биологическое наследственно); - социальное — приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми. Социальное в широком смысле разделяют на три составляющих: - собственно социальное — совокупность приобретенных черт, минимально необходимых для нормального выполнения своих социальных ролей; - специфически культурное — совокупность норм и правил приличествующего поведения, которые соблюдаются автоматически, превратились в неотъемлемые черты индивида и позволяют другим считать его воспитанным; - нравственное — высшее проявление социального и культурного начал в человеке, связанное с соблюдением этических норм как абсолютных требований. Столь дробная шкала понадобилась для того, чтобы более четко разграничить понятия "человек", "индивид", "личность". Результат такого разграничения показан на схеме (рис. 4). Можно ли сказать, что личность обитает в человеческом теле? Да, ведь ее нет в окружающем пространстве — ни рядом, ни вдали. А есть ли у личности тело? Нет, ведь личность — явно не материальное образование. Хотя у нее есть свой носитель — человеческая психика. Но психика не является составной частью тела. Психика — свойство высокоорганизованной материи, подобно тому, как мышление является функцией (но не частью) мозга. Психика — особая форма отражения действительности, появляющаяся на определенной ступени биологической эволюции. Ее содержание — это продукт, или результат взаимодействия живых систем с окружающей средой. Когда психологи говорят о личности, они подразумевают прежде всего психику. Также поступал и 3. Фрейд, создавший стройное учение о личности.
Что же такое социальное? Социальное — особое качество взаимоотношений людей или отношения одного человека к кому-либо или чему-либо, когда они — взаимоотношения и отношение — рассматриваются как общественно значимые. Поясним суть дела примером.
Поясняющий пример Беременная женщина переживает свое состояние в двух разных аспектах. У нее могут быть физические ощущения беременности — от простых покалываний до предродовых схваток. Но у нее есть также социальное осмысление факта беременности. Она может с нетерпением ждать первенца, о котором они с мужем много лет мечтали, либо стыдиться своей беременности, понимая, что в ее возрасте обзаводиться детьми еще рано, и к тому же отец будущего ребенка может и не жениться на ней. Так или иначе, беременная женщина готовится к будущей социальной роли — то ли любящей матери, то ли матери-одиночки, то ли непослушной дочери, которая с ребенком должна теперь остаться на попечении своих и без того небогатых родителей. В жизни оба ощущения беременности могут существовать независимо друг от друга. От того, какова ваша будущая социальная роль, вовсе не изменятся ваши физические ощущения. Возможны иные варианты. Один из них — так называемая ложная беременность. При ложной беременности женщина осознает ее социальную сторону, но у нее нет физических признаков беременности. Бывали даже случаи, когда женщина узнавала о своей беременности только с рождением ребенка. Другими словами, она была физически беременной, но никак не ощущала социальную сторону своей беременности. Американский социолог Миллер (1978) выяснил, что женщины, желающие иметь детей, правильно определяют физические симптомы и вовремя обращаются к врачу. Напротив, не желающие иметь ребенка склонны считать физические ощущения за признаки беременности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|