Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фрагмент 4 А. Н. Леонтьев деятельность, сознание, личность




Наш язык хорошо отражает несовпадение двух понятий: сло­во "личность" употребляется только по отношению к человеку и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим "личность новорожденного", понимая его как индивида. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и со­циального факторов. Раздвоение личности — отнюдь не фигу­ральное выражение, а реальный факт. Но выражение "раздвое­ние индивида" — бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое — целостности, но разные. Личность, в отличие от инди­вида, не есть целостность,, обусловленная генотипом: личнос­тью не родятся, личностью становятся. Личность — относитель­но поздний продукт социально-исторического и онтогенетического развития человека.

Особенности высшей нервной системы, физической кон­ституции, биологические потребности, характеризующие ин­дивида, не становятся особенностями его личности. К приме­ру, такая анатомическая особенность, как вывих тазобедренного сустава, обрекающий ребенка на хромоту, не относится к личности. Однако ее значение для формирования личности огромно, даже больше, чем тип нервной системы (скажем, уравновешенность или неуравновешенность челове­ка). Хромота обрекает ребенка на изоляцию от сверстников, порождает чувство своей неполноценности, ограничивает ши­рокое и полнокровное общение с людьми. Но одни индивиды могут преодолеть неловкость, связанную с природным недо­статком, а другие погружаются в него, становятся замкнуты­ми, обидчивыми.

Таким образом, никакие анатомические, физиологические или психические особенности не определяют формирование личности строго однозначно. Они — всего лишь предпосылки, но не составные части личности.

Личность формируют такие отношения, которых нет, ни­когда не было и в принципе не может существовать в природе, а именно общественные. Ни муравьи, ни слоны, ни обезьяны не знакомы с ними, они обитают в иной экологической нише. Следовательно, личность возникает в особой, специфической нише.

Фундаментом личности выступают общественные отноше­ния, но только такие, которые реализуются в деятельности. Не операции, ни действия, а именно деятельность характеризует личность, поскольку первые характеризуют саму деятельность.

А чем они различаются — действия и деятельность. Операция письма, действия, связанные с чистописанием, никак не могут быть связаны с личностью. Они выражают умственные навыки человеческого существа, владеющего языком. Но вот перед нами образ Акакия Акакиевича Башмачникова из повести Гоголя "Шинель". Переписывание казенных бумаг стало для него все­поглощающей страстью. Наскоро пообедав, вынимал баночку с чернилами и писал, писал... для собственного удовольствия. "На-писавшись всласть, — сообщает Гоголь, — он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог по­шлет переписывать завтра".

Рутинные операции по переписыванию бумаг превратились во всепоглощающую деятельность, заняли центральное место, стали смыслом жизни, главным мотивом. А это означает, что в таком своем качестве — в качестве деятельности — операции письма выступили характеристикой личности. А другая.деятель­ность, например, работа инженера, ничего не говорит о лично­сти, что человек на работе думает о досуге. Именно досуговая, а не производственная деятельность стала главным смыслом жиз­ни, всепоглощающим интересом.

Следовательно, изучение приобретенных навыков, умений и знаний ничего не расскажет-психологу о личности. Он должен анализировать содержание деятельности, взаимосвязь и перепле­тение многих видов деятельности, которыми занят один человек.

Зачатки личности обнаруживаются у дошкольников. Известен такой эксперимент. Ученый ставил перед малышом задачу: дос­тать удаленный предмет, не сходя с места. Как только ребенок принимался за решение, ученый уходил в соседнюю комнату и оттуда вел дальнейшее наблюдение. Однажды после ряда безус­пешных попыток малыш нарушил правило: подошел к предме-:

ту, взял его и вернулся на место. Ученый тот час вошел в комна-1 ту, похвалил его и наградил конфеткой. Но ребенок отказался, а ! когда ученый стал настаивать, и вовсе заплакал. Почему? Ему стало стыдно? Награда оказалась не заслуженной в личностном смысле. Видимо, мы присутствуем при начале формирования того, что называют личностью.

Адаптировано по источнику: Психология личности. Тексты. — М., 1982. с. 20-27.


ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ И ПОВЕДЕНИЕ

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

В предыдущей главе мы рассмотрели личность в покое — с точ­ки зрения структуры психики человека, и выделили такие ее компоненты, как подсознание, бессознательное, сознание и сверхсознание. Динамика личности выражается в деятельности, поведении, социальном действии, потребностях, мотивах, це­лях, защитных механизмах.

Человек отличается от животных гораздо большими вариаци­ями типов поведения, наличием свободы выбора действий, их целеполаганием. Разнообразие и неоднородность человеческого поведения иногда ставит социолога в тупик: что выбрать в каче­стве предмета исследования? Что должен и что не должен изу­чать социолог? Что такое социальное действие и поведение? Прежде всего они — проявление социальной активности.

 

АКТИВНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Активность присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. Таким образом, активность — всеобщая характеристика живого, отличающая его от неживого.

Формами проявления активности выступают произвольные движения (физические объекты на это неспособные от самых простых, элементарных, называемых актами, до самых слож­ных, высокоорганизованных форм, в частности рассудочной дея­тельности. Если расположить произвольные движения по степени нарастания признака сложности, то получим эволюционную лес­тницу (см. рис. 6).

В научном смысле понятие "деятельность" применимо толь­ко к человеку. Деятельность внутренняя (психическая) и вне­шняя физическая) активность человека, регулируемая сознанием. Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями. Таким образом,.элементами деятельности выступают: цели, потребности, действия. Термин "действие" в строгом смысле применим только к человеку. Жи­вотные неспособны ставить перед собой цель. Стало быть, у них есть произвольные движения, но нет действий (хотя в широком смысле слово, но не понятие "действие" сплошь и рядом приме­няется по отношению к животным, впрочем, и по отношению к физическим объектам тоже).

Цель — осознанный образ предвосхищаемого действия- Жи­вотные запрограммированы природой, ими руководят инстинк­ты, а не цель. Действия человека всегда осмысленны. Отдельные действия занимают краткое время: забить гвоздь, погладить ру­башку, сходить в магазин. Когда они соединяются в цепочку и повторяются из дня в день, мы говорим о деятельности. Одно­кратное посещение магазина — действие, но повторяющееся хождение по магазинам, ставшее чертой образа жизни женщи­ны, ее социальной ролью, это уже деятельность. Отдельные дей­ствия — штопка и глажка белья, приготовление пищи, уборка помещений и т.д. — объединяются в домашнюю деятельность (или работу). И так повсеместно. Занятие, работа, деятель­ность — это рядоп сложенные понятия. Человеческое общество развивается благодаря деятельности людей.

Итак, действие — единица деятельности. Отдельное движе­ние — элемент действия. Движения столь элементарны, что присущи и животным, и людям. Действия и деятельность — только людям. Забить гвоздь — это действие, оно распадается на более мелкие движения (взмах молотка, удар по гвоздю и т.д.). К движениям не применимы цель и потребности, а к дей­ствию применимы.

 

ПОВЕДЕНИЕ

Поведение — совокупность движений, актов и действий челове­ка, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются [2, с. 13]. Деятельность, в отличие от поведения, может быть внутренней (рассудочная деятель­ность) и внешней. Поведение относится только ко второму. По­ведение — внешняя форма проявления деятельности, т.е. оно лишь один из ее аспектов. Поэтому ученые говорят, что поведение мо­жет быть только открытым, видимым. Поведение — непосред­ственно наблюдаемая деятельность. Деятельность — осознанное им "произвольное поведение".

 

Поясняющий пример

12 сентября 1991 г. в Кировской области у хлебных магазинов выстроились огромные очереди: люди кинулись закупать хлебо­булочные изделия и муку впрок. Причина: акционерное обще­ство, отвечающее за поставки хлеба в область, своевременно не заключило контракт на следующий год, мотивируя тем, что из областного бюджета не выделены деньги. С критикой недо­статков в работе АО выступила местная пресса, проинформи­ровав население о предстоящем дефиците. Реакция людей, на­ученных горьким опытом времен всеобщего дефицита, не замедлила сказаться.

В приведенном примере речь идет о поведении больших масс людей (которое можно назвать социальным поведением) как ре­акции на ожидаемые трудности в снабжении продуктов, удовлет­воряющих важнейшую жизненную потребность. Отсюда следует, что основными элементами социального поведения выступают: по­требности; мотивация; ожидания (экспектации).

Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить раз­ницу. Деятельность включает осознанные цели и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего функцию внешнего стимула, например, зара­ботка, гонорара, повышения в должности. Поведение не содер­жит цель как главный, определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов, мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям.

Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Поступок чес­тного человека естествен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель проде­монстрировать другим качества честного человека. В этом смысле у поступка нет цели. Действие на что-то направлено, а поступок нет.

 

СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ

Действия, поступки, движения и акты — строительные кир­пичики поведения и деятельности. Деятельность и поведение — две стороны одного явления, а именно человеческой актив­ности.

Свобода действий — определяемый извне, прежде всего соци­альной средой, диапазон вариаций человеческих актов. Иначе, говоря, позволяемое (допускаемое) обществом разнообразие поведенческих актов, которые индивид намерен осуществить по собственному замыслу. Непроизвольные вариации в поведе­нии, вызванные аффектами либо совершаемые бессознатель­но, например, отдергивание руки от горячего предмета, как бы разнообразно оно ни происходило, к сфере свободных действий не принадлежат. Напротив, регулируемые культурными норма­ми действия, скажем, чихание, предполагают, что человек мо­жет соблюсти эти нормы в разной степени либо не соблюдать вовсе. Чихая, он может использовать носовой платочек, отвер­нуться в сторону или сдержать чихание как произвольную реак­цию. А может ничего этого не делать. Хотя чихание — непроиз­вольное действие, но оно обставлено культурными условностями, т.е. диапазон его выражения ограничен. В зависи­мости от того, какова ситуация (присутствуют ли рядом посто­ронние люди), как он относится к самим культурным нормам (строго следует им или игнорирует), каким он хочет показаться окружающим (воспитанным или невоспитанным), человек свободно выбирает то или иное действие. Таким образом, свобо­да действий предполагает свободу выбора, произвольное решение индивида, цель и намерения.

 

ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Когда нам чего-то не хватает, мы испытываем нужду, а вме­сте с тем находимся в зависимости от этого чего-то. Престарелые и одинокие нуждаются в опеке, помощи, сочувствии. Голодный человек нуждается в пище. Именно поэтому считается, что по­требность — состояние живого существа, выражающее его зависи­мость от того, что составляет условия его существования. Нежи­вое не испытывает потребности.

Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологи­ческое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение и зас­тавляет человека проявлять активность, что-то предпринимать, чтобы снять напряжение. Удовлетворение потребности про­цесс возвращения организма в состояние равновесия, снятие напряжения. Купив или украв кусок хлеба, человек насыщает по­требность — снимает напряжение.

Видимо, чувство неудовлетворенности выполняет ту же са­мую функцию, что и чувство боли. Оно сообщает нашей психике о непорядке в нашем организме, его расстройстве. Не будь таких сигналов, организм давно разрушился бы. Таким образом, роль потребностей прогрессивна. Можно с уверенностью говорить, что человеческую цивилизацию, достижения культуры и обществен­ное здание строили люди глубоко неудовлетворенные. Потребно­сти — движущая сила человеческой активности, причина многих наших действий и поступков. Разумеется, не единственная.

Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог абрахам маслоу (1908 — 1970 гг.). Его учение называется иерархической теорией потребностей. А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке от низших биологических до высших духовных:

1. Физиологические и сексуальные потребности — в воспроиз­водстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жили­ще, отдыхе, предохранении себя от неблагоприятных воздей­ствий климата (жары, холода и т.д.). Их еще называют витальными, т.е. ответственными за сохранение жизни человека.

2. Экзистенциальные потребности, или потребности в безопас­ности. Они выражают потребности не просто в сохранении жиз­ни, но в качестве жизни. Физическая безопасность — потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жиз­нью человека. Речь идет об уверенности в завтрашнем дне, ста­бильности условий жизнедеятельности, потребности в опреде­ленном постоянстве и регулярности окружающего социума, например, в безопасности на улицах, в отсутствии войн и конф­ликтов, а также в стремлении избежать несправедливого обра­щения. Экономическая безопасность — потребность в гарантиро­ванной занятости, страховании от несчастных случаев, желание иметь постоянные средства существования (заработок).

3. Социальные потребности свидетельствуют о том, что чело­век — существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Мы жаждем дружбы, привязанности, любви, принадлеж­ности к сообществу, общения, участия в организациях, заботы о другом и помощи близких. Социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть рав­ным другим.

4. Престижные потребности, напротив, показывают, что чело­веку вместе с тем присуще свойство выделяться чем-либо, обго­нять других, быть не равным им, обращать на себя особое вни­мание и искать преимуществ. Стремление выделиться движет служебным ростом, желанием сделать карьеру, получить более высокие статус, престиж, признание, оценку. Их называют еще эгоистическими, или потребностями в оценке, ибо они ориенти­рованы на самого себя. Стремление, мотивация к успеху, дости­жениям, соперничеству относятся именно сюда.

5. Духовные потребности проще — это стремление к самореа­лизации, выразить через творческую активность все, на что спо­собен человек, осуществить себя. Однако духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека. А. Маслоу называл их основными, или базисными потребностями, а за их роль в стимулировании человеческой деятельности — мотиваци-онными переменными (но не мотивами в строгом смысле слова).

Первые два типа потребностей названы первичными (врож­денными), три других — вторичными (приобретенными). Взрос­лея, человек все большее значение придает вторым. Таким обра­зом, процесс духовного взросления — это процесс возвышения потребностей, т.е. замещения первичных вторичными.

Кроме них Маслоу выделял еще две потребности — когни­тивные (в приобретении новых знаний) и эстетические. Он не указал, где именно они размещаются, однако обе потребности относятся к высшим, и, по мнению ряда ученых, расположены между четвертым и пятым уровнями (см. Приложение).

Отечественные психологи, в частности А. В. Петровский, совершенно правильно полагают, что высшая пятая потреб­ность — в самореализации, это по существу потребность инди­вида стать личностью. Уже проведены некоторые эксперимен­ты, доказывающие ее наличие.

 

ДИНАМИКА ПОТРЕБНОСТЕЙ

Пружиной, своеобразным мотором, приводящим потреб­ности в движение, выступает принцип иерархии. Согласно ему, потребности каждого нового уровня становятся актуальными (насущными), заявляют о себе лишь после того, как удовлетво­рены запросы предыдущего. Мотивирующей силой обладают только неудовлетворенные потребности. Голод движет челове­ком до тех пор, пока он не утолил его. Следовательно, реаль­ный потенциал (сила воздействия) потребности есть функция от степени ее удовлетворения. Сила воздействия потребности, ее интенсивность кроме того зависят от занимаемого ею места в общей иерархии. Физиологические потребности, независимо от степени воздействия их удовлетворения, обладают большей силой воздействия, чем, например, эгоистические, занимаю­щие четвертую ступеньку. По мере продвижения вверх сила воздействия скорее убывает, нежели возрастает. Действитель­но, голодный и холодный человек вряд ли будет думать о сти­хах или наслаждаться величием классической музыки. Только одиночки способны на такие подвиги. Голод чаще о себе заяв­ляет, чем скажем, потребность в общении. Сколько вы можете пробыть без еды, не испытывая дискомфорта? А без обще­ния с другими людьми?

Оказывается, потребности не предзаложены в человеке от века, а возникают и исчезают, формируются и деформируются. Потребности можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе располагаются стихийные потребности (физи­ологические), мало поддающиеся сознательному регулирова­нию, а на другом — искусственные, созданные благодаря соци­альной среде (духовные). Они поддаются контролю со стороны сознания. Если низшие потребности присущи всем людям в равной мере, то высшие — в неодинаковой. Образованные и необразован­ные испытывают чувство голода, но вторые вряд ли испытывают острую потребность в творчестве. Неодинаково присущи людям социальные (стремление к общению) и эгоистические (намере­ние выдвинуться, сделать карьеру). Правда, причиной тому слу­жат не только социальные факторы, но и психологические осо­бенности индивида, например, любовь к уединению. В общем и целом высшие потребности сильнее дифференцируют людей, разли­чают друг от друга, нежели низшие.

И еще одна особенность, важная для объяснения челове­ческой личности: высшие потребности вносят больший вклад в формирование личности, нежели низшие. Можно выразиться еще определеннее: там, где начинаются высшие потребности, там собственно говоря начинается личность (см. рис.9). С другой стороны, чем выше уровень иерархии, тем значительнее вклад самого человека в формирование потребностей. Это и понятно, ведь потребности расположены от неконтролируемых вверх к контролируемым. В результате возникают двунаправленный процесс: потребности движут человеком, а он формирует их со­держание.

Чем выше запросы личности, тем сложнее процесс формирования потребностей. Современная молодежь, имеющая более высокий уровень образования, чаще разочаровывается в труде, если ей предоставляют путаную, однообразную работу. Ведь чем выше образование, тем выше притязания. И как следствие — более за­тяжной период выбора профессии по своему характеру, складу ума, запросам. Все чаще молодые люди связывают с выбором профессии выбор фундаментальных ценностей, ищут в ней от­вет на главные вопросы жизни.

Подавление потребностей любого уровня деформирует лич­ность и поведение. Человек с подавленными потребностями в безопасности, статусе, самореализации неполноценен. Его не­полноценность выражается в апатии, стремлении избегать ответ­ственности. Неполноценным индивид вырастает в силу соци­альных условий, например, жизни в авторитарном обществе, пребывания в тюрьме или психбольнице, а не по причине дефек­тов в психике или организме.

 

МОТИВЫ И МОТИВАЦИЯ

Мотивом принято считать любую побудительную силу пове­дения, скрывающуюся внутри нас. На первый взгляд потребнос­ти, которые также относятся к внутренним побудительным си­лам поведения, можно отождествить с мотивами, т.е. сделать два понятия синонимами.

Не только в обыденном, но и в научном словоупотребле­нии мотив понимается расширительно — как выразитель по­требностей или побуждений организма. В первой половине XX века психологи уравнивали мотивы даже с инстинктами, но, осознав неплодотворность такого подхода, свели их к потреб­ностям. Правда, разделили те и другие на две группы. У них получились первичные мотивы, соответствующие врожденным потребностям, и вторичные мотивы, соответствующие приоб­ретенным. В результате сложилась традиция расширительной трактовки мотивов в психологии. К ним относили потребнос­ти и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы, ко­роче, все, что побуждает.

Но и от этой точки зрения пришлось отказаться. И вот почему. Говоря о животных, мы применяем к ним, как и к человеку, слово "потребность": биологические потребности управляют их действиями. А применимо ли к ним понятие мотива? Нелепо зву­чит фраза "поведение кошки мотивировано поиском колбасы". Почему?;

Дело, видимо, в том, что мотив несет в себе какую-то осмыс­ленность. М. Вебер, к теории социального действия которого мы еще обратимся, выделил два обязательных условия, кото­рым должно отвечать социальное действие (т.е. человеческое поведение):

- субъективная мотивация,

- ориентация на других.

Если внутреннее или внешнее имеет субъективный смысл, т.е. цели и логика действия понимаются и осознаются человеком, то оно мотивировано. Например: пошел дождь, и все раскрыли зонтики. В этом действии нет субъективной причины. Другой пример: солнечная погода, но вы раскрыли зонтик с явным намерением либо выделиться, пооригинальничать, либо убе­речь лицо от солнца, либо вами руководят иные соображения и цели. Намерение выделиться свидетельствует о заранее постав­ленной цели, прогнозируемой реакции окружающих, свобод­ном выборе средства достижения цели. Эти моменты — осозна­ваемая цель, выбор средств, ориентация на других показывают, что мы имеем дело скорее с осмысленным, нежели мотивиро­ванным поведением.

Действительно, разбирая уголовное дело, следователь задает­ся вопросом: какие мотивы двигали преступником? Завладеть наследством, испортить имидж жертвы, свести с ним личные счеты? Он помнит заповедь: узнай мотивы, и ты установишь ви­новника, а следовательно, и причины преступления. В большин­стве своем преступления мотивированы, т.е. осмысленны, но бывают и немотивированные преступления: виновный не знает, почему он схватил нож и ударил. Следователь не находит у него разумных объяснений, т.е. мотивов.

В строгом смысле слова мотив и потребность — не одно и то же. Мотив — разумно объясненная причина поведения, осмысленное действие. Потребность ~ всего лишь ощущаемое, переживаемое состояние организма или психики, сопровождаемое дискомфортом и не имеющее субъективного смысла. Тоска по общению с близки­ми людьми (социальная потребность) или страх пройтись по ночным улицам (потребность в безопасности) суть психологи­ческие состояния, но не мотивы. Они непроизвольные, у них нет цели. Но вы превращаете потребности в мотивы, как только осознаете, в чем они состоят, на что направлены и ка"к их мож­но удовлетворить. Мотив — это потребность, переведенная выше по иерархии.

Итак, мотивы — осознанные намерения, они формируются целями и появляются не в начале, а в конце действия или акта.

 

ЦЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ

Так уж устроен человек как социальное существо, что все, что попадает в его поле зрения, до чего он касается и что вов­лекает в круг своей деятельности, наделяется значением. Значе­ние — это смысл, которым наделяются понятия и предметы, со­ставляющие социальное окружение человека, их важность, значительность, роль. Даже когда мы говорим, что данная вещь не имеет для нас значения, мы неявно помещаем ее на некоторую шкалу, или континуум значений, и придаем ей минимальную или нулевую важность. Таким образом, значение представляет со­бой континуум от 0 до 1, на котором мы располагаем элементы социальной среды (рис. 10).

Ценности располагаются по континууму ближе к правому-j краю максимальной важности. Какие только определения ни1 давали ученые понятию "ценность", и какие только типологии ценностей они ни строили: ценности — нормы, ценности — мотивы, ценности — цели, ценности — ожидания и т.п. А суть дела проста. Ценности — это то, в чем человек нуждается и чего Не имеет.

Среднее Максимальное значения значениеу него нет. То, что в избытке, мы не ценим, но то, что теряем или чего у нас нет, то ценим. Капитал, земля, полезные иско­паемые, рабочая сила дефицитны в любом обществе и для эко­номики они — основные ценности. Экономика и есть учение о том, как рационально распоряжаться этими ценностями. По­нятия прибыли, приватизации, акций и многое другое — всего лишь техническое обозначение методов, техники и способов наиболее рационального распоряжения дефицитными благами общества, т.е. экономическими ценностями.

И социология изучает ценности, но свои, социальные. Соци­альные ценности это то, что призвано удовлетворить индиви­дуальные, групповые или общественные потребности. Очевид­но, что ценности и потребности тесно связаны, это две стороны одного целого. Если потребность — побудительная сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те объек­ты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вовне. Для голодного человека хлеб — наивысшая ценность, особен­но если он долго голодал.

Ценности бывают самыми разными — материальными и ду­ховными, вполне земными и очень отстраненными. В первой по­ловине 90-х годов, когда Россию постиг экономический кризис, значительная часть населения "хотела колбасы". Так и говорили. В тот момент она была ценностью. Поскольку экономический кризис сопровождался политическим, в стране возросли полити­ческая нестабильность и преступность. Опросы населения четко показали: на первый план вышел правопорядок, спокойствие на улицах и гарантии жизни как высшая ценность. Но 10-15 лет назад, когда в стране был порядок, никто не говорил об этой цен­ности. Он не был дефицитным благом.

Роль ценностей в человеческом обществе огромна. И неуди­вительно, что они выполняют самые разные функции. Они — мастера на все руки, без них не могут обойтись. Они регулируют социальные отношения и взаимодействия людей, и в этом каче­стве их можно назвать ценностями — регуляторами. Ценности про­являют себя и в качестве фундаментальных норм, обеспечиваю­щих целостность общества. Поэтому у них есть и вторая специальность — быть ценностными нормами. Ученые находят все новые и новые занятия им. Но одно из главных занятий ценнос­тей — служить мотивом поведения. Человек стремится добыть то, в чем нуждается, что ценит, соответственно ориентирует пове­дение на конкретные ценности, причем ориентирует сознатель­но. А это и есть свойство быть мотивом поведения. Итак, в единое целое увязаны ценности, потребности и мотивы.

 

ЦЕННОСТНОЕ ЯДРО ЛИЧНОСТИ

Шкала ценностей человека стержень его личности. Мы ха­рактеризуем человека как личность (а не просто индивида) в за­висимости от того, на какие ценности он ориентируется и со­впадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признает в числе наиважнейших. Прежде всего это этические и религиозные ценности: патриотизм, справедливость, альтруизм, ненасилие и т.п. Они занимают верхнюю часть шкалы обще­ственных ценностей. Человека, у которого на шкале индивиду­альных ценностей верхнюю часть занимают те же самые ценнос­ти, мы с полным правом называем личностью. Итак, личность — это индивид, у которого субъективная и объективное шкалы ценно­стей совпадают (рис.11).

Ценностей нет у животных, и практически они отсутству­ют у младенца. Стало быть, они биологически не наследуемы. Они приобретаются в обществе — в ходе социализации. Растет человек, формируется его система ценностей. Развитая систе­ма ценностей — результат правильной социализации, а не ее предпосылка.

Рис. 11. Когда на шкале индивидуальных ценностей и на шкале общественных ценностей высшие ценности расположены наверху, а низшие — внизу, мы можем говорить о том, что этот человек — личность.

Когда мы увязывали ценности с потребностями, мы выявили лишь один аспект проблемы. На самом деле они гораздо глубже. Ценности отражают не просто дефицит, нужду человека в чем-либо, но и процесс социального сравнения.

Как, например, объяснить тот парадокс, который удалось установить одесским социологам: удовлетворенность зарплатой не зависит от среднего дохода, но зато зависит от того, сколько получают другие, "такие же работники"? [3, с.128].

По-видимому, этот парадокс открывает нам новую грань со­знания — ценностно ориентированную. Люди не просто ощуща­ют свои потребности, но и осознают их, а осознавая, сравни­вают себя с другими. Оценка себя в сравнении с другими — прежде всего стоящими на одной социальной ступеньке, т.е. "такими же, как они" — выражает стремление к самореализации и само­утверждению. Последние, рассмотренные в качестве мотивов (осознанных намерений), суть также стремления к социальному признанию и одобрению, стремления к достижению и успеху. Мы вновь столкнулись с высшими потребностями Маслоу в само­реализации, а они раскрывают специфику личности.

Если две системы ценностей — индивидуальная и обществен­ная — в зрелой личности совпадают, то ценности сами по себе можно рассматривать как открытые окна, через которые в наш внутренний мир проникает внешний мир культуры. Ценности — не только механизм, но и результат социального сравнения, спо­соб упорядочивания элементов культуры.

Человеческая культура базируется на том, что идеи, нор­мы, обычаи, правила и даже материальные памятники не на­валены хаотическим образом, а строго упорядочены. Иначе говоря, одни из них предпочитаются другим. Без определения нет ранжирования, упорядочивания ценностей по степени важности.

Предпочтение — это субъективный процесс расставления по приоритетности социальных благ. Когда у мужчин появля­ется достаточно много денег, то они, планируя трату, рас­ставляют приоритеты: к примеру, детей отправить в престиж­ную школу, жене купить стиральную машину, а любовнице украшения.

Если бы человек, подобно муравью, был запрограммирован природой, у него никогда не появились ценности. С другой стороны, если бы он был запрограммирован обществом, наподо­бие "нумеров" в романе-антиутопии Е. Замятина "Мы", то у него сформировалась одномерная шкала ценностей. Общество все спланировало и расставило по местам, иначе говоря, про­вело процесс оценивания вместо него: приоритетными оказа­лись бы коллективные ценности, неприоритетными — индиви­дуальные. Поведение человека в такой ситуации легко прогнозируется. Он не колеблется в своем выборе и в своих дей­ствиях потому, что свободы выбора его как раз лишили.

В нормальном обществе с нормальными гражданами шкала индивидуальных ценностей жестко не закреплена. Это значит, что ценности постоянно переходят с одного уровня на другой, что на одном уровне может находиться сразу несколько альтер­нативных ценностей. Это многомерная шкала индивидуальных ценностей, соответствующих свободе выбора, предоставляемой открытым, демократическим обществом (рис.12).

Подведем итоги. Ядро человеческой личности образуют (рис. 13):

Рис. 13. Ядро человеческой личности состоит из шкалы ценно­стей, мотиваций достижения самореализации, свободы выбора и воли.

 

САМООЦЕНКА

От ценностей надо отличать оценки и самооценку. Самооценка — элемент самосознания, состояний в соотнесении или сравнении своих качеств-способностей, социального положения, успеха, привлекательности, морального облика с качествами дру­гих людей. Каждое по отдельности и все вместе качества имеют свои специфические и, конечно же, субъективные способы из­мерения. Субъективная шкала оценки самого себя у каждого че­ловека своя, но в общем она имеет три основных деления: высо­кая, средняя, низкая. Середина шкалы означает "быть как все", "то же, что и у других".

Обычно субъективная шкала оценок сопоставляется с -объек­тивной тем, как оценивают нас другие. Как правило, мы реа­гируем лишь тогда, когда оценки на двух шкалах не совпадают, но редко реагируем, когда они совпадают. Совпадение и несовпа­дение вызывает различные ответные действия.

 

Поясняющий пример

Рассмотрим две ситуации. Главным действующим лицом в них выступает нерадивая уборщица. В первом случае, после пло­хой уборки помещения магазина, продавцы высказали ей все, что думают о ней: "Ты неряха, вечно у тебя все плохо. Вот и вчера ты оставила пыль и грязные пятна на прилавке". Во вто­ром случае продавцы сдержали эмоции: "Ты хороший работ­ник, и обычно у тебя все великолепно получается, но вчера тебе кое-что не удалось. Но ты исправишься, ведь на тебя это не похоже".

В первом случае уборщице была дана низкая объективная оценка, которую она и заслуживала. Во втором ей сказали наме­ренную ложь, явно завысив оценку. Как вы думаете, в каком случае продавцы поступили правильно? Конечно, во втором, ибо работница тут же взялась за тряпку. В первом же случае она бросила равнодушный взгляд на коллег и в сердцах промолвила:

"А другого я от вас и не ожидала. Как ни старайся, на вас не угодишь".

Поскольку каждый из нас автоматически завышает свою са­мооценку, во втором случае она приблизилась к объективной оценке, но не достигла ее. Последняя была выше. Оказывается, люди о ней думают лучше, чем она сама о себе. Эта реакция и воодушевила ее на исправление недостатков в работе.

Поясняющий пример показывает, как действует расхождение самооценки и объективной оценки. Если вторая ниже первой, несовпадение затормаживает позитивное действие и порождает установку на негативное действие. Если вторая выше первой, расхождение, напротив, подкрепляет установку на позитивное действие. Назовем первый тип несовпадения негативным расхож­дением, а второй — позитивным.

Как показывают эксперименты, позитивное расхождение:

- способствует повышению самооценки;

- стимулирует сотрудничество и кооперацию;

- подталкивает личность к саморазвитию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...