Лидеры общественного мнения
РАЗНООБРАЗИЕ ДЕВИАНТНОСТЬ КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ ПОДРОСТКОВАЯ ДЕВИАНТНОСТЬ
Литература 1. Кравченко А. И. Введение в социологию. — М., 1994. 2. Ручка А. А. Социальные ценности и нормы. — Киев, 1976. 3. Шибутани Т. Социальная психология. — М., 1969. 4. Смелзер Н. Социология. — М., 1994. 5. Дюркгейм Э. Норма и отклонения // Рубеж. — №2.1992. 6. Социальные отклонения. — М., 1989. ГЛАВА 7. КУЛЬТУРА И ЯЗЫК ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ Некоторые ученые считают, что общество существует и у животных: групповая жизнь, взаимодействие, конфликты, общение позволяют так думать. Но вот чего у них, вне всяких сомнений, нет, так это культуры. Ее содержание составляют обычаи, нравы, законы, этикет, символы и многое другое, что возникло благодаря мышлению, сознанию и языку, которые совершенно отсутствуют у представителей животного мира. Культура — чисто человеческий образ жизни. Культуры нет у животных, как нет людей, не имеющих культуры. Культуру определяют по-разному. В одном случае о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение [l.c.330]. В другом ее сводят к совокупности материальных и духовных памятников, символов, обычаев. В Приложении вы познакомитесь с разнообразием мнений ученых. А начнем мы с того, что подчеркнем различие между двумя важнейшими понятиями — обществом и культурой. общество — совокупность людей, культура — совокупность идей (материализованных и нематериализованных), носителем которых выступает язык.
МНОГООБРАЗИЕ ЗНАЧЕНИЙ КУЛЬТУРЫ Культура имеет множество значений. Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление.
Не только в нашей стране, но и в других странах существуют министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т.д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей. Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации. Мы говорим об элитарной культуре, русской культуре, русской зарубежной культуре, культуре молодежи, культуре рабочего класса и др. В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений. Мы употребляем выражения "культурный человек" в значении воспитанный, "культура рабочего места" в значении опрятно прибранное, чистое функциональное пространство. "Уровне-вый" смысл мы вносим в понятие "культура", когда культуру противопоставляем бескультурью — отсутствию культуры. Для многих из нас культурным является человек, который может поговорить о Бетховене, Достоевском и Пикассо. Подобное толкование, пришедшее к нам из XVIII века, по существу уравнивает "культурность" с "воспитанностью" и "цивилизованностью". Для большинства антропологов в XX веке "цивилизация" обозначала особый, высший тип культуры. Для социологов цивилизация не эквивалентна культуре, а выражение "отсутствие культуры" бессмысленно. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.
ПРЕДПОСЫЛКИ КУЛЬТУРЫ Предметы, окружающие человека, не остаются безымянными. Он наделяет их именами, смыслом и значением в зависимое-1 ти от того, в каких целях эти предметы использует. Поскольку один и тот же предмет может служить разным целям, он наделяется несколькими значениями. Так, обыкновенная вода может служить:
- средством утоления жажды, - способом получения электроэнергии, - средством транспортировки грузов, - религиозным символом, - санитарно-гигиеническим средством, - местом развлечения, игр, отдыха, - границей, отделяющей одну территорию от другой и т.д. Наделяемые значениями и именами предметы составляют тело культуры. Те предметы, которые по разным причинам не получили значения, т.е. не очеловечены, остались за рамками культуры. Со временем все, до чего добрался человек, даже отдаленные звезды или редкие виды бабочек, включаются в культурный контекст. В этом смысле животные существуют в необозначенном, неназванном мире. В их измерении нет символов, смыслов, значений, названий, имен. Поэтому у них нет культуры и нет средства, с помощью которого они могли бы выразить все это — языка. Более того, у животных нет инструмента, с помощью которого создается язык, а именно мышления. Итак, вывод: культура — это то, что выделяет человеческое общество из животного мира. Она — искусственно созданная — при помощи языка, мышления и символических значений — среда.
АККУЛЬТУРДЦИЯ РЕЛИГИИ Возможно ли такое и что оно означает? По телевидению, особенно в субботнее утро, миллионы россиян наблюдают за тем, как западные проповедники несут свет истины своей религии телезрителям. Именно в западных проповедниках нас поражает умение разговаривать с молодежью на доступном ей языке. Примеры борьбы сил добра и зла не абстрактны, а вполне конкретны, убедительны, современны. Такое ощущение, что седовласые мудрецы всю жизнь только и делали, что жили среди молодежи или долго ее исследовали. Тут самые животрепещущие для нее темы: наркомания, секс, алкоголизм, независимость от взрослых, насилие, романтизм и дружба. Это не заигрывание с молодежью. Это — аккультурация религии, т.е. проникновение религиозного учения в культурную жизнь нации либо большой социальной группы, облачение религиозного содержания в современные культурные формы. В средневековье этого делать, кстати сказать, не приходилось. А все почему? Да потому, что сакральное (посмотрите в словаре значение термина) и повседневное были слиты воедино. Господство религии буквально во всех сферах жизни имело и положительную сторону: молодежь прекрасно понимала специальный язык проповедников. Для общения им не нужен был переводчик.
Поясняющий пример 19-летний американский парень Рой любил играть на гитаре и посвящал этому все свободное время. Постепенно он образовал рок-группу, которая колесила по стране с концертами. Деньги потекли рекой. Рой стал миллионером, забросил учебу и начал всерьез задумываться о карьере рок-звезды. У него испортились отношения с родителями. Рой стал не в меру агрессивным и раздражительным. Рой с дружками вел безрассудный образ жизни. Но однажды он понял, что катится в пропасть и попросил Христа: "Господи, если Ты меня еще любишь, сделай так, чтобы я возненавидел свою игру". Так и произошло. Рой встал на путь истины и через некоторое время ему удалось поправить дела в колледже. Он регулярно выступал в церковном хоре. Сегодня Рой ведет образ жизни истинного христианина. Люди искренне уважают его, а сам он ничуть не жалеет о произошедших с ним переменах.
ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элементами, или чертами культуры. Они образуют состав культуры и делятся на материальные и нематериальные. Совокупность первых создает особую форму культуры — материальную культуру. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами): паровая машина, книга, погребение, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.
Совокупность вторых образует нематериальную, или духовную культуру: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они — тоже результат деятельности людей (и тоже артефакты), но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением. Черты одной культуры выражаются через черты другой. Так, церемония, как любой нематериальный объект, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия — через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — ритуальное символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, без участия материального посредника — галстука. Элементом культуры может быть плуг, паровая машина, теория относительности, идея равенства и справедливости, традиция гостеприимства и т.п. Одни элементы существуют в одиночестве, другие, наподобие центра притяжения, организуют вокруг себя совокупность новых элементов. Во втором случае говорят о культурном комплексе. культурный комплекс — совокупность культурных черт, или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Примером служит спортивная игра, в частности футбол. С ним связаны: стадион, болельщики, рефери, спортивная одежда, мяч, пенальти, форвард, билеты и многое другое. Появление плуга произвело подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствования миллионов людей. Не меньшее значение имело изобретение книгопечатания и паровой машины. Не столь яркими, но не менее важными оказались в свое время идея введения званий и титулов, идея наследования имущества или обряд инициации (посвящение юношей во взрослые). Они вызвали к жизни новые социальные институты, формы власти, системы вознаграждения, законы. Сделаем вывод: культура делится на материальную и нематериальную. Первокирпичиками той и другой выступают черты культуры. Другое название им — артефакты, ибо это искусственно созданные вещи и идеи. Выделим ключевые понятия: ТЕЛО КУЛЬТУРЫ КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС СОСТАВ КУЛЬТУРЫ МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АРТЕФАКТЫ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|