Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лидеры общественного мнения




РАЗНООБРАЗИЕ

ДЕВИАНТНОСТЬ

КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ

ПОДРОСТКОВАЯ ДЕВИАНТНОСТЬ

 

Литература

1. Кравченко А. И. Введение в социологию. — М., 1994.

2. Ручка А. А. Социальные ценности и нормы. — Киев, 1976.

3. Шибутани Т. Социальная психология. — М., 1969.

4. Смелзер Н. Социология. — М., 1994.

5. Дюркгейм Э. Норма и отклонения // Рубеж. — №2.1992.

6. Социальные отклонения. — М., 1989.


ГЛАВА 7. КУЛЬТУРА И ЯЗЫК

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Некоторые ученые считают, что общество существует и у жи­вотных: групповая жизнь, взаимодействие, конфликты, общение позволяют так думать. Но вот чего у них, вне всяких сомнений, нет, так это культуры. Ее содержание составляют обычаи, нравы, законы, этикет, символы и многое другое, что возникло благода­ря мышлению, сознанию и языку, которые совершенно отсут­ствуют у представителей животного мира.

Культура — чисто человеческий образ жизни. Культуры нет у животных, как нет людей, не имеющих культуры. Культуру опре­деляют по-разному. В одном случае о ней говорят как о совокупно­сти форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение [l.c.330]. В другом ее сводят к совокупности материальных и духов­ных памятников, символов, обычаев. В Приложении вы познакоми­тесь с разнообразием мнений ученых.

А начнем мы с того, что подчеркнем различие между двумя важнейшими понятиями — обществом и культурой. общество — совокупность людей, культура — совокупность идей (материали­зованных и нематериализованных), носителем которых высту­пает язык.

 

МНОГООБРАЗИЕ ЗНАЧЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Культура имеет множество значений.

Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление.

Не только в нашей стране, но и в других странах существуют министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновни­ков, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, те­атры, музеи и т.д., занимающиеся производством и распростра­нением духовных ценностей.

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации.

Мы говорим об элитарной культуре, русской культуре, рус­ской зарубежной культуре, культуре молодежи, культуре рабо­чего класса и др.

В-третьих, культура выражает высокий уровень качественно­го развития духовных достижений.

Мы употребляем выражения "культурный человек" в значе­нии воспитанный, "культура рабочего места" в значении опрят­но прибранное, чистое функциональное пространство. "Уровне-вый" смысл мы вносим в понятие "культура", когда культуру противопоставляем бескультурью — отсутствию культуры.

Для многих из нас культурным является человек, который может поговорить о Бетховене, Достоевском и Пикассо. Подоб­ное толкование, пришедшее к нам из XVIII века, по существу уравнивает "культурность" с "воспитанностью" и "цивилизо­ванностью". Для большинства антропологов в XX веке "цивили­зация" обозначала особый, высший тип культуры. Для социоло­гов цивилизация не эквивалентна культуре, а выражение "отсутствие культуры" бессмысленно. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.

 

ПРЕДПОСЫЛКИ КУЛЬТУРЫ

Предметы, окружающие человека, не остаются безымянны­ми. Он наделяет их именами, смыслом и значением в зависимое-1 ти от того, в каких целях эти предметы использует. Поскольку один и тот же предмет может служить разным целям, он наделяется несколькими значениями. Так, обыкновенная вода может служить:

- средством утоления жажды,

- способом получения электроэнергии,

- средством транспортировки грузов,

- религиозным символом,

- санитарно-гигиеническим средством,

- местом развлечения, игр, отдыха,

- границей, отделяющей одну территорию от другой и т.д.

Наделяемые значениями и именами предметы составляют тело культуры. Те предметы, которые по разным причинам не получили значения, т.е. не очеловечены, остались за рамками культуры.

Со временем все, до чего добрался человек, даже отдален­ные звезды или редкие виды бабочек, включаются в культурный контекст.

В этом смысле животные существуют в необозначенном, не­названном мире. В их измерении нет символов, смыслов, значе­ний, названий, имен. Поэтому у них нет культуры и нет сред­ства, с помощью которого они могли бы выразить все это — языка. Более того, у животных нет инструмента, с помощью ко­торого создается язык, а именно мышления.

Итак, вывод: культура — это то, что выделяет человеческое об­щество из животного мира. Она — искусственно созданная — при помощи языка, мышления и символических значений — среда.

 

АККУЛЬТУРДЦИЯ РЕЛИГИИ

Возможно ли такое и что оно означает? По телевидению, особенно в субботнее утро, миллионы россиян наблюдают за тем, как западные проповедники несут свет истины своей рели­гии телезрителям. Именно в западных проповедниках нас пора­жает умение разговаривать с молодежью на доступном ей языке. Примеры борьбы сил добра и зла не абстрактны, а вполне кон­кретны, убедительны, современны. Такое ощущение, что седов­ласые мудрецы всю жизнь только и делали, что жили среди мо­лодежи или долго ее исследовали. Тут самые животрепещущие для нее темы: наркомания, секс, алкоголизм, независимость от взрослых, насилие, романтизм и дружба.

Это не заигрывание с молодежью. Это — аккультурация ре­лигии, т.е. проникновение религиозного учения в культурную жизнь нации либо большой социальной группы, облачение религиозного содержания в современные культурные формы. В средневе­ковье этого делать, кстати сказать, не приходилось. А все по­чему? Да потому, что сакральное (посмотрите в словаре зна­чение термина) и повседневное были слиты воедино. Господство религии буквально во всех сферах жизни имело и положительную сторону: молодежь прекрасно понимала спе­циальный язык проповедников. Для общения им не нужен был переводчик.

 

Поясняющий пример

19-летний американский парень Рой любил играть на гитаре и посвящал этому все свободное время. Постепенно он образо­вал рок-группу, которая колесила по стране с концертами. Деньги потекли рекой. Рой стал миллионером, забросил учебу и начал всерьез задумываться о карьере рок-звезды. У него ис­портились отношения с родителями. Рой стал не в меру агрес­сивным и раздражительным. Рой с дружками вел безрассудный образ жизни.

Но однажды он понял, что катится в пропасть и попросил Христа: "Господи, если Ты меня еще любишь, сделай так, что­бы я возненавидел свою игру". Так и произошло. Рой встал на путь истины и через некоторое время ему удалось поправить дела в колледже. Он регулярно выступал в церковном хоре. Сегодня Рой ведет образ жизни истинного христианина. Люди искренне уважают его, а сам он ничуть не жалеет о произошедших с ним переменах.

 

ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ

Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшая­ся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исход­ные клеточки, или первокирпичики.

Такие базисные единицы культуры называют элементами, или чертами культуры. Они образуют состав культуры и делятся на материальные и нематериальные.

Совокупность первых создает особую форму культуры — ма­териальную культуру. Она включает физические объекты, создан­ные человеческими руками (их называют артефактами): паровая машина, книга, погребение, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое.

Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполня­ют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Совокупность вторых образует нематериальную, или духовную культуру: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведе­ния, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.

Они — тоже результат деятельности людей (и тоже артефак­ты), но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Немате­риальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются челове­ческим общением.

Черты одной культуры выражаются через черты другой. Так, церемония, как любой нематериальный объект, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия — через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — ритуальное символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, без участия мате­риального посредника — галстука.

Элементом культуры может быть плуг, паровая машина, те­ория относительности, идея равенства и справедливости, тради­ция гостеприимства и т.п. Одни элементы существуют в одиноче­стве, другие, наподобие центра притяжения, организуют вокруг себя совокупность новых элементов. Во втором случае говорят о культурном комплексе.

культурный комплекс — совокупность культурных черт, или элементов, возникших на базе исходного элемента и функцио­нально с ним связанных.

Примером служит спортивная игра, в частности футбол. С ним связаны: стадион, болельщики, рефери, спортивная одеж­да, мяч, пенальти, форвард, билеты и многое другое. Появление плуга произвело подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствования миллионов людей. Не меньшее значение имело изобретение книгопечатания и паровой машины. Не столь яркими, но не менее важными оказались в свое время идея введения званий и титулов, идея наследования имуще­ства или обряд инициации (посвящение юношей во взрослые). Они вызвали к жизни новые социальные институты, формы вла­сти, системы вознаграждения, законы.

Сделаем вывод: культура делится на материальную и немате­риальную. Первокирпичиками той и другой выступают черты культуры. Другое название им — артефакты, ибо это искусствен­но созданные вещи и идеи.

Выделим ключевые понятия:

ТЕЛО КУЛЬТУРЫ

КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС

СОСТАВ КУЛЬТУРЫ

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

АРТЕФАКТЫ

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...