Культурно-речевая стратификация
Речевая культура, стиль и богатства языка различны у разных социальных групп. У дипломатов, сельских учителей, юристов, водителей или актеров различается культурно-речевая среда, ибо различаются их уровень образования, сфера общения, доступ к культурным ценностям (картинным галереям, музеям, театрам, музыке, книгам). Язык не только дифференцирован (разнообразен у социальных групп), но и стратифицирован по уровням на высшие и низшие формы. Выделяют следующие основные формы языка: - литературный язык - народно-разговорный язык - просторечие - территориальные диалекты - социальные диалекты [5, с.46]. Формы языка иерархически связаны между собой как более совершенные и менее совершенные. Литературный язык — главная форма существования национального языка, воплотившая в себе все духовные достижения народа, превосходящая другие богатством, обработан ностью и строгостью. Им владеет высокообразованная часть общества. Народно-разговорный язык — стилистически более сниженная, менее нормированная форма языка. У нее самый широкий языковой коллектив, она доступна индивидам с любым уровнем образования. Просторечие — нелитературный стиль обиходно-разговорной речи. По составу носителей это язык не- или малообразованных слоев города, и в основном форма речи старшего поколения. Просторечие — совокупность особенностей речи лиц, не вполне владеющих нормами литературного языка [6, с.2]. В XIX веке русское просторечие было языком городских масс. В тот период ученые выделяли, в частности, городской мещанский говор, говор низших слоев, говор необразованных классов. До возникновения капитализма не было просторечия. Оно — дитя урбанизации.
Территориальный диалект (ТД) — бесписьменная форма языка, ограниченная бытовой сферой общения, одним географическим районом и социальным классом, а именно крестьянством. Диалекты — исторически самая ранняя форма языка, сложившаяся еще при родо-племенном строе и сохранившаяся ныне в основном в сельской местности. На Земле около 3000 языков, из них лишь 300 имеют письменность, следовательно, 2700 языков существуют в виде диалектов. Социальные диалекты (СД), или социолекты — условные языки (арго) и жаргоны. Носители СД — городские социальные группы. Ученые различают сословные, профессиональные, половозрастные и другие социолекты. Классификация социолектов включает: 1. Профессиональные "языки" — набор разрозненных слов и сочетаний, вклинивающихся в обиходный язык. Их называют лексическими системами, или профессионализмами. Практически у каждой профессии — рыболова, сапожника, охотника или гончара — свой "язык". 2. Корпоративные жаргоны — параллельный ряд слов и выражений, синонимичных основному языку. Жаргон —лингвистическое проявление субкультуры (подростковой, студенческой, армейской, спортивной). Он родился из стремления дать обычным словам необычные синонимы. Так, основное слово "голова" приобретает дубликаты: котелок, черепок, тыква, кочан и т.д. Жаргонизмы охватывают широкий спектр явлений: одежду, поведение, учебу, быт, отдых, спорт, любовь. Сюда же относится молодежный сленг. 3. Условные языки (арго) — лексические системы, выполняющие конспиративные функции тайного языка, непонятного для посвященных. Его вырабатывают группы, сознательно стремящиеся изолироваться от окружающих. Цели засекречивания — сохранения "тайн" ремесла, защита в условиях бродячей жизни, желание показать языковое превосходство. Арго распространен у ямщиков, каменщиков, бондарей, сезонных рабочих, представителей тайных сообществ, юношей, проходящих обряд инициации (Африка).
4. Жаргон деклассированных — экспрессивно-эмоциональная лексика, стилистически сниженная, грубая, вульгарная речь, изобилующая словами с резко отрицательным содержанием. Жаргон служит средством общения внутри группы деклассированных элементов, опознания "своих" в качестве своеобразного пароля, выражения негативного отношения к социально одобренным ценностям, официальным институтам власти. Воровской жаргон — яркий образец жаргона деклассированных элементов общества. Он выражает специфическую мораль, противостоящую общечеловеческой морали. Слова-жаргонизмы: хруст (рубль), башли (деньги), клифт (пиджак), кореш (друг), лабух (музыкант). Такова в общих чертах социальная стратификация русского языка — разновидность социальной стратификации общества. Она раскрывает иерархическую структуру общества и его культуры. В частности, очень многое сообщает социологу сословная дифференциация русских имен.
Поясняющий пример Так, в сословном обществе сословны даже имена. В XVIII веке у русских крестьянок были в ходу такие имена, как Василиса, Мавра, Федосья и Фекла, а у дворянок: Александра, Екатерина, Елизавета, Мария, Наталья, Ольга, Юлия [7, с.54]. Мы знаем, какие женские имена распространены сегодня: Наталья, Екатерина, Ольга, Татьяна. Мы также знаем, какое сословие они раньше характеризовали. Сравнивая прошлое и настоящее, мы без труда обнаружим тот культурный вектор, который указывает направление развития российского общества. В заключение выделим ключевые понятия: КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК НАРОДНО-РАЗГОВОРНЫЙ ЯЗЫК ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ДИАЛЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫЕ ДИАЛЕКТЫ ЖАРГОН ДЕКЛАССИРОВАННЫХ КОРПОРАТИВНЫЕ ЖАРГОНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ "ЯЗЫКИ" УСЛОВНЫЕ ЯЗЫКИ ПРОСТОРЕЧИЕ Литература
1. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2, М., 1992. 2. Green A. Sociology. N.Y., 1968. 3. Левада Ю. Статьи по социологии. М., 1993. 4. Белл Р. Т. Социолингвистика / Пер. с англ. М., 1980. 5. Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. М., 1987. 6. Городское просторечие. Проблемы изучения. М., 1984.
7. Никонов В.А. Имя и общество. М., 1974. 8. Сепир Э. Язык / Пер. с англ. М., Л.: Соцгиз. 1934, 233с.
ГЛАВА 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ Общество — совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Группа — фундамент человеческого общества, поскольку само оно — одна из групп, но только самая большая. Численность групп на Земле превышает численность индивидов. Такое возможно потому, что один человек способен состоять сразу в нескольких группах. Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Таковыми являются пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и некоторые другие. Социальная группа — это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа — это еще и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы. Мы рассмотрим такие формы коллективного поведения, как толпа, публика, паника, слухи, бунт и другие.
ЗНАЧЕНИЕ ГРУППЫ Социальный мир отличается от природного очень многим. У него своя собственная топография, где помечены точки искривления, сгущения и разряжения. Оказывается, у него также своеобразная метрика. Например, количество звезд на небе превышает число возможных звездных скоплений, а число элементов всегда больше числа множеств, групп и классов, в которые они реально входят. Так в природном мире. Но человеческое общество в этом смысле представляет исключение.
Справка Оказывается, совокупная численность человеческих групп на | Земле превышает численность населения в 1,5 — 2 раза. Так, на i планете проживает более 5 млрд. человек, а количество групп, по оценкам специалистов, доходит до 8—10 млрд. И все это возможно благодаря тому, что один индивид может состоять в 5 — 6, группах. Не только общество, но и отдельный человек, живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека — способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Иначе говоря, закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от нее, возможно, в большей мере, чем обезьяны, носороги, волки или моллюски. Люди выживают только сообща.
Таким образом, изолированный индивид — скорее исключение, нежели правило. Уже в древности люди жили группами: мобильные сообщества первобытных охотников и собирателей численностью в 20 — 30 человек, ведущих бродячий образ жизни, передвигались по планете в поисках пищи. И сегодня человек не мыслит себя вне группы. Он — член семьи, ученического класса, молодежной тусовки, производственной бригады, спортивной команды.
ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ГРУППЕ В самом начале книги — в параграфе о предмете социологии — мы говорили о том, что его первокирпичиками выступают статус и роль. Действительно, оба понятия красной нитью прошли через весь учебник. И вновь мы встречаемся с ними, но в новом качестве. Говоря о статусе, мы подчеркивали, что он обозначает социальное положение индивидов, иными словами, принадлежность к определенной социальной группе. Простейшее на первый взгляд слово "принадлежность" таит в себе множество значений. Одни считают принадлежностью активное участие во всех сферах деятельности группы. Другие — лишь то, что формально числятся в группе или организации. Таким образом, принадлежность — это целый континуум переходных форм от активного взаимодействия до мысленного отождествления себя с группой (т.е. идентификация). Но оказывается есть еще одна разновидность принадлежности, о которой человек иногда и не подозревает. К примеру, социологи провели массовое обследование и установили численное распределение в обществе: а) неженатых молодых мужчин, б) молодых девушек и незамужних женщин, в) одиноких женщин среднего возраста без специальности, г) пожилых людей, переезжающих из села и село к взрослым детям [1, с. 185]. Понятно, что в повседневной жизни никто из нас не задумывается да и не знает о том, что, оказывается, он принадлежит к одной из таких групп. Термин "принадлежность" употреблен уже к ином, статистическом значении. Для конкретного человека такая принадлежность вещь не реальная. Она реальна, значима и нужна только социологу или статистику. Таким образом, принадлежность может быть реальной, так или иначе осознаваемой и обозначаемой индивидом, а может быть не реальной, никак не осознаваемой, используемой учеными в качестве критерия классификации людей по категориям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|