Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компьютерный язык, или современные Маугли




Сегодня появляются дети, которые усваивают язык не от ро­дителей, а от компьютера. Компьютерный язык содержит точные определения слов, но не содержит их живой смысл. В компьютер­ных словах лишь тот смысл, какой заложил в них программист.

Детишки понимают язык только в рамках компьютерной про­граммы. Их называют современными Маугли. Правда, роль вол­ков выполняет компьютер.

Язык — это набор передаваемых через культуру моделей пове­дения, общих для самой большой группы индивидов, т.е. общества [4,с.ЗО].

 

Справка

Пример языковых сообществ: из 1500 языков 22 принадлежат 75% человечества, а 7 языков — 50% человечества. Множествен­ность языков обратно пропорциональна количеству людей, ко­торые на них говорят. Так же обстоит дело с культурой.

Итак, наш обычный язык, оказывается совершенно необычным. Он — праматерия культуры. Покупаю. Продаю. Разумеется, культура состоит не только из слоев, она включает: обычаи, традиции, нормы, символы. Но язык стоит особняком. Он – центр, фундамент, предпосылка всех предпосылок.

При помощи языка мы фиксируем символы, нормы, обычаи. На языке мы передаем информацию и научные знания, а что еще важнее — модели поведения от ровесника к ровеснику, от старшего к младшему, от родителей к детям. Так происхо­дит социализация, а она, как выяснилось, включает усвоениекультурных норм и освоение социальных ролей, т.е. как раз моделей поведения.

Сделаем выводы: язык интересует социологию как совокуп­ность моделей поведения и символов. Это социальный конст­рукт, появившийся на заре человеческой истории.

 

КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЙ СТАТУС

Оказывается, у каждой социальной группы, как утверждает социолингвистика, свой язык. Она изучает социальную дифферен­циацию языка в зависимости от его носителей (рабочих, молоде­жи, интеллигенции и т.д.), взаимосвязь между структурой языка и социальной структурой, проблемы языкового и социального поведения.

Молодежный сленг характеризует совершенно определенную возрастную группу. То же самое можно сказать о воровском жар­гоне, территориальных и социальных диалектах.

У каждого человека есть не только социальный, но и куль­турно-речевой статус.

культурно-речевой статус обозначает принадлежность к конк­ретному типу языковой культуры высокому литературному языку, просторечию, диалекту.

Две-три фразы, содержащие элементы просторечия, воровс­кого жаргона или высокого литературного стиля, безошибочно свидетельствуют не только о культурно-речевом статусе говоря­щего, но и о его образе жизни, условиях воспитания, социаль­ном происхождении.

 

Поясняющий пример

Когда мы слышим "покалякать", "сапогов", "хапнуть" или "сперва", мы должны знать, что:

по форме речи это просторечие;

по культурному статусу это выражения, характеризующие невысокий уровень образования (не более 4-6 классов);

по социальному положению говорящий относится к низшему классу.

Необразованный человек не замечает своей неграмотности. Он пользуется доступными ему средствами, подбирает слова стихийно. Напротив, культурный человек сознательно решает, как ему лучше выражаться [5, с.56].

По употребляемым словам и выражениям можно судить о том:

- из какого социального слоя происходит говорящий,

- где именно он жил (город, село, область),

- в каких условиях происходила социализация, т.е. кто и как на него влиял,

- какие книги он читал,

- с кем дружил и т. п.

Чем старше человек, чем шире его жизненный опыт, тем с большим числом языковых систем ему доводилось сталкиваться.

Таким образом, в одном социокультурном пространстве, на территории одной страны существует множество языковых сис­тем. Один человек может быть участником нескольких языковых систем и входить в разные речевые общности, подобно тому как один индивид имеет несколько социальных статусов и входит в разные большие группы.

Одна из таких групп — речевая общность (языковой коллектив). Ее составляют носители и трансляторы данной формы языка.

Так, например, речевой общностью воровского жаргона вы­ступают не только воры, но и все те, кто пользуется, понимает и употребляет его.

Сделаем выводы: культурно-речевой статус — еще одна и очень важная характеристика социального статуса, несущая ги­гантскую познавательную информацию о человеке. Носителями такого статуса выступают речевые общности — большие соци­альные группы людей.

Выделим ключевые понятия:

КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЙ СТАТУС

РЕЧЕВАЯ ОБЩНОСТЬ

 

КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВАЯ СРЕДА

Под культурно-речевой срвдой понимается речевая общность людей, говорящих на определенном языке, и совокупность использу­емых этой общностью культурных элементов (обычаев, тради­ций, символов, ценностей, норм).

Семья, половозрастная группа, социальный слой или класс являют собой разновидности культурно-речевой среды.

Культурно-речевая среда выступает средой социализации и од­новременно — средой консолидации людей. Таковы ее важнейшие функции.

В семье или на работе среда общения определяет тематику разговора, стиль и содержание речи, ее ритмику, частоту, пос­ледовательность. Несомненно, речевое общение регулируется нормами и правилами, принятыми в данной среде. Например, дети не должны вмешиваться в разговор старших членов семьи, начальник имеет право разговаривать с подчиненным в повели­тельном тоне.

Содержание и организацию культурно-речевого поведения людей рейдируют привычки, манеры, этикет и кодекс.

привычки — твердо усвоенные образцы поведения; возникаю­щие в результате долгого повторения и выполняющиеся автома­тически, бессознательно.

Привычка спать лежа, разговаривать преимущественно стоя, есть сидя, осторожно ставить бьющиеся предметы, закрывать за собой дверь суть коллективные, или групповые привычки, усво­енные нами через социализацию. Привычка — жесткая схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях.

манеры — стилизованные схемы (стереотипы) привычного по­ведения.

Закрывать за собой дверь — привычка. Но сделать это можно по-разному: придерживая рукой, хлопнув со всей силой. Окли­кать по имени — речевая привычка. Но то, как это делается (грубо или вежливо, по фамилии или имени-отчеству и т.д.), относится уже к манерам. Манеры могут быть грубыми и вос­питанными, светскими и повседневными. Они базируются на привычках, но выражают внешние формы поведения. Харак­терная деталь манеры — стилизация поведения, т.е. превраще­ние привычного действия в образную систему действий, под­черкивающих что-либо (намерение, цель). Манеры делают поведение выразительным или выражающим какой-либо смысл, символизирующим нечто.

Этикет — принятая в особых социальных и культурных кругах система правил стилизованного поведения, иначе говоря, комп­лекс манер.

Особый этикет, в том числе речевой, существовал при королевских дворах, в дипломатических кругах, светских са­лонах. Этикет содержит особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. В прошлом он характеризовал высшие слои обще­ства и относился к элитарной культуре. Целовать руку даме, непременно говорить ей изысканные комплименты, здоро­ваться, приподнимая шляпу — обязательные манеры светс­кого этикета. Этикет предписывал правила должного поведе­ния для высших кругов общества. Сегодня он трактуется шире. Этикет перестал служить исключительной формой по­ведения, он характеризует поведение представителя любого слоя общества. Изменилась его функция: он отличает воспи­танного человека от невоспитанного. Но в любом случае эти­кет, как свод правил, касается внешнего проявления внут­реннего отношения к людям.

кодекс — свод законов, т.е. систематизированный единый за­конодательный акт, регулирующий однородную область обще­ственных отношений (гражданский и уголовный кодекс).

В Древнем Риме "кодекс" обозначал ствол дерева, а в пере­носном смысле — книгу (вначале только из дощечек, натертых воском). В переносном смысле кодекс означает совокупность правил, убеждений, регулирующих поведение и речевой словарь индивида.

Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, которые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство или доброе имя. Все они не биологического, а социального происхождения. Честь может быть родовой, семейной, сословной и индивидуальной. Родовая честь выступает моральным символом, дополняющим социальные символы, в частности, дворянское звание, фор­мальные атрибуты власти — герб, титул, должность.

В европейской аристократической культуре понятие чести оказалось центральным элементом. Кодекс чести предписывал вызвать на дуэль обидчика и в равном поединке отомстить ему. Высшей ценой — собственной жизнью — платили за честь. Про­стые люди тоже высоко ценили честь, о чем свидетельствуют выражения "девичья честь", "честное имя", "честь организа­ции". У некоторых современных народов, особенно в самом низу социальной пирамиды, сохранился пережиток родового общества — кровная месть, также связанная с защитой чести и имущества.

Выделим ключевые понятия:

КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВАЯ СРЕДА

МАНЕРЫ

ЭТИКЕТ

КОДЕКС

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...