Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гендерный аспект российского образования




 

К социальным противоречиям российского общества последних 10-15 лет целесообразно отнести открытие больших возможностей для самореализации личности в условиях перехода к рыночным отношениям, с одной стороны, и высокий коэффициент невостребованности творческого потенциала огромного количества людей, с другой. Особенно ярко это противоречие проявляется в женском социуме.

Современные российские женщины практически вытеснены из сферы управления политикой, экономикой, бизнесом, наукой, лишены доступа к финансовым и природным ресурсам, высокооплачиваемым рабочим местам, немаловажную роль сыграли системы мотиваций и ценностей общества, господствующие в массовом сознании стереотипы мужественности и женственности, статусные роли полов в обществе.

К сожалению, в нашей стране гендерные педагогические исследования пока не получили должного распространения, хотя, как мы видим, для зарубежной гуманитарной науки это уже сложившееся, долговременное и перспективное направление. Так, в последнем выпуске Российской педагогической энциклопедии понятие "гендер" не представлено вообще, а половое воспитание трактуется как "комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей. "

Возможно, это связано с тем, что в русском языке, в отличие от английского, грамматический род слов в предложении задается структурой слова, а не определяется контекстом. Именно поэтому слово "гендер" в психологическом анализе не может быть адекватно воспроизведено русским аналогом "род", поскольку в русском языке сама структура слов уже наделена родовым признаком. Оттуда некоторые неточности в интерпретации зарубежных научных трудов и в выводах, которые делаются на их основе.

Мною был проведен опрос учительского состава одной средней общеобразовательной школы в виде открытой анкеты. Важно отметить, что во всех случаях опрошенными являлись женщины в возрасте от 30 до 60 лет. Был задан ряд вопросов, основной задачей которого являлось выяснение отношения учителей современной школы к гендеру в образовании, к гендерным стереотипам и полоролевой идентичности. На основе данного анкетирования, можно выделить некоторые закономерности и особенности:

·   75% опрошенных придерживались неоднозначного и противоречивого мнения, считая, что чисто мужскими чертами являются одновременно "сдержанность, спокойность, воля, скрытность" и "прямолинейность, открытость, агрессивность". Следует отметить, что женщина, по мнению тех же 75% - "адаптивна, терпелива, слезлива, усидчива". В то же время, среди этой группы опрошенных, выделилось 25%, которые считают, что так же женскими чертами являются "рассеянность и пугливость".25% всех опрошенных все-таки полагают, что "в современном мире не существует психологических отличий мужчины от женщины, есть индивидуальные психологические отличия" между людьми обоих полов.

·   Относительно патриархальных стереотипов и необходимости их культивировать в учащихся, учителя разделились на две группы: первые 50% считают, что "необходимо воспитывать в мальчиках чувство защитника и качества лидера", а девочке следует быть "заботливой, нежной и покладистой". Вторая группа учителей не видит необходимости учитывать стереотипы в образовательном и воспитательном процессе или культивировать эти стереотипы в учениках.

·   80% учителей полагают, что необходимо учитывать полоролевые особенности учащихся в методике преподавания.

·   Все опрошенные педагоги признают необходимость формирования в учащемся полоролевой идентичности (понимания принадлежности себя к определенному полу).

·   На основе своего собственного опыта, 60% всех опрошенных педагогов считают, что уровень интеллекта у учащихся обоих полов одинаков. 40% указывают на интеллектуальное превосходство мальчиков над девочками.

·   80% педагогов не видят вообще никаких различий в скорости и качестве усвоения нового материала детьми обоих полов, 20% преподавателей указывают на более быстрое усвоение мальчиками нового материала, к тому же, приписывая им "лучше развитое логическое мышление". Все педагоги сходятся во мнении, что девочки усидчивее мальчиков.

На основе данного исследования, можно прийти к выводу, что подавляющее большинство педагогов придерживается патриархальных гендерных стереотипов, но несколько преобразовывают типичный женский и мужской образы, приписывая им новые черты (например, как было описано мной выше, считать мужскими чертами сдержанность и спокойность). Заметна также непоследовательность и противоречивость представлений педагогов об особенностях девочек и мальчиков. По данным анкетирования становится возможным выделить педагогов, которые признают необходимость использования индивидуального подхода к учащимся вне зависимости от пола. Эти учителя считают, что важно ставиться на первое место личность и индивидуальные особенности учащегося, а не стереотипы общества о том, какой эта личность должна быть. Но такого мнения придерживается меньшинство опрошенных. Связи с этим, государство начинает проявлять озабоченность сложившейся ситуацией, неблагоприятной для гармоничного развития свободного демократического общества, и видит безусловную необходимость изменения стратегии политики.

Принятие гендерной стратегии как направления государственной политики обусловливаются необходимостью решить сложные социально-экономические проблемы переходного периода в России, что связано с активизацией всех общественных сил, прежде всего женщин, составляющих большинство (54%) населения страны. Кроме того, по прогнозам социологов, разница между количеством женщин и мужчин увеличится на 10% в пользу первых.

Это означает неизбежность дальнейшего повышения их роли в обществе на базе ликвидации сложившихся дискриминационных гендерных асимметрий в сферах доступа к принятию решений, экономическим ресурсам, собственности, доходам, рабочим местам, профессиям, в распределении домашнего труда, в которых они наделены недостаточным объемом прав и, особенно, возможностей. Чтобы воспитать людей принципиально новых, толерантных взглядов, свободных от жестких стереотипов, и обеспечить нашей стране демократическое будущее, внедрение гендерного образования является задачей, возможно, невыполнимой на данном этапе развития образования в РФ в целом. Только в 90-е был взят курс на гуманизацию и гуманитаризацию, что подразумевало, в том числе, и гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе. Поскольку на практике мы даже спустя 20 лет можем встречать безличное и нечуткое отношение педагогов к ученикам, рано говорить о гендерном подходе.

Неготовность РФ сегодня успешно преодолеть патриархальные, традиционные и тоталитарные установки в обществе можно проследить на ряде фактов:

в системе государственного управления наблюдается существенное преобладание мужчин на высших должностях на уровне принятия политически значимых решений, в то же время женщины доминируют в низшем звене управления, особенно в социальных отраслях с их наболевшими проблемами;

имеет место профессиональная сегрегация работающих женщин, преобладают малоквалифицированные занятия в торговле, обслуживании, не поощряется профессиональная карьера женщин, продвижение по службе, женщины вытесняются из высокооплачиваемых отраслей и должностей, а порой в пространство "теневой" экономики;

отрасли с преобладанием женского труда, формирующие личность (образование, здравоохранение, культура), оплачиваются ниже, чем отрасли с преобладанием мужского труда;

до сих пор в обществе господствуют представления о том, что основным предназначением женщины является семья, недооценивается роль родительства, отцовства, влияние которого в семье не восстановлено до сих пор в нужном объеме;

сохраняется значительный гендерный дисбаланс, проявляющийся в неравномерном распределении домашних обязанностей между мужчинами и женщинами;

неоплачиваемый труд женщин по воспитанию детей пока не рассматривается как вклад в национальное богатство страны, особенно в условиях демографического кризиса и убывающей численности населения;

имеют место гендерные различия в потенциале здоровья мужчин и женщин, на которые должно быть обращено серьезное внимание; - падение рождаемости на фоне высокого уровня смертности;

отсутствие у населения жизненных установок и мотиваций к сохранению здоровья и здорового образа жизни, отсутствие возможностей для получения полноценных медицинских услуг, обеспечивающих охрану здоровья женщин и мужчин в течение всего жизненного цикла;

репродуктивное здоровье женщин остается в опасности: аборты, несмотря на устойчивое снижение их числа, до настоящего времени остаются одним из способов регулирования деторождения;

растет гинекологическая заболеваемость, в том числе у девочек и девушек-подростков; - ухудшается соматическое здоровье, что приводит к повышению осложнений беременности и снижению частоты нормальных родов; - продолжается распространение наркомании и алкоголизма среди молодежи, а также ВИЧ/СПИДа (до 90% вновь зарегистрированных ВИЧ-инфицированных являются внутривенными потребителями наркотиков) и других заболеваний, передающихся половым путем; общество недостаточно оценивает вклад женщин в культуру и развитие страны;

в средствах массовой информации господствует унижающее достоинство женщин отношение как к сексуальному объекту.

Стратегия гендерного равенства уже выбрана правительством РФ. Ее безусловная цель - создание социально-политических условий для наиболее полной реализации способностей женщин и мужчин во всех сферах социальной жизни в целях общего благосостояния и прогресса. Но вопрос о ее воплощении в жизнь, в ее работе на практике остается открытым.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...