Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гендерный аспект в образовании и воспитании в США




 

Система образования в США, особенно система формального образования (средняя школа, профессиональные училища и высшие учебные заведения), доступна самым широким слоям американского населения, и правительство США делает все возможное, чтобы высшее образование было бы так доступно, как и среднее образование. Нетрудно предположить, что вопрос гендерного аспекта в педагогике интересует американских ученых. Следует понимать, что система образования США не предполагает наличие единых образовательных программ и стандартов, единых источников финансирования; помимо различных государственных органов на всех уровнях - федеральном, штатном и особенно местном - в принятии решений по финансовым и организационным вопросам, по формированию программ и методов обучения, по оценке качества обучения могут участвовать представители бизнеса и общественных организаций, родители. Известно, что традиционно все главные решения о том, чему и как учить американских детей, в действительности принимаются родителями и общественными организациями: в зависимости от предпочтений и убеждений заинтересованных лиц, выбирается та или иная стратегия воспитания и образования. Без сомнений, ключевую опору для суждений людям дают результаты исследований, полученных учеными в ходе изучения гендерной психологии.

Основываясь на материале изученных мною лекций доктора Херба Эгена (Herb Agan) по гендерной психологии, можно отметить, что несмотря на гендерные исследования, которые проводятся на территории США, проблемы ущемления прав женщин, дискриминации по половому признаку, а также отсутствия в учительских и родительских кругах понимания всей важности вопроса гендера существовали в 2001 (время записи лекций), и продолжают существовать. Доктор Херб Эген рассказывает студентам, приводя свой личный пример о том, как невежество окружающих, в частности родителей и педагогов, приводит к тому, что человек забывает о своих желаниях и мечтах, игнорирует свою природу, лишь бы соответствовать шаблонному мышлению большинства, не становясь при этом счастливее: "Как у многих из вас, мое первое высшее образование связано с бизнесом, я окончил Университет Экономики в Техасе. Я думал, что мужчина должен быть бизнесменом, это одобрил бы отец, как он одобрил выбор старшего брата. Я думал, что настоящий мужчина должен быть успешным, а размер кошелька прямо пропорционален самодостаточности и важности человека. Я был продуктом такого вирусного мышления, а некоторые до сих пор так считают".

Для иллюстрации всей серьезности ситуации, Херб Эген, как ни странно, апеллирует к шуткам, ведь, по мнению Фрейда, шутки основываются на подсознательных установках и неявных мыслях. Так юмор отражает реальные настроения подавляющего большинства: "<…> - Что хуже, щетина у свиньи или у мужчины? Женщина, которая не делает то, что ей велят. - С одной стороны, подобные шутки кажутся забавными, для сознательных взрослых людей, но что может подумать 9-ти летняя девочка, когда услышит их? А что может подумать 12-ти летняя девочка, у которой есть силы и таланты жить в мужском мире, способности, чтобы принимать решения, что подумает она, услышав подобные шутки? Юмор отражает некоторые проблемы общества, которые непосредственно влияют на нас и на то, как мы строим свою жизнь. И мои лекции направлены на то, чтобы остановить это безумие. <…> Я призываю вас поразмыслить об этом, чтобы вы вышли за рамки ваших предубеждений, преодолели узкое мышление, вылезли из ваших маленьких коробок.

Питер, приятель, тыкв пожиратель,

В доме жену не мог удержать он,

Тогда он из тыквы построил ей дом

И рад, что сидит она в нем под замком.

 

В этом маленьком стишке спрятан огромный смысл, идея определенного образа мышления, отражающего осознание людей своей принадлежности к определенному полу".

В этих точных высказываниях сосредоточены критические мысли, направленные на то, чтобы привлечь внимание людей, смотрящих лекции через сеть интернет или учащихся в Университете Хьюстона, к проблемам всего общества Соединенных Штатов. По мнению доктора Херба Эгена, образованные и сознательные люди имеют сильное влияние на других, не только на родных и близких, но и на абсолютно чужих людей. Именно сознательные и образованные люди выведут неосведомленное большинство на новый уровень осознания действительности так же, как это когда-то сделали великие умы человечества: Коперник, Дарвин, Фрейд.

Начиная с 1998 по 2008 количество школ в США, предлагающих раздельное обучение мальчиков и девочек, возросло с 4 до 223. Школы, имеющие хотя бы несколько "однополых классов", есть в 32 штатах. Сторонники раздельного образования утверждают, что мальчики и девочки растут и развиваются по-разному. У них разные интересы, увлечения, игры. Педагоги настаивают на том, чтобы учитывался период полового созревания, физические и психологические особенности, характерные для каждого пола.

Как правило, противники раздельного образования убеждены, что разница между полами утрирована, а раздельное обучение мальчиков и девочек лишь усиливает стойкую обособленность от противоположного пола, а иногда создает почву для подсознательной враждебности. Классификация детей и разделение их на два лагеря не благоприятствует воспитанию толерантных и терпимых людей. Здесь важным признаются индивидуальные наклонности и предпочтения ребенка, хотя и ожидания его родителей, но не установки на "правильные" игры и занятия для того или иного пола. Даже в начальной школе на занятиях дети сами выбирают, что они будут делать в течение дня. К детям применяется личностно-ориентированный подход.

Можно уверенно утверждать, что исследования в области гендерной педагогики не являются редкостью в США. Но поскольку введение гендерного подхода в образование очень трудоемкий процесс, ко всему прочему, требующий высокий уровень сознательности внутри как самого общества, так и среди педагогов, модернизация становится вопросом времени: почва для нее уже подготавливается, а ученые и преподаватели США делают все возможное со своей стороны, чтобы повысить общий уровень осведомленности населения в вопросах гендера.

 


Заключение

 

Гендерный аспект (то, что называют проблемой пола) является очень широко обсуждаемым вопросом. Гендерные исследования играют все большую роль в науке и жизни, и калькирование терминологии, заимствованной у западных исследователей, в отечественной науке уже произошло, в этом нет сомнений. Тем не менее у российских, как и у зарубежных ученых возникают сомнения, что гендерная идентичность формируется на основе исключительно сексуального различия, а не наряду с классовой, этнической или национальной идентичностью.

По данным психологов, гендерная идентичность формируется у детей в возрасте 5-7 лет, а в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет опытов и практик, важным агентом которого становится образование.

Гендерное образование способно трансформировать политику тоталитарного образования в направлении его большей толерантности. Необходимо уничтожать устаревшие патриархальные стереотипы для формирования новой личности, комфортно и адекватно вписывающейся в концепцию демократического общества. Этот путь предполагает отказ от "застывшей" идентичности и бездумного следования шаблонному мышлению, и выбор непрерывного переосмысления социальных знаков, постоянную генерацию новых ценностей и альтернативных форм культурной жизни.

Подводя итоги, хочется процитировать, на мой взгляд, очень яркое высказывание Марьяны Безруких, директора института возрастной психологии и академика РАО, отражающего суть проблемы различий между полами, которую стремится решить гендерное образование:

"Допустим, мы взяли за основу разделения пол и разделили детей на мальчиков и девочек. Но тогда в каждой группе нужно будет уже мальчиков и девочек разделить на леворуких, гиперактивных, медлительных, часто болеющих и т.п. Что дальше? По цвету глаз или волос? Кстати, и это возможно. Совсем недавно выделены особенности реакции на боль рыжеволосых. Не исключено, что люди, отличающиеся по цвету волос, имеют и какие-то другие различия. Будем разделять? А что потом?"

Гендерное образование отражает тезис о толерантности и мультикультуризме в обществе, приоритете личного над государственным, расширении прав расовых, сексуальных, имущественных, миграционных меньшинств, именно поэтому его популяризация является важной темой.


Список литературы

 

1. Бурн Ш.М. Гендерная психология/Social Psychology of Gender // М.: Прайм-Еврознак, 2004., с.11-84.

2. Воронина О.А. Основы гендерной теории и методологии // Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций // М.: МЦГИ-МВШСЭН, 2000., с.416

. Бем С.Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов // М.: РОССПЭН, 2004., 336 с.

4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины // 2003., с.8-39., 86-130.

. Айвазова С. Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории // 1998.

6. Бендас Т.В. Гендерная психология // СПб.: Питер, 2005., с.431., с.7.

7. Воронина О.А. Гендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации / МЦГИ. Проект гендерная экспертиза // М., 1998.; Режим доступа: www.gender.ru/russian/ public/voronina/soderj. shtml

. Гапова Е.И., Усланова А.Р. Антология гендерной теории // Минск: ПРОПИЛЕИ, 2000., 29 с.

9. Ред.: чл-корр. РАН Н.М. Римашевская, д. ф. н. О.А. Воронина, к. ф. н. Е.А. Баллаева Права женщин и институты гендерного равенства в регионах России // М.: Макс-Пресс, 2011.

10. Каган В.Е. Половые аспекты индивидуальности / Психологические проблемы индивидуальности // М., 1984., с.109-112.

11 Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социолизации в современной западной психологии // 1984., с.62-70., с.159 - 165.

12. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов // 1986., с.95-101.

13. Кон И.С. Введение в сексологию. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений // М.: ИНФРА., 1999., с.288.

14. Штылева Л.В. Почему учителю XXI века необходимо знать про "тендер" и обладать тендерным измерением в работе с детьми? / Внедрение тендерных курсов в систему среднего образования // Иваново, 2000., метод. пособие 15. Киммел М. Гендерное общество // М.: РОССПЭН, 2006., с.464.

16. Клёцина И.С. Гендерная психология // СПб.: ПИТЕР, 2009., с.329-370.

17. Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. Г.А. Чередниченко/Сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко // М.: Socio-Logos, 1993., с.159-177.

. Жеребкина И.А. Теория и история феминизма: Курс лекций // М., 1996., с.378

19. Загайнов И.А. Формирование гендерной компетентности педагога в процессе профессиональной подготовки // Йошкар-Ола, 2007., автореф. дис.

20. Каменская Е.Н. Гендерная компетентность педагога // Таганрог, Таганрогский институт управления и экономики, с.2-9.

21. Giddens À. Sociology A brief but critical introduction. Chapter 6. The family and Gender Houndmills: Macmillan // 1986., p.121-131.

22. Prof. Herb Agan Psychology of Gender // University of Houston Course, lectures.; Режим доступа: www.freevideolectures.com/Course/2585/Psychology-of-Gender

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...