Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объем и дистанция мобильности




Социальная мобильность измеряется при помощи двух глав­ных показателей.

дистанция мобильности — это количество ступенек, на кото­рые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам.

Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происходит именно так. Ненормальная дистанция — неожидан­ный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

Под объемом мобильности понимается число индивидов, кото­рые переместились по социальной лестнице в вертикальном направ­лении за определенный промежуток времени.

Если объем исчисляется количеством переместившихся ин­дивидов, то он называется абсолютным, а если отношением этого количества по всему населению, то относительным объе­мом и указывается в процентах.

Совокупный объем, или масштаб мобильности, определяет количество перемещений по всем стратам вместе, а дифференцированный — по отдельным стратам, слоям, классам. Тот факт, что в индустриальном обществе две трети населения мо­бильны, относится к совокупному объему, а 37% детей рабочих, ставших служащими, — к дифференцированному.

Масштаб социальной мобильности определяется как процен* тная доля тех, кто сменил, в сравнении с отцами, свой соци-s альный статус. Когда Венгрия была капиталистической, т.е. в 30-^ годы, масштаб мобильности равнялся 50%. В социалистической.' Венгрии (60-е годы) он вырос до 64%, а в 1983 г. до 72%. В резуль-i тате социалистических преобразований венгерское общество стало таким же открытым, как и развитые капиталистические страны.

С полным основанием этот вывод применим к СССР. Западно­европейские и американские ученые, проводившие сравнитель­ные исследования (Д. Лэйн, У. Коннор, С. Липсет), установили, что в восточноевропейских странах мобильность выше, чем в развитых капиталистических странах.

Изменение мобильности по отдельным слоям описывается двумя показателями. Первый — это коэффициент мобильности выхода из социального слоя. Он свидетельствует, например, о том, сколько сыновей квалифицированных рабочих стали интелли­гентами или крестьянами. Второй — коэффициент мобильности входа в социальный слой, он свидетельствует о том, из каких слоев пополняется, например, слой интеллигентов. Он обнаруживает социальное происхождение людей.

 

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ МОБИЛЬНОСТИ

На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плот­ность населения. В целом молодые мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Перенаселенные страны чаще испы­тывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Для молодых свойственна профессиональная, для взрослых — экономическая, для пожилых — политическая мобильность.

Уровень рождаемости неодинаково распределен по классам. У низших классов, как правило, больше детей, а у высших — меньше.

Существует закономерность: чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается.

Даже если каждый сын богача пойдет по стопам своего отца, на верхних ступенях социальной пирамиды все равно образуются пустоты, которые заполняют выходцы из низших классов. Ни в одном классе люди не планируют точное количество детей, не­обходимое для замещения родителей. Количество вакансий и ко­личество претендентов на занятие тех или иных социальных по­зиций в разных классах разное.

Профессионалы (врачи, юристы и т.п.) и квалифицирован­ные служащие не имеют достаточно детей, которые могли бы заполнить их рабочие места в следующем поколении. Напротив, фермеры и сельскохозяйственные рабочие, если речь идет о США, имеют на 50% больше детей, чем им необходимо для самозамещения. Нетрудно рассчитать, в каком направлении должна происходить социальная мобильность в современном обществе.

Высокая и низкая рождаемость в разных классах создает для вертикальной мобильности тот же эффект, какой создает для горизонтальной мобильности плотность населения в разных странах. Страты, как страны, могут быть перенаселены или недонаселены.

 

МОБИЛЬНОСТЬ В СССР

Советские социологи в 60-80-е годы достаточно активно изу­чали меж- и внутрипоколенную, а также меж- и внутриклассо­вую мобильность. Основными классами считались рабочие и кре­стьяне, а классоподобной прослойкой — интеллигенция.

Переход между этими тремя группами называется меж­классовыми перемещениями, а переход внутри группы — внутриклассовыми. Если рабочий, крестьянин или интелли­гент повышали уровень образования и переходили с малоква­лифицированной к средне- или высококвалифицированной должности, оставаясь рабочим, крестьянином или интелли­гентом, то они совершали внутриклассовые перемещения.

Когда рабочие, крестьянство и интеллигенция пополняются в основном за счет выходцев из своего класса, говорят о самовосп­роизводстве класса, или воспроизводстве его на собственной ос­нове. Согласно крупномасштабным исследованиям (они охваты­вают страну, целые регионы или города), проведенным в разные годы Ф. Р. Филипповым, М. X. Титмой, Л. А. Гордоном, В. Н. Шубки-ным, 2/3 интеллигенции пополняется за счет выходцев из этой группы. Еще выше эта доля среди рабочих и крестьян. Дети рабочих и крестьян чаще переходят в категорию интеллигентов, чем дети интеллигентов становятся крестьянами и рабочими.

Переход из крестьян и рабочих в интеллигенцию называется вертикальной межклассовой мобильностью. В 20—50-е годы она была особенно активной. Старая интеллигенция была уничтоже­на, ее место заняли выходцы из рабочих и крестьян. Сформиро­валась новая социальная общность — "народная интеллигенция". Партия большевиков выдвигала на руководящие посты в про­мышленности, сельском хозяйстве, органах управления про­стых людей. Их называли "красными директорами", "выдвижен­цами". Но в 60—80-е годы межклассовая мобильность замедлилась. Наступил период стабилизации.

На первый план выступили внутриклассовая мобильность, на нее приходилось в 70—80-е годы до 80% всех перемещений. Внут­риклассовую мобильность еще называют переходом от простого к сложному труду. Рабочий остается рабочим, но его квалификация постоянно растет.

Интересны данные о демографическом составе перемещаю­щихся. В целом женщины мобильнее мужчин, молодые мобиль­нее пожилых. Но мужчины в своей карьере чаще перепрыгивают через несколько ступеней, чем женщины. Они предпочитают передвигаться постепенно. Из малоквалифицированных рабочих в высококвалифицированные и в специалисты мужчины про­двигаются в несколько раз чаще женщин, для которых обыч­ное дело — переход из высококвалифицированных рабочих в специалисты.

Опрос людей и анализ трудовых книжек убеждает в том, что 90% всех перемещений приходится на первое десятилетие трудо­вой деятельности, 9% — на второе, 1% — на третье. На началь­ный период приходится до 95% так называемых возвратных пере­мещений, когда люди возвращаются на ту позицию, которую покинули. Подобные данные лишь подтверждают то, что извест­но всем на уровне здравого смысла: молодежь ищет себя, пробу­ет разные профессии, уходит и возвращается.

Выяснилось, что трудовая карьера в 50-е годы начиналась в 18 лет, в 70-е годы — в 20 лет. Женщины, как правило, начинают работать позже мужчин (что объясняется рождением и воспита­нием детей). Самой притягательной группой для молодежи высту­пает интеллигенция.

Общее направление межпоколенной мобильности молодежи — из группы работников физического труда в группу работников умственного труда.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...