Глава 12. Социальная организация и управление
ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ Общество немыслимо без организаций — банков, предприятий, университетов, магазинов, транспортной системы. Все они — разновидности организации. Под организацией в социологии понимают такую форму или такой способ совместной деятельности людей, при которых она выглядит четко упорядоченной, скоординированной, отлаженной. Поскольку организации касаются прежде всего деятельности людей, а не взаимодействия машин, сырья или технологий, их принято называть социальными организациями. У организаций есть свое название, устав, цели, сфера деятельности, порядок работы, штат сотрудников. Но самое главное с точки зрения социологии — это наличие в них социальной иерархии, статусов, распределения ролей, системы социальных отношений. Организация в миниатюре напоминает общество. Ей свойственны иерархия — вертикальное расположение людей по рангам, и управление — механизм, упорядочивающий взаимодействие людей, стремящихся получить более высокий статус и лучшее место под солнцем. Итак, иерархия описывает статику, а управление — динамику организации. В социальной структуре общества стратификация распределяет людей по сословиям, кастам, классам, а в социальной организации иерархия распределяет их по должностям. Многие понятия, которые были рассмотрены в предыдущих разделах, понадобятся при анализе бюрократии, организации, управления и менеджмента. Именно эти четыре темы являются ключевыми в данной главе. Организация — основной предмет социологии организации. С этим понятием тесно связано такое явление, как бюрократия. Бюрократия — узаконенное господство в организации формальных норм и правил, которыми руководствуются в своих действиях и взаимоотношениях должностные лица. Бюрократия как специфическая группа людей, занимающих властные позиции в обществе, как определенный тип и характер взаимоотношений между людьми, система норм и правил поведения, своеобразный стиль руководства и образ жизни, наконец, как социальный институт зародилась в глубокой древности — с первыми проблесками государства и зачатками политической системы. Уже в Древ-:' нем Египте существовали специальные школы подготовки чиновников. Чиновник — лицо при официальном чине или:' должности — основной носитель и хранитель бюрократии.
М. Вебер рассматривал бюрократию в позитивном смысле (как рациональную машину и форму эффективной деятельности) и в негативном. В негативной (восточной) бюрократии инструкции, приказы, задания и прочие формальные атрибуты власти становятся самоцелью. Средства превращаются в цель. Таков источник дисфункций в социальной организации позитивной бюрократии. Они принимают самые разные формы — от взяток до мафиозных систем. Сравнение восточной и западной бюрократии указывает на то, что количество дисфункций в первой выше, чем во второй. Управление — предмет другой науки, а именно социологии менеджмента. Понятия "менеджмент" и "управление" очень близки. Иногда их вообще отождествляют. В техническом смысле так оно и должно быть, ибо менеджмент дословно означает управление. Поэтому в тексте оба слова употребляются как синонимы, но лишь в техническом значении. Как культурные явления, они, несомненно, различаются. И вот чем. Менеджмент — прежде всего инструмент коммерческого управления, хотя на Западе он используется где угодно. Менеджер — наемный работник, профессионал своего дела, субъект управления, действующий в какой-то организации. Он — лицо, а менеджмент — глубоко персонифицированная система. Когда менеджер теряет свое лицо, он превращается в обезличенного бюрократа.
СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА УПРАВЛЕНИЯ Управление всегда основывается на презумпции власти и полномочий, на подчинении нижестоящих вышестоящим, на явном или скрытом давлении одних в сторону других, на неравенстве и доступе к экономическим и социальным благам. Горизонтальная и вертикальная дифференциация ролей, закрепляемая в одном обществе при помощи унаследованных, а в другом — экономических привилегий, имеет обязательно элитарный характер. Если разделение власти и контроля институциализировано, т.е. признано и закреплено обществом, то где бы ни находилась личность, она попадает в жесткую структуру предписанных ролей и ценностей. Управление может принимать авторитарную или демократическую формы, но оно всегда останется определенным режимом деятельности индивидов или групп, ограничением свободы действий рамками предписанных норм и правил. Управленческая пирамида (рис. 25) построена таким образом, что в ее конусе находятся самые привилегированные должности и их гораздо меньше, чем непривилегированных, исполнительских позиций внизу. Стало быть, и претендентов на продвижение больше, чем под них уготовано мест. Стремление к достижению, как основной мотив управленческой карьеры, не обязательно связано с социально не одобряемыми действиями ("подсиживание", коррумпирование, протекция, клевета). Но всегда он объективно связан с несправедливостью; если на руководящий пост выдвигается только один, а другие остаются на прежнем месте, то тем самым неявно подчеркивается — первый не равен вторым. Основной принцип коллективистских отношений нарушается. Недаром большинство утопических коммун погибали в тот момент, когда функцию управления, до того выполнявшуюся всеми, узурпировал один или несколько индивидов.
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ Структуру управления не следует путать с более широким понятием "структура организации", которая включает формальную и неформальную организацию. Структура управления — элемент структуры организации и охватывает собой только формальную организацию. Рис. 25. Уровни управления и название должностей в американских компаниях. Уровень индивидуальных контрибьютеров показан пунктирной линией потому, что он не входит собственно в структуру управления, но входит в структуру организации.
Под структурой управления надо понимать упорядоченное расположение уровней управления от низшего к высшему. Структура управления по возрастающим уровням начинается с низшего звена — цеховых руководителей, затем переходит к руководству среднего звена и к руководству высшего звена. Такова типичная структура. Однако в крупных компаниях может быть по крайней мере пять уровней: низшее звено, младшее звено, среднее звено, старшее звено, высшее звено. В вооруженных силах, отраслевых и региональных органах управления имеет место значительно большее число уровней руководства — 49 и-| более. Если между исполнителями (рабочими и служащими) или, как их еще называют, индивидуальными контрибьютерами и руководителем высшего звена (президентом компании) существует большое число уровней, такую структуру управления называют вертикальной (рис. 26). Если уровней руководства немного, ее называют горизонтальной (рис.27). Рис. 26. Пирамида власти: вертикальная структура управления организацией. Традиционная структура управления, существующая многие тысячи лет, исключающая функциональные службы, называется линейной структурой. Возникшая в начале XX века новая структура управления, включающая целую сеть функциональных служб (отдел кадров, конструкторский отдел, отдел рекламы, отдел НОТ, отдел снабжения, отдел маркетинга, бухгалтерия), называется линейно-штабной структурой. Функциональные службы составляют консультативный штаб при главном руководстве фирмы, обслуживающий линейные подразделения (основные цехи). На рис. 25 изображена структура организации и уровни управления. Руководители высшего звена включают президента компании, директора фирмы, председателя совета, ректора университета и т.д. Они отличаются от руководителей всех других уровней тем, что никому не подчиняются. Ниже стоят их заместители, обозначаемые приставкой "вице-" (вице-президент). Это старшие управляющие.
Руководители высшего звена считают себя администраторами, так же как и высшие чиновники гражданских ведомств. Администраторы направляют деятельность фирмы. В основном это относится к председателям, президентам и директорам. Их заместители, участвуя в определении политики компании, в основном занимаются другим: кто из руководителей низших уровней должен выполнять данные решения и директивы. Между администрацией и управлением существует следующее различие: администрация в лице высшего руководства определяет главные цели и политику фирмы, а управление, которым занимаются все другие руководители, обеспечивает выполнение операций, необходимых для реализации этих целей и политики. Функции администрации и управления взаимно пересекаются. Их выполнением, полагает Д. Макфарланд, не обязательно занимаются одни и те же люди, хотя на любом уровне одно и то же лицо может делить свое рабочее время между администрированием и управлением (в том числе контролем). Чем выше уровень управления, тем больше времени уделяется администрированию и меньше — управлению. И наоборот. Полностью избежать управления никому не удается, даже президенту фирмы. Часть времени он занимается контролем над деятельностью непосредственно подчиненных ему управляющих. Мастер же основное внимание уделяет контролю за операциями других работников и минимальное время тратит на работу по определению политики фирмы на своем участке.
АДХОКРАТИЯ В 1970 г. Алвин Тоффлер ввел термин "адхократия" и назвал ее альтернативной бюрократии формой организации. адхократия — (от лат. ad hoc) — организационная структура, основу которой составляют временные рабочие группы, которые собираются для решения одной задачи или проекта, а после завершения работы распускаются и создаются заново для следующей задачи. Иначе адхократия называется "партисипативная система", "система 4", "теория" и "небюрократическая организация". Адхократии могут существовать внутри бюрократической организации как мобильные временные группы, созданные для решения специальных задач, которые не может решать организация в целом. Если бюрократия имеет 3 и более уровней управления, то адхократия — не более 2. Бюрократия более эффектна в стабильной экономической ситуации, адхократия — в нестабильной. Конкретный пример адхократии "система 4" — это одна из моделей стиля руководства с максимумом участия исполнителей в управлении, разработанная Ренсисом Лайкертом. По мнению специалистов, адхократия — это будущее формальных организаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|