Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 12. Социальная организация и управление




ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Общество немыслимо без организаций — банков, предприя­тий, университетов, магазинов, транспортной системы. Все они — разновидности организации. Под организацией в социологии понимают такую форму или такой способ совместной деятельно­сти людей, при которых она выглядит четко упорядоченной, ско­ординированной, отлаженной. Поскольку организации касаются прежде всего деятельности людей, а не взаимодействия машин, сырья или технологий, их принято называть социальными организа­циями. У организаций есть свое название, устав, цели, сфера дея­тельности, порядок работы, штат сотрудников. Но самое главное с точки зрения социологии — это наличие в них социальной иерархии, статусов, распределения ролей, системы социальных отношений. Организация в миниатюре напоминает общество. Ей свойственны иерархия вертикальное расположение людей по рангам, и управление механизм, упорядочивающий взаимодей­ствие людей, стремящихся получить более высокий статус и луч­шее место под солнцем. Итак, иерархия описывает статику, а управление — динамику организации.

В социальной структуре общества стратификация распределя­ет людей по сословиям, кастам, классам, а в социальной орга­низации иерархия распределяет их по должностям. Многие поня­тия, которые были рассмотрены в предыдущих разделах, понадобятся при анализе бюрократии, организации, управления и менеджмента.

Именно эти четыре темы являются ключевыми в данной гла­ве. Организация — основной предмет социологии организации. С этим понятием тесно связано такое явление, как бюрократия. Бюрократия узаконенное господство в организации формаль­ных норм и правил, которыми руководствуются в своих действиях и взаимоотношениях должностные лица. Бюрократия как спе­цифическая группа людей, занимающих властные позиции в об­ществе, как определенный тип и характер взаимоотношений между людьми, система норм и правил поведения, своеобраз­ный стиль руководства и образ жизни, наконец, как социальный институт зародилась в глубокой древности — с первыми проблесками государства и зачатками политической системы. Уже в Древ-:' нем Египте существовали специальные школы подготовки чиновников. Чиновник лицо при официальном чине или:' должности — основной носитель и хранитель бюрократии.

М. Вебер рассматривал бюрократию в позитивном смысле (как рациональную машину и форму эффективной деятельности) и в негативном. В негативной (восточной) бюрократии инструкции, приказы, задания и прочие формальные атрибуты власти становят­ся самоцелью. Средства превращаются в цель. Таков источник дис­функций в социальной организации позитивной бюрократии. Они принимают самые разные формы — от взяток до мафиозных систем. Сравнение восточной и западной бюрократии указывает на то, что количество дисфункций в первой выше, чем во второй.

Управление — предмет другой науки, а именно социологии ме­неджмента. Понятия "менеджмент" и "управление" очень близ­ки. Иногда их вообще отождествляют. В техническом смысле так оно и должно быть, ибо менеджмент дословно означает управ­ление. Поэтому в тексте оба слова употребляются как синони­мы, но лишь в техническом значении.

Как культурные явления, они, несомненно, различаются. И вот чем. Менеджмент — прежде всего инструмент коммерческого управления, хотя на Западе он используется где угодно. Менед­жер — наемный работник, профессионал своего дела, субъект управления, действующий в какой-то организации. Он — лицо, а менеджмент — глубоко персонифицированная система. Когда менеджер теряет свое лицо, он превращается в обезличенного бюрократа.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА УПРАВЛЕНИЯ

Управление всегда основывается на презумпции власти и пол­номочий, на подчинении нижестоящих вышестоящим, на яв­ном или скрытом давлении одних в сторону других, на неравен­стве и доступе к экономическим и социальным благам. Горизон­тальная и вертикальная дифференциация ролей, закрепляемая в одном обществе при помощи унаследованных, а в другом — эко­номических привилегий, имеет обязательно элитарный характер. Если разделение власти и контроля институциализировано, т.е. признано и закреплено обществом, то где бы ни находилась лич­ность, она попадает в жесткую структуру предписанных ролей и ценностей.

Управление может принимать авторитарную или демократи­ческую формы, но оно всегда останется определенным режи­мом деятельности индивидов или групп, ограничением свободы действий рамками предписанных норм и правил.

Управленческая пирамида (рис. 25) построена таким обра­зом, что в ее конусе находятся самые привилегированные дол­жности и их гораздо меньше, чем непривилегированных, ис­полнительских позиций внизу. Стало быть, и претендентов на продвижение больше, чем под них уготовано мест. Стремление к достижению, как основной мотив управленческой карьеры, не обязательно связано с социально не одобряемыми действия­ми ("подсиживание", коррумпирование, протекция, клевета). Но всегда он объективно связан с несправедливостью; если на руководящий пост выдвигается только один, а другие остаются на прежнем месте, то тем самым неявно подчеркивается — первый не равен вторым. Основной принцип коллективистских отношений нарушается. Недаром большинство утопических коммун погибали в тот момент, когда функцию управления, до того выполнявшуюся всеми, узурпировал один или несколько индивидов.

 

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

Структуру управления не следует путать с более широким понятием "структура организации", которая включает фор­мальную и неформальную организацию. Структура управления — элемент структуры организации и охватывает собой только фор­мальную организацию.

Рис. 25. Уровни управления и название должностей в американс­ких компаниях. Уровень индивидуальных контрибьютеров показан пунктирной линией потому, что он не входит собственно в струк­туру управления, но входит в структуру организации.

Под структурой управления надо понимать упорядоченное расположение уровней управления от низшего к высшему. Структура управления по возрастающим уровням начинается с низшего звена — цеховых руководителей, затем переходит к ру­ководству среднего звена и к руководству высшего звена. Такова типичная структура. Однако в крупных компаниях может быть по крайней мере пять уровней: низшее звено, младшее звено, среднее звено, старшее звено, высшее звено. В вооруженных силах, отраслевых и региональных органах управления имеет место значительно большее число уровней руководства — 49 и-| более.

Если между исполнителями (рабочими и служащими) или, как их еще называют, индивидуальными контрибьютерами и ру­ководителем высшего звена (президентом компании) существу­ет большое число уровней, такую структуру управления называ­ют вертикальной (рис. 26). Если уровней руководства немного, ее называют горизонтальной (рис.27).

Рис. 26. Пирамида власти: вертикальная структура управления организацией.

Традиционная структура управления, существующая мно­гие тысячи лет, исключающая функциональные службы, на­зывается линейной структурой. Возникшая в начале XX века новая структура управления, включающая целую сеть функ­циональных служб (отдел кадров, конструкторский отдел, от­дел рекламы, отдел НОТ, отдел снабжения, отдел маркетин­га, бухгалтерия), называется линейно-штабной структурой. Функциональные службы составляют консультативный штаб при главном руководстве фирмы, обслуживающий линейные подразделения (основные цехи).

На рис. 25 изображена структура организации и уровни управ­ления. Руководители высшего звена включают президента компа­нии, директора фирмы, председателя совета, ректора универси­тета и т.д. Они отличаются от руководителей всех других уровней тем, что никому не подчиняются. Ниже стоят их заместители, обозначаемые приставкой "вице-" (вице-президент). Это старшие управляющие.

Руководители высшего звена считают себя администратора­ми, так же как и высшие чиновники гражданских ведомств. Адми­нистраторы направляют деятельность фирмы. В основном это от­носится к председателям, президентам и директорам. Их заместители, участвуя в определении политики компании, в основном занимаются другим: кто из руководителей низших уров­ней должен выполнять данные решения и директивы. Между ад­министрацией и управлением существует следующее различие:

администрация в лице высшего руководства определяет главные цели и политику фирмы, а управление, которым занимаются все другие руководители, обеспечивает выполнение операций, необ­ходимых для реализации этих целей и политики.

Функции администрации и управления взаимно пересекаются. Их выполнением, полагает Д. Макфарланд, не обязательно зани­маются одни и те же люди, хотя на любом уровне одно и то же лицо может делить свое рабочее время между администрирова­нием и управлением (в том числе контролем). Чем выше уровень управления, тем больше времени уделяется администрирова­нию и меньше — управлению. И наоборот. Полностью избежать управления никому не удается, даже президенту фирмы. Часть времени он занимается контролем над деятельностью непосред­ственно подчиненных ему управляющих. Мастер же основное внимание уделяет контролю за операциями других работников и минимальное время тратит на работу по определению политики фирмы на своем участке.

 

АДХОКРАТИЯ

В 1970 г. Алвин Тоффлер ввел термин "адхократия" и назвал ее альтернативной бюрократии формой организации. адхократия — (от лат. ad hoc) — организационная структура, основу которой составляют временные рабочие группы, которые собираются для решения одной задачи или проекта, а после завершения работы распускаются и создаются заново для следующей задачи. Иначе адхократия называется "партисипативная система", "система 4", "теория" и "небюрократическая организация".

Адхократии могут существовать внутри бюрократической организации как мобильные временные группы, созданные для решения специальных задач, которые не может решать органи­зация в целом. Если бюрократия имеет 3 и более уровней управле­ния, то адхократия — не более 2. Бюрократия более эффектна в стабильной экономической ситуации, адхократия — в неста­бильной. Конкретный пример адхократии "система 4" — это одна из моделей стиля руководства с максимумом участия исполните­лей в управлении, разработанная Ренсисом Лайкертом. По мне­нию специалистов, адхократия — это будущее формальных орга­низаций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...