Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Абсолютная и относительная бедность




Традиционно социологи выделяли абсолютную и относитель­ную бедность.

Под абсолютной Бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо спосо­бен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечи­вающие биологическую выживаемость. Численным критерием выс­тупает порог бедности (прожиточный минимум).

Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе.

Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми. Она является сравнительной ха­рактеристикой в двух смыслах.

Во-первых, она показывает, что вы бедны относительно того изобилия или достатка, которым обладают другие члены обще­ства, не считающиеся бедными. Первое значение относительной бедности заключается в сравнении одной страты с другими стратами или слоями. Во-вторых, она показывает, что вы бедны от­носительно некоторого стандарта жизни, например, стандарта достойной, или приличествующей жизни.

Еще 40 лет назад черно-белый телевизор в СССР считался предметом роскоши, доступным немногим. В 90-е годы цвет­ной телевизор появился в каждой семье, а черно-белый счита­ется признаком скромного достатка, или относительной бед­ности. Скоро в разряд относительной бедности перейдут те, кто не сможет позволить себе купить компьютер или японский телевизор.

Границы абсолютной и относительной бедности не совпада­ют. В обществе может быть ликвидирована абсолютная бедность, но всегда сохранится относительная.

Ведь неравенство — неизменный спутник сложных обществ. Относительная бедность, таким образом, сохраняется даже тог­да, когда стандарты жизни всех слоев общества повысились.

Чем богаче страна, тем внимательнее относятся к проблеме бед­ности и решительнее с ней борются. Правительство США тщатель­но изучает группы населения, живущие в абсолютной бедности. Принимаются всевозможные программы помощи бедным. В ре­зультате из 25,3 млн абсолютно бедных удалось перевести в раз­ряд относительно бедных 11 млн человек.

 

Справка

В США около 3 млн бездомных. У них нет ни собственности, ни достойных человека условий существования.

В США нет учреждений, напоминающих наши "Дома ребен­ка" или сиротские дома. Там не бросают детей по причине бедно­сти родителей или физических недостатков ребенка.

7. НИЩЕТА

В России к беднякам относили неимущих, малоимущих и эксплуатируемых крестьян. Бедняцкое хозяйство — это кресть­янское хозяйство. нищетой называлась крайняя бедность. Ни­щим считался человек, живущий подаянием, собирающий милостыню.

В социологическом смысле нищие — это люди, способные удов­летворять только физические потребности, обеспечивающие лишь биологическое выживание.

Но не всех живущих в абсолютной бедности следует называть нищими. Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и по­собия, но они не попрошайничают. К нищим правильнее отно­сить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством.

В разных обществах к нищим относились по-разному. В одних случаях их зачисляли в разряд бездельников, с которыми прихо­дилось бороться, а в других нищих и попрошаек окружали орео­лом святости. Отношение к нищим могло меняться в одной и той же стране на протяжении разных эпох.

В России нищие до 1917г. считались убогими, т.е. обиженными обществом, но приближенными к Богу. После революции 1917 г. они стали преследоваться законом за уклонение от общественно полезного труда.

В Европе XVI века, пока государство не взяло на себя забо­ту о благосостоянии человека, было выгодно считаться бед­ным. В старые времена нищий, постучавшийся в дом богача, считался посланцем Бога, если не самим Христом в изгнании. У русских крестьян подача милостыни нищим считалась очи­щением от грехов. В XIX веке один нищий за день мог насоби­рать до 5 пудов печеного хлеба. Продав их по 35 коп. за пуд, он выручал сумму, достаточную для того, чтобы устроить угоще­ние с водкой в трактире. Привыкнув хорошо жить, они даже за высокую плату не соглашались работать, ссылаясь на болез­ни, немочь.

Но чувство уважения и сострадания постепенно уходили в прошлое. Ни на что не способные бездельники, опасные для го­сударства — таковым стало мнение общества, напуганного рос­том числа попрошаек и нищих. Постоянно принимались меры против попрошайничества и бродяжничества, занятие которыми считалось преступлением.

Бродяг арестовывали и избивали, на выбритой голове вы­жигали каленым железом клеймо, которое означало, что во второй раз их повесят на месте без суда или сошлют на галеры. В некоторых странах с ними обходились еще суровее. В Англии в 1547 г. парламент одобрил закон о превращении бродяг в рабов.

Для бродяг строили ночлежные дома и приюты, создавали фонды помощи, но как социальная категория они никогда не исчезали.

 

ДЕПРИВАЦИЯ

Наряду с бедностью и нищетой (иногда именуемой глубокой бедностью) выделяют обездоленность.

Обездоленность характеризует бедность, возникшую из-за от­сутствия доступа к материальным и культурным благам по состоя­нию здоровья, в связи с многодетностью, алкоголизмом и т.д.

От обездоленности надо отличать депривацию. Понятие соци­альной деприваццц применяется к тем группам населения, которые в чем-либо ущемлены в обычных человеческих правах и не могут вести полноценный образ жизни. Обычно ими являются дети, инвалиды, безработные, пенсионеры, представители другой расы или на­ции, а также бедные. Под депривацией подразумевается лишение или недостаточность условий, необходимых для нормальной жизни. Таким образом, обездоленность характеризует определен­ную группу бедных, а депривация относится ко многим группам населения.

Бедные не являются экономически самостоятельной категори­ей, так как неспособны обеспечить материальное благополучие се­мьи, не прибегая к помощи государства (дотациям, пособиям, разовым выплатам). Хотя они теряют экономический суверени­тет, но не лишаются конституционных прав и социальных при­вилегий, существующих в обществе. Правда, реализовать свои права в полном объеме они не могут. Полноценная, социально насыщенная жизнь существует как бы не для них. Формально бедные имеют доступ к высококачественному медицинскому обслуживанию и образованию, но реально доступ к ним для них закрыт.

 

Справка

Российские социологи установили, что в период падения жиз­ненного уровня Друзей теряют в первую очередь бедные. Им не на что угощать гостей и трудно самим ходить в гости.

Дети, рожденные в бедных семьях, не имеют тех социальных преимуществ, которые автоматически достаются выходцам из богатых семей. Они многого лишены. Если у них нет машины, то в США они, к примеру, не могут пользоваться загородными су­пермаркетами, где цены ниже, довольствуясь местными магази­нами, где цены выше. Обычно они покупают продукты неболь­шими партиями, а это дороже, чем покупка оптом или большой партией. Часто им приходится пользоваться кредитом, и следова­тельно, платить дополнительный налог.

Бедняки живут в не престижных, перенаселенных и крими­ногенных частях города, в некомфортных жилищах, питаются хуже других, посещают плохие школы, рано бросают учебу и не получают необходимой квалификации. В результате у них худшие стартовые условия в жизни и они чаще начинают тру­довую карьеру с неквалифицированной и малооплачиваемой работы.

Одним из последствий депривации является то, что бедные не осваивают социально одобряемые роли и высокие культурные ценности. У них не формируются качества, необходимые для правильного восприятия окружающей действительности. Угол зрения бедных смещен в сторону негативных оценок реальнос­ти, пессимизма и отчаяния. Часто они не могут построить нор­мальные взаимоотношения в семье: повышенные тона при раз­говоре, взаимные упреки, ругань и оскорбления становятся обычным делом.

Экономическая необустроенность сказывается на успеваемо­сти детей бедняков. Часто они вынуждены отвлекаться на подра­ботки, в результате чего не могут хорошо усвоить школьную программу. В семьях бедняков мало книг, нет библиотеки, кото­рая помогала бы расширить кругозор. Родители, как правило, малообразованные, не в состоянии помочь им в учебе. И само образование как ценность в таких семьях не пользуется высоким авторитетом. Если в семье наблюдается хроническое недоедание или малокалорийное питание, усугубленное алкоголизмом, то на свет появляется неполноценное потомство.

В бывшем СССР насчитывалось около 3 млн. детей с умствен­ными или физическими недостатками. Дети бедняков недополу­чают родительской заботы, а в школе ситуация усугубляется еще больше, так как учителя не только не окружают их должной

заботой, но стремятся выжить из школы. Бедняки — основной источник так называемых "неблагополучных детей".

"Догоняющая бедность", так можно назвать явление, суть которого состоит в престижном потреблении. Для молодежи в большей мере, чем для взрослых, свойственно хорошо одевать­ся и выглядеть не хуже других. Модные джинсы, дорогая куртка, кроссовки, плейер и многое другое, чем обладают дети более состоятельных родителей, формируют некоторые образцы, на которые ориентируются дети тех, кому подобные вещи не по карману. Если покупка модных вещей для родителей из состоя­тельных классов может пройти незаметно, то на бюджете роди­телей бедняков это сказывается очень заметно. Если первые зат­рачивают на них 1/4 часть семейного бюджета, то вторые — 2/3. Относительная цена престижных покупок для бедных гораздо выше. Подобного не произошло, если бы бедняки ориентирова­лись на потребительские стандарты своего собственного класса.

Престижное потребление вынуждает многих жить не по сред­ствам. Выходцы из бедных семей тяготятся своим положением и своей семьей, материальный уровень которой не позволяет жить лучше. На этой почве возникает конфликт поколений, дети обви­няют родителей в том, что они не умеют жить как все, не умеют или не хотят "делать деньги", даже пренебрегая нормами мора­ли. В результате дети бедняков изыскивают незаконные способы получения дохода.

Деньги нужны им, чтобы "догнать" богатых, жить по стан­дартам, навязанным им средним или высшим классом. Не удиви­тельно, что у бедных чаще, чем у представителей других слоев, начало трудовой карьеры связано с нелегальным бизнесом.

 

СУБКУЛЬТУРА БЕДНОСТИ

Еще в 40-е годы XX века антропологи и социологи стали заду­мываться о том, что бедность представляет собой не только, а если взглянуть на вопрос глубже, то и не столько экономичес­кую проблему, сколько культурную. Однако лишь в 1961 г. Оскар Левис, изучавший проблемы в Мексике, а позже и на Кубе, чет­ко сформулировал понятие субкультуры (или культуры) бедности. В Мексике он столкнулся с любопытным фактом: для того чтобы как-то компенсировать несчастья и лишения, выпавшие на их долю, дети бедняков формируют специфическую систему ценностей (т.е. культуру), которая помогает им жить в большом обществе. В такой культуре преувеличиваются ценности настоя­щего в противоположность ценности будущего. Бедный стремит­ся взять от жизни как можно больше здесь и сейчас. Совершая преступления, он не задумывается о будущих последствиях. Счи­тая себя обойденным, он крадет у имущих, стремясь "распреде­лить богатство по справедливости". Характерные черты субкуль­туры бедности — повышенная агрессивность и озлобленность, культ силы и равенства, склонность к авантюрным и рискован­ным предприятиям, обвинение других в своих собственных бе­дах, специфическое понимание успеха в жизни.

В то же время им присущи те же мечты и надежды на лучшее будущее, что и богатым. Разница в том, что первые верят в осу­ществимость своей мечты меньше вторых.

Однако на Кубе он столкнулся с другим явлением. Экономи­чески многих кубинцев следовало отнести к категории бедных, иные обитали в трущобах и малоприспособленных жилищах. Тем не менее у них не было того самого "комплекса бедности", ко­торый служит непременным признаком субкультуры бедности, а именно апатии: пессимизма, отчуждения от власти и т.д.

Напротив, кубинцы после революции 1961 г. переживали подъем патриотизма, веры в светлое будущее, социальной ак­тивности. Ученый пришел к выводу о том, что экономические показатели бедности и культурные показатели бедности необяза­тельно связаны друг с другом [5].

Там, где они совпадают, формируется особый образ жизни и система ценностей. Им свойственны замкнутость и сознательный изоляционизм. Совместными усилиями социологи выработали обязательный список черт, которым должна соответствовать субкультура бедности:

- экономическая и социальная зависимость;

- отсутствие четких моделей ролевого поведения;

- девиантное поведение: наркомания, алкоголизм, прости­туция;

- отчуждение и политическая пассивность;

- отсутствие жизненных планов и уверенности в себе;

- повышенная конфликтность внутрисемейных отношений (грубость, ссоры родителей и детей, частые разводы);

- доминирующее положение женщины в семье;

- ранний секс,

- преклонение перед физической силой [6, с.46].

Социологи пришли также к заключению, что эти черты мо­гут быть присущи не всему низшему классу, а лишь его части — тем, кто хронически беден. Это та часть бедных, к которым при­менимо понятие "андеркласс". Он описывает социальную катего­рию людей, которые выпали из социальной структуры обще­ства, кто живет вне рамок общества, господствующей культуры и общепринятого образа жизни, кто, наконец, стал носителем культуры обездоленных.

К постоянно, или хронически бедным, по данным исследо­ваний, относятся лишь 2% от общего числа находящихся за чер­той бедности [6, с.48]. Поэтому неправомерно переносить черты их образа жизни на всех бедных. Как правило, субкультура андер-класса территориально локализована (гетто, районы, очаги или кварталы бедности). Более того, субкультура андеркласса явля­ется не только локализованной, но в некоторых странах и на­следуемой.

Таким образом, субкультура бедных — специфическое явле­ние, которое имеет характерные только для него черты. Они и были описаны выше. Однако не все, кто относится статистикой к бедным, разделяют ценности данной субкультуры.

Для многих бедность всего лишь временное состояние. По­этому правильнее связывать субкультуру бедных — как специфи­ческое и яркое явление — только с хронической бедностью, а количественно — лишь с незначительной частью бедных, отно­симых к андерклассу.

 

ГРУППЫ БЕДНЫХ

Социологи давно изучают вопрос о социальном составе бед­ных. Уже в XIX веке в самой развитой стране Европы Англии возникла потребность в эмпирическом исследовании проблемы. Наиболее полное исследование бедности представил Чарльз Бут.

Население Лондона он разделил на 8 групп по размерам и регу­лярности получения доходов — от низшего класса, включающе­го чернорабочих, бродяг и преступников, до высшего. Четыре нижних группы Бут отнес к бедным. У бедных была самая высо­кая плотность поквартальною расселения — по 3 человека в од­ной комнате. Для сравнения, на представителя среднего класса приходилось до 4 комнат. На анализе семейных бюджетов строи­лось исследование француза Фредерика Ле Пле.

В XIX веке он обнаружил факты, которые ученые не смогли опровергнуть в XX веке, а именно: у бедных самые высокие тра­ты из семейного бюджета на питание; бедные больше других (по удельному весу) тратят на алкоголь и бесполезные развлечения;

чем выше расходы на питание, тем ниже шансы на социальное продвижение.

Сегодня американские социологи включают в состав бедных следующие группы: “а”

1. безработные;

2. малооплачиваемые рабочие;

3. недавние иммигранты;

4. люди, переехавшие из деревни в город;

5. национальные меньшинства (особенно негры);

6. бродяги и бомжи;

7. люди, не имеющие возможности работать из-за старости, увечья или болезни;

8. неполные семьи во главе с женщиной.

Статистики выявили в США такие закономерности: более половины общего числа бедных семей возглавляют женщины: 2/ 3 тех, кто достиг порога бедности или опустился ниже его — жен­щины; бедных больше среди негров, чем среди белых.

В СССР к категории бедняков относили одиноких пенсионе­ров, членов многодетных семей, инвалидов (с детства, по при­чине травмы или заболевания). В обыденном сознании существу­ют свои критерии: к бедным относятся все, кто стоит в бесконечных очередях у магазинов.

Наряду с объективным методом определения состава и чис­ленности групп бедных существует субъективный. В опросе люди д сами определяют, кто именно относится к бедным. Согласно j данным исследования Н.Наумовой (1988), к наиболее бедным j слоям 38% респондентов отнесли представителей неквалифииИ- j

сованного труда (уборщицы, чернорабочие, почтальоны, сани­тарки), 32% — инженерно-технических работников, служащих, младших научных сотрудников, "среднюю интеллигенцию", 10% - учителей, воспитателей детсадов, медицинских работни­ков и пенсионеров.

 

Литература

1. Hess В., Barkson E., Stein P. Sociology. N.Y., 1991.

2. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

3. Российская Федерация в 1992 году. Статистический ежегодник. М.,1993.

4. Cooper P. Sociology. An introduction course. L., 1988.

5. Levis 0. The culture of poverty // Poverty in America. Michigan, 1965. P. 405-419.

6. Ярошенко С.С. Синдром бедности // Социологический журнал. 1994. № 2. С.43-50.

7. Лене С. Бедность: неискоренимый парадокс Америки. М., 1976.

8. Салуцкий А. Бедные и богатые: деревня сегодня. М., 1989.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...