Абсолютная и относительная бедность
Традиционно социологи выделяли абсолютную и относительную бедность. Под абсолютной Бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием выступает порог бедности (прожиточный минимум). Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми. Она является сравнительной характеристикой в двух смыслах. Во-первых, она показывает, что вы бедны относительно того изобилия или достатка, которым обладают другие члены общества, не считающиеся бедными. Первое значение относительной бедности заключается в сравнении одной страты с другими стратами или слоями. Во-вторых, она показывает, что вы бедны относительно некоторого стандарта жизни, например, стандарта достойной, или приличествующей жизни. Еще 40 лет назад черно-белый телевизор в СССР считался предметом роскоши, доступным немногим. В 90-е годы цветной телевизор появился в каждой семье, а черно-белый считается признаком скромного достатка, или относительной бедности. Скоро в разряд относительной бедности перейдут те, кто не сможет позволить себе купить компьютер или японский телевизор. Границы абсолютной и относительной бедности не совпадают. В обществе может быть ликвидирована абсолютная бедность, но всегда сохранится относительная. Ведь неравенство — неизменный спутник сложных обществ. Относительная бедность, таким образом, сохраняется даже тогда, когда стандарты жизни всех слоев общества повысились.
Чем богаче страна, тем внимательнее относятся к проблеме бедности и решительнее с ней борются. Правительство США тщательно изучает группы населения, живущие в абсолютной бедности. Принимаются всевозможные программы помощи бедным. В результате из 25,3 млн абсолютно бедных удалось перевести в разряд относительно бедных 11 млн человек.
Справка В США около 3 млн бездомных. У них нет ни собственности, ни достойных человека условий существования. В США нет учреждений, напоминающих наши "Дома ребенка" или сиротские дома. Там не бросают детей по причине бедности родителей или физических недостатков ребенка. 7. НИЩЕТА В России к беднякам относили неимущих, малоимущих и эксплуатируемых крестьян. Бедняцкое хозяйство — это крестьянское хозяйство. нищетой называлась крайняя бедность. Нищим считался человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. В социологическом смысле нищие — это люди, способные удовлетворять только физические потребности, обеспечивающие лишь биологическое выживание. Но не всех живущих в абсолютной бедности следует называть нищими. Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и пособия, но они не попрошайничают. К нищим правильнее относить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством. В разных обществах к нищим относились по-разному. В одних случаях их зачисляли в разряд бездельников, с которыми приходилось бороться, а в других нищих и попрошаек окружали ореолом святости. Отношение к нищим могло меняться в одной и той же стране на протяжении разных эпох. В России нищие до 1917г. считались убогими, т.е. обиженными обществом, но приближенными к Богу. После революции 1917 г. они стали преследоваться законом за уклонение от общественно полезного труда.
В Европе XVI века, пока государство не взяло на себя заботу о благосостоянии человека, было выгодно считаться бедным. В старые времена нищий, постучавшийся в дом богача, считался посланцем Бога, если не самим Христом в изгнании. У русских крестьян подача милостыни нищим считалась очищением от грехов. В XIX веке один нищий за день мог насобирать до 5 пудов печеного хлеба. Продав их по 35 коп. за пуд, он выручал сумму, достаточную для того, чтобы устроить угощение с водкой в трактире. Привыкнув хорошо жить, они даже за высокую плату не соглашались работать, ссылаясь на болезни, немочь. Но чувство уважения и сострадания постепенно уходили в прошлое. Ни на что не способные бездельники, опасные для государства — таковым стало мнение общества, напуганного ростом числа попрошаек и нищих. Постоянно принимались меры против попрошайничества и бродяжничества, занятие которыми считалось преступлением. Бродяг арестовывали и избивали, на выбритой голове выжигали каленым железом клеймо, которое означало, что во второй раз их повесят на месте без суда или сошлют на галеры. В некоторых странах с ними обходились еще суровее. В Англии в 1547 г. парламент одобрил закон о превращении бродяг в рабов. Для бродяг строили ночлежные дома и приюты, создавали фонды помощи, но как социальная категория они никогда не исчезали.
ДЕПРИВАЦИЯ Наряду с бедностью и нищетой (иногда именуемой глубокой бедностью) выделяют обездоленность. Обездоленность характеризует бедность, возникшую из-за отсутствия доступа к материальным и культурным благам по состоянию здоровья, в связи с многодетностью, алкоголизмом и т.д. От обездоленности надо отличать депривацию. Понятие социальной деприваццц применяется к тем группам населения, которые в чем-либо ущемлены в обычных человеческих правах и не могут вести полноценный образ жизни. Обычно ими являются дети, инвалиды, безработные, пенсионеры, представители другой расы или нации, а также бедные. Под депривацией подразумевается лишение или недостаточность условий, необходимых для нормальной жизни. Таким образом, обездоленность характеризует определенную группу бедных, а депривация относится ко многим группам населения.
Бедные не являются экономически самостоятельной категорией, так как неспособны обеспечить материальное благополучие семьи, не прибегая к помощи государства (дотациям, пособиям, разовым выплатам). Хотя они теряют экономический суверенитет, но не лишаются конституционных прав и социальных привилегий, существующих в обществе. Правда, реализовать свои права в полном объеме они не могут. Полноценная, социально насыщенная жизнь существует как бы не для них. Формально бедные имеют доступ к высококачественному медицинскому обслуживанию и образованию, но реально доступ к ним для них закрыт.
Справка Российские социологи установили, что в период падения жизненного уровня Друзей теряют в первую очередь бедные. Им не на что угощать гостей и трудно самим ходить в гости. Дети, рожденные в бедных семьях, не имеют тех социальных преимуществ, которые автоматически достаются выходцам из богатых семей. Они многого лишены. Если у них нет машины, то в США они, к примеру, не могут пользоваться загородными супермаркетами, где цены ниже, довольствуясь местными магазинами, где цены выше. Обычно они покупают продукты небольшими партиями, а это дороже, чем покупка оптом или большой партией. Часто им приходится пользоваться кредитом, и следовательно, платить дополнительный налог. Бедняки живут в не престижных, перенаселенных и криминогенных частях города, в некомфортных жилищах, питаются хуже других, посещают плохие школы, рано бросают учебу и не получают необходимой квалификации. В результате у них худшие стартовые условия в жизни и они чаще начинают трудовую карьеру с неквалифицированной и малооплачиваемой работы. Одним из последствий депривации является то, что бедные не осваивают социально одобряемые роли и высокие культурные ценности. У них не формируются качества, необходимые для правильного восприятия окружающей действительности. Угол зрения бедных смещен в сторону негативных оценок реальности, пессимизма и отчаяния. Часто они не могут построить нормальные взаимоотношения в семье: повышенные тона при разговоре, взаимные упреки, ругань и оскорбления становятся обычным делом.
Экономическая необустроенность сказывается на успеваемости детей бедняков. Часто они вынуждены отвлекаться на подработки, в результате чего не могут хорошо усвоить школьную программу. В семьях бедняков мало книг, нет библиотеки, которая помогала бы расширить кругозор. Родители, как правило, малообразованные, не в состоянии помочь им в учебе. И само образование как ценность в таких семьях не пользуется высоким авторитетом. Если в семье наблюдается хроническое недоедание или малокалорийное питание, усугубленное алкоголизмом, то на свет появляется неполноценное потомство. В бывшем СССР насчитывалось около 3 млн. детей с умственными или физическими недостатками. Дети бедняков недополучают родительской заботы, а в школе ситуация усугубляется еще больше, так как учителя не только не окружают их должной заботой, но стремятся выжить из школы. Бедняки — основной источник так называемых "неблагополучных детей". "Догоняющая бедность", так можно назвать явление, суть которого состоит в престижном потреблении. Для молодежи в большей мере, чем для взрослых, свойственно хорошо одеваться и выглядеть не хуже других. Модные джинсы, дорогая куртка, кроссовки, плейер и многое другое, чем обладают дети более состоятельных родителей, формируют некоторые образцы, на которые ориентируются дети тех, кому подобные вещи не по карману. Если покупка модных вещей для родителей из состоятельных классов может пройти незаметно, то на бюджете родителей бедняков это сказывается очень заметно. Если первые затрачивают на них 1/4 часть семейного бюджета, то вторые — 2/3. Относительная цена престижных покупок для бедных гораздо выше. Подобного не произошло, если бы бедняки ориентировались на потребительские стандарты своего собственного класса. Престижное потребление вынуждает многих жить не по средствам. Выходцы из бедных семей тяготятся своим положением и своей семьей, материальный уровень которой не позволяет жить лучше. На этой почве возникает конфликт поколений, дети обвиняют родителей в том, что они не умеют жить как все, не умеют или не хотят "делать деньги", даже пренебрегая нормами морали. В результате дети бедняков изыскивают незаконные способы получения дохода. Деньги нужны им, чтобы "догнать" богатых, жить по стандартам, навязанным им средним или высшим классом. Не удивительно, что у бедных чаще, чем у представителей других слоев, начало трудовой карьеры связано с нелегальным бизнесом.
СУБКУЛЬТУРА БЕДНОСТИ Еще в 40-е годы XX века антропологи и социологи стали задумываться о том, что бедность представляет собой не только, а если взглянуть на вопрос глубже, то и не столько экономическую проблему, сколько культурную. Однако лишь в 1961 г. Оскар Левис, изучавший проблемы в Мексике, а позже и на Кубе, четко сформулировал понятие субкультуры (или культуры) бедности. В Мексике он столкнулся с любопытным фактом: для того чтобы как-то компенсировать несчастья и лишения, выпавшие на их долю, дети бедняков формируют специфическую систему ценностей (т.е. культуру), которая помогает им жить в большом обществе. В такой культуре преувеличиваются ценности настоящего в противоположность ценности будущего. Бедный стремится взять от жизни как можно больше здесь и сейчас. Совершая преступления, он не задумывается о будущих последствиях. Считая себя обойденным, он крадет у имущих, стремясь "распределить богатство по справедливости". Характерные черты субкультуры бедности — повышенная агрессивность и озлобленность, культ силы и равенства, склонность к авантюрным и рискованным предприятиям, обвинение других в своих собственных бедах, специфическое понимание успеха в жизни. В то же время им присущи те же мечты и надежды на лучшее будущее, что и богатым. Разница в том, что первые верят в осуществимость своей мечты меньше вторых. Однако на Кубе он столкнулся с другим явлением. Экономически многих кубинцев следовало отнести к категории бедных, иные обитали в трущобах и малоприспособленных жилищах. Тем не менее у них не было того самого "комплекса бедности", который служит непременным признаком субкультуры бедности, а именно апатии: пессимизма, отчуждения от власти и т.д. Напротив, кубинцы после революции 1961 г. переживали подъем патриотизма, веры в светлое будущее, социальной активности. Ученый пришел к выводу о том, что экономические показатели бедности и культурные показатели бедности необязательно связаны друг с другом [5]. Там, где они совпадают, формируется особый образ жизни и система ценностей. Им свойственны замкнутость и сознательный изоляционизм. Совместными усилиями социологи выработали обязательный список черт, которым должна соответствовать субкультура бедности: - экономическая и социальная зависимость; - отсутствие четких моделей ролевого поведения; - девиантное поведение: наркомания, алкоголизм, проституция; - отчуждение и политическая пассивность; - отсутствие жизненных планов и уверенности в себе; - повышенная конфликтность внутрисемейных отношений (грубость, ссоры родителей и детей, частые разводы); - доминирующее положение женщины в семье; - ранний секс, - преклонение перед физической силой [6, с.46]. Социологи пришли также к заключению, что эти черты могут быть присущи не всему низшему классу, а лишь его части — тем, кто хронически беден. Это та часть бедных, к которым применимо понятие "андеркласс". Он описывает социальную категорию людей, которые выпали из социальной структуры общества, кто живет вне рамок общества, господствующей культуры и общепринятого образа жизни, кто, наконец, стал носителем культуры обездоленных. К постоянно, или хронически бедным, по данным исследований, относятся лишь 2% от общего числа находящихся за чертой бедности [6, с.48]. Поэтому неправомерно переносить черты их образа жизни на всех бедных. Как правило, субкультура андер-класса территориально локализована (гетто, районы, очаги или кварталы бедности). Более того, субкультура андеркласса является не только локализованной, но в некоторых странах и наследуемой. Таким образом, субкультура бедных — специфическое явление, которое имеет характерные только для него черты. Они и были описаны выше. Однако не все, кто относится статистикой к бедным, разделяют ценности данной субкультуры. Для многих бедность всего лишь временное состояние. Поэтому правильнее связывать субкультуру бедных — как специфическое и яркое явление — только с хронической бедностью, а количественно — лишь с незначительной частью бедных, относимых к андерклассу.
ГРУППЫ БЕДНЫХ Социологи давно изучают вопрос о социальном составе бедных. Уже в XIX веке в самой развитой стране Европы Англии возникла потребность в эмпирическом исследовании проблемы. Наиболее полное исследование бедности представил Чарльз Бут. Население Лондона он разделил на 8 групп по размерам и регулярности получения доходов — от низшего класса, включающего чернорабочих, бродяг и преступников, до высшего. Четыре нижних группы Бут отнес к бедным. У бедных была самая высокая плотность поквартальною расселения — по 3 человека в одной комнате. Для сравнения, на представителя среднего класса приходилось до 4 комнат. На анализе семейных бюджетов строилось исследование француза Фредерика Ле Пле. В XIX веке он обнаружил факты, которые ученые не смогли опровергнуть в XX веке, а именно: у бедных самые высокие траты из семейного бюджета на питание; бедные больше других (по удельному весу) тратят на алкоголь и бесполезные развлечения; чем выше расходы на питание, тем ниже шансы на социальное продвижение. Сегодня американские социологи включают в состав бедных следующие группы: “а” 1. безработные; 2. малооплачиваемые рабочие; 3. недавние иммигранты; 4. люди, переехавшие из деревни в город; 5. национальные меньшинства (особенно негры); 6. бродяги и бомжи; 7. люди, не имеющие возможности работать из-за старости, увечья или болезни; 8. неполные семьи во главе с женщиной. Статистики выявили в США такие закономерности: более половины общего числа бедных семей возглавляют женщины: 2/ 3 тех, кто достиг порога бедности или опустился ниже его — женщины; бедных больше среди негров, чем среди белых. В СССР к категории бедняков относили одиноких пенсионеров, членов многодетных семей, инвалидов (с детства, по причине травмы или заболевания). В обыденном сознании существуют свои критерии: к бедным относятся все, кто стоит в бесконечных очередях у магазинов. Наряду с объективным методом определения состава и численности групп бедных существует субъективный. В опросе люди д сами определяют, кто именно относится к бедным. Согласно j данным исследования Н.Наумовой (1988), к наиболее бедным j слоям 38% респондентов отнесли представителей неквалифииИ- j сованного труда (уборщицы, чернорабочие, почтальоны, санитарки), 32% — инженерно-технических работников, служащих, младших научных сотрудников, "среднюю интеллигенцию", 10% - учителей, воспитателей детсадов, медицинских работников и пенсионеров.
Литература 1. Hess В., Barkson E., Stein P. Sociology. N.Y., 1991. 2. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. 3. Российская Федерация в 1992 году. Статистический ежегодник. М.,1993. 4. Cooper P. Sociology. An introduction course. L., 1988. 5. Levis 0. The culture of poverty // Poverty in America. Michigan, 1965. P. 405-419. 6. Ярошенко С.С. Синдром бедности // Социологический журнал. 1994. № 2. С.43-50. 7. Лене С. Бедность: неискоренимый парадокс Америки. М., 1976. 8. Салуцкий А. Бедные и богатые: деревня сегодня. М., 1989.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|